Обсуждаем Контекст Современного Звука



Обсуждаем контекст современного звука

Накладные наушники Audio-Technica ATH-M50x, ограниченная серия В 29-м выпуске подкаста The Sound мы обсуждаем контекст современного музыкального потребления и возможности погружения в тему.

[ Узнайте больше о подкасте Sound ] [ Послушайте этот выпуск ] Другие выпуски подкаста

Дмитрий: Сейчас сложилась ситуация, когда крупные IT-компании вроде Apple с их Apple Music и покупкой Beats, с одной стороны, дают нам удобство, с другой — затягивают нас в свою закрытую экосистему: мы получаем определенный набор альбомов.

, треки, то есть определенный выбор, но мы не можем выйти за рамки этого с точки зрения, например, получения музыки со сжатием без потерь.

Это выбор, который люди должны сделать, если они не хотят тратить дополнительное время на поиск, получение и загрузку музыки потенциально более высокого качества самостоятельно.

Тимофей: Здесь нужно говорить о том, что существует четкий выбор между удобством и качеством.

Как бы парадоксально это ни звучало, у Apple Music, при всем ее удобстве, есть, на мой взгляд, проблемы.

Я бы с радостью заплатил гораздо больше за Apple Music, если бы мог слушать музыку на совершенно другом уровне качества.

Но, поскольку это очень удобно, и я могу слушать практически любую песню в любое время, я иду на этот компромисс.

Я достаю телефон из кармана, подключаюсь к Apple Music и слушаю музыку таким образом.

Хотя в некоторые моменты мне этого, конечно, уже не хватает. И я достаю диск или запускаю что-нибудь с жесткого диска в качестве без потерь.

И тогда я уже получаю максимальное удовольствие.

И в этот момент я думаю, а зачем мне эта Apple Music? Но потом я все равно к нему возвращаюсь просто потому, что это удобно.

Этот осознанный выбор, когда человек, понимающий, как должна звучать музыка, как она может звучать, выбирает удобство, а не качество, — это страшный парадокс, мне кажется.

Дмитрий: Аналогичная ситуация возникает, например, при прослушивании музыки в метро.

Портативным плеерам и ЦАПам достаточно сложно конкурировать со смартфонами, использующими возможности экосистемы Apple и других компаний.

Тимофей: Да.

Опять одна коробка.

Подключите его и слушайте.

Но если говорить о метро – мы уже много раз поднимали эту тему – метро не лучший пример.

Это экстремальная среда как для уха, так и для восприятия звука.

И прослушивание музыки в этом случае – способ отключиться от внешнего мира.

Здесь, конечно, у людей меньше претензий к качеству звука.

Хорошо, что тебя слышно.

В зависимости конечно от того, насколько хороший или плохой материал использован, и насколько приличные наушники.

Однако в метро уже довольно часто появляются люди с «бутербродами» (когда у человека есть не просто смартфон, а отдельный смартфон, ЦАП и усилитель, и все это скреплено специальной резинкой).

Этот «бутерброд» лежит в рюкзаке или сумке.

Я уже вижу это.

Если даже я, оказавшись в метро – а я там езжу не часто – увижу это, возможно, это означает, что будущее наступило.

Человек выбирает [качество звука], потому что не могу сказать, что такой «бутерброд» удобно носить с собой.

Тем более, если говорить об основной функции смартфона – разговоре по телефону.

Я слабо представляю, как технически реализовать телефонный разговор с таким «бутербродом».

Очевидно, что наушники должны быть гарнитурой.



Обсуждаем контекст современного звука

Портативный плеер FiiO X3 2-го поколения Дмитрий: Я скорее имел в виду случай с транспортом в целом - его можно отнести как к самолету, так и к достаточно длительной поездке на автобусе.

Это ведь более комфортные условия, когда человек может спокойно откинуться в мягком кресле и послушать хорошую музыку.

С другой стороны, тема портативной техники интересна и с точки зрения оснащения рабочего места.

Сейчас можно заметить, что люди начинают совершенно по-другому относиться к тому, чем они занимаются в рабочее время.

