Пришло время достать старушку Астру с чердака и немного рассказать о ней, заглянуть внутрь.
Так, "Астер" .
В комплект входили: основной клавиатурный блок, игровой контроллер «электроника», блок питания, несколько соединительных проводов, пара барабанов с играми (через некоторое время их переписали на аудиокассеты), инструкция по эксплуатации, брошюра с описанием.
Базовые и примеры всяких разных программ.
Вычислительный блок.
Представляет собой «сенсорную» клавиатуру тех лет. Контакт кнопок замыкался нажатием на верхнюю поверхность.
Хочется отметить, что это не лучшая клавиатура для программирования, но выглядела она очень необычно.
Большинство «ключей» имеют 5-6 значений, и порой поиск нужного значения из кода занимал довольно много времени.
Щелчки раздавались через телевизор.
Еще хотелось бы отметить, что телевизор «Березка» пришлось модернизировать, чтобы можно было использовать приставку.
Нас ждет внутри: процессор Зилог Z80 , два РПОМ К573РФ4А (об этом устройстве ниже с макроснимками) и около четырёх десятков логик.
Астра у меня появилась в семь лет, а К573РФ4А привлек меня своим внешним видом уже тогда.
Зилог Z80 - восьмиразрядный микропроцессор с тактовой частотой 2,5 МГц ( Вики ) К573РФ4А - Перепрограммируемое ПЗУ.
Информация стирается с помощью ультрафиолетового излучения (до 20 минут облучения), запись и программирование осуществляется с помощью электричества.
Объем К573РФ4А составляет 64 Килобита (подробнее: характеристики И механизм )
Игровой манипулятор - «Ээлектроника».
Выполнен в отечественном стиле ;) с отечественным разъемом.
Тот же разъем использовался для телевизора.
Реализовано на герконах.
Рычаг находится на пружинном шарнире, обеспечивающем возврат в нейтральное положение.
Магнитное кольцо в основании рычага.
Для прямых направлений (лево, право, верх, низ) использовался один геркон, для диагональных направлений (лево-низ и т.д.) почему-то два.
Возможно для работы в более узких положениях рычага.
Через пару лет после Astra (1990-1991) стали появляться консоли Dendy, Sega и другие.
Кто-то вспомнит игровые клубы с подобными приставками типа Астры (Спектры и другие аналоги).
Наверняка самой популярной игрой в таких клубах были самолеты.
Игры были разные, большинство из них были аркадными, редко были «3D» аркады и, конечно же, старичок Pac-Man. Среди примеров программ, представленных в руководстве, были всякие разноцветные анимации, всякие дайверы, погружавшиеся на дно моря (книгу не могу найти, сделал бы пару фото).
Астру собирали на МП «РОБОТ» в Минске.
Вернемся к устройству К573РФ4А
Инженерная красота.
Выше уже писалось, что К573РФ4А представляет собой перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство емкостью 64 кбит (8кх8) с ультрафиолетовым стиранием и электрической записью информации.
Содержит 169579 неотъемлемых элементов.
Он имеет восьмибитную организацию, при этом одновременно считываются 8 бит. Размер буквы примерно 58 микрон.
Что означает эта маркировка в Интернете, я не нашел.
RF86P или RFVBP.
Состав матрица памяти с ячейками памяти :
Отрывок из лекции : УФ-стираемое ПЗУ построено на основе матрицы памяти, построенной на ячейках памяти, внутренняя структура которой представлена на следующем рисунке:
Ячейка представляет собой МОП-транзистор, затвор которого изготовлен из поликристаллического кремния.
Затем в процессе изготовления чипа этот затвор окисляется и в результате он оказывается окружен оксидом кремния — диэлектриком с отличными изолирующими свойствами.
В описываемой ячейке при полностью стёртом ПЗУ заряда в плавающем затворе нет, а значит, транзистор не проводит ток.
При программировании микросхемы на второй затвор, расположенный над плавающим затвором, подается высокое напряжение и за счет туннельного эффекта в плавающий затвор индуцируются заряды.
После снятия напряжения программирования с плавающего затвора индуцированный заряд сохраняется и, следовательно, транзистор остается в проводящем состоянии.
Заряд на плавающем затворе может храниться десятилетиями.
Структурная схема постоянного запоминающего устройства не отличается от масочного ПЗУ, описанного ранее.
Единственное, что используется вместо перемычки – описанная выше ячейка.
В перепрограммируемых ПЗУ ранее записанная информация стирается с помощью ультрафиолетового излучения.
Для того чтобы этот свет беспрепятственно проходил к полупроводниковому кристаллу, в корпус чипа встроено окно из кварцевого стекла.
При облучении микросхемы изолирующие свойства оксида кремния теряются и накопленный заряд из плавающего затвора перетекает в объем полупроводника, а транзистор ячейки памяти переходит в выключенное состояние.
Время стирания микросхемы составляет от 10 до 30 минут. Число циклов записи-стирания микросхем колеблется от 10 до 100 раз, после чего микросхема выходит из строя.
Это связано с губительным воздействием ультрафиолета.
Эти микросхемы чаще всего хранят программы BIOS для компьютеров общего назначения.
Под разными углами освещения можно увидеть многоуровневые маршруты тропинок.
Микроэлектроника, разумеется.
Спасибо.
Теги: #Старое железо #микроэлектроника #astra #spectrum #basic #игровая консоль
-
Различия Между Rest И Soap
19 Oct, 24 -
Я Доставляю Многоадресную Рассылку
19 Oct, 24 -
Пользовательские Интерфейсы
19 Oct, 24