Падартхадхармасанграха

ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА: Сборник характеристик категорий.

Падартхадхармасанграха — это санскритский термин, который можно перевести как «Сборник характеристик категорий».

Этот текст представляет собой комментарий к Вайшешика-сутрам, но на практике представляет собой самостоятельный трактат. Он был составлен в VI веке нашей эры.

Прашастапада, а его автор — неизвестный учёный.

Падартхадхармасанграха отражает желание вайшешиков восстановить первоначальную систему шести категорий после V века нашей эры.

Чандрамати предпринял попытку расширить его до десяти категорий.

Кроме того, Падартхадхармасанграха включает в себя и ряд новшеств, заимствованных из логико-гносеологической школы буддизма, особенно из работ Дигнаги.

Одним из таких нововведений являются три необходимые характеристики среднего срока, известные как трайрупья.

Все шесть категорий обладают характеристиками существования (аститва), именуемости (абхидхеятва) и познаваемости (джнейятва).

Первые пять категорий, за исключением неотъемлемости, представляют собой то, что может иметь что-то еще.

Последние пять категорий, за исключением субстанции, не могут быть «местом» или локусом качеств и движений.

Субстанции, качества и движения существуют (сатта), они могут быть общими и особыми, называемыми «вещами» (артха), быть агентами дхармы и не-дхармы, а также быть следствиями и причинами чего-либо.

Общее, частное и присущее существуют само по себе (сватмасаттва), «характеризуются суждениями», они не могут быть ни следствием, ни причиной чего-либо, они не зависят от различий между общим и частным, они вечны и нельзя назвать «вещами».

В Падартхадхармасанграче после классификации основных типов бытия дается описание характеристик всех шести категорий.

Материальные элементы земля, вода, огонь и воздух характеризуются присущими им свойствами.

Затем они дифференцируются на двух уровнях – как атомы и производные формы.

Последние распределяются по соответствующим «телам», органам чувств (которые, по мнению Вайшешики, имеют материальное происхождение) и объектам.

Представление четырех материальных элементов в Прашастападе обеспечивает основу для описания физической реальности Квайшешики.

Субстанции (дхармы) включают материальные и нематериальные объекты.

Материальные субстанции — это земля, вода, огонь и воздух, а также атомы, из которых они состоят. Нематериальные субстанции включают время, пространство, душу и разум.

Качества (гуны) – это характеристики веществ, придающие им различные свойства.

Качества могут быть общими (например, цвет, вкус) или специфическими (например, острота, сладость).

Они могут быть присущи материальным и нематериальным субстанциям.

Движения (крия) — это изменения, происходящие в субстанциях или качествах.

Движения включают перемещение в пространстве, изменения состояния и другие формы изменений.

Общее (саманья) — категория, объединяющая несколько субстанций, качеств или движений на основе их общих характеристик.

Например, все красные цвета объединяются в общий «красный».

Частное (вишеша) — категория, обозначающая различия между субстанциями, качествами или движениями на основе их индивидуальных особенностей.

Например, конкретный «красный» может отличаться от конкретного «синего».

Неприсущность-присущность (самаваявья) — категория, указывающая на внутреннюю связь или причинно-следственную связь между веществом и его качеством или движением.

Например, цветочному веществу присущ цвет (качество).

Падартхадхармасанграха — важный текст системы Вайшешики, который, согласно этой философской школе, помогает понять основные категории и характеристики физической реальности.

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2011-07-23 05:15:35
Баллов опыта: 552966
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.