Можно смело сделать перерыв на 15-20 минут за обедом и послушать хорошую музыку, если рабочее место уже не оборудовано классическими компьютерными колонками конца 90-х – начала 2000-х.

В то время у каждого были компьютерные колонки справа и слева от монитора.

Человек уже может легко приобрести портативную систему за 15-20 тысяч рублей, которая будет находиться у него на работе.

Кажется, он не очень к ней привязан и не требует от нее многого.

Но зато позволяет хорошо провести время, даже если это не открытая стереосистема, а просто комплект из ЦАП и достаточно хороших наушников.

Тимофей: Обычно в офисах действительно есть какие-то недорогие вещи для общего прослушивания.

Вообще концепция открытого пространства или просто больших помещений, где сидит огромное количество людей, подразумевает использование личных средств изоляции человека от других.

В какое открытое пространство ни посмотри, повсюду головы в наушниках.

Иначе невозможно работать.

Концепция офисов, которая была не так давно, мне кажется более логичной.

Не всегда достаточно просто надеть наушники, чтобы абстрагироваться от внешней среды.

Еще мне хочется отвернуться от нее как можно дальше и так, чтобы ничего не видеть боковым зрением.

Но есть люди, которые действительно не умеют работать с музыкой.

Невозможно представить, как они вообще работают в открытом космосе.

Самое печальное, что эффективность этих людей существенно падает. Начальник может посмотреть на результаты работы такого сотрудника, несмотря на то, что он казался таким многообещающим, но они (результаты) оставляют желать лучшего.

Самое смешное, что все это связано с тем, что он не может отключиться от внешней среды, он постоянно в ней находится.

И наушники, к сожалению, не решат эту проблему на 100%.

В свое время у нас в «Аудиомании» была ситуация, когда мы очень долго не могли договориться, какое радио будем слушать.

Разные люди слушают очень разную музыку.

Постоянно сидеть в наушниках – не совсем нормально и типично; время от времени хочется уйти оттуда.

Комфортнее находиться на природе.

Действительно была проблема.

В одной комнате у нас были ярые сторонники тяжелой музыки, люди, привыкшие работать с современной электроникой, и противники того и другого.

Было очень сложно прийти к соглашению.



Обсуждаем контекст современного звука

Портативная колонка Marshall Stockwell Дмитрий: С другой стороны, было бы очень интересным решением иметь отдельную комнату, например небольшую кухню, где люди могли бы по очереди включать музыку.

Тимофей: Это, конечно, было бы очень хорошо.

Опять же, по нашему опыту, в помещении, где люди собираются на перерыв, как правило, ничего не звучит. Для нас, по крайней мере.

Люди переводят дух, что-то обсуждают, и, как правило, это не работа.

Хотя было бы здорово познакомиться с музыкой друг друга.

Например, до этого друга я, любивший тяжелую музыку, практически ее не слушал.

Когда он меня с ним познакомил, я понял, что есть интересные моменты и композиции, которые я бы даже не прочь послушать, но, конечно, не в качестве фона во время основной работы.

Дмитрий: Да, таким образом вы сможете сразу получить самые отборные композиции и не тратить время на изучение темы и самостоятельный поиск.

Когда человек погружен в тему, он знает, что конкретно можно показать, каков эталон и пример хороших композиций в той или иной теме.

Тимофей: Здесь вообще стоит помнить, что люди – существа странные.

С одной стороны, им постоянно нужен широкий выбор, с другой – они им практически не пользуются.

Если взять, к примеру, Apple Music, то это вообще возможность слушать что угодно.

Но люди не знают, чего хотят. Оказывается, некоторые плейлисты и подборки они слушают до сих пор.

То же самое происходит и в Смарт ТВ.

Почему Smart TV развивается так медленно? Потому что люди не привыкли сами выбирать себе контент. И тут получается, что человеку доступно всё, но он не знает, что взять.

Поэтому люди, которые могут познакомить тебя с новым миром, новым стилем музыки и рассказать, что такое происходит, — это очень круто.

То же самое касается поиска на Smart TV приложений, которые могут содержать что-то интересное.

Недавно я подсел на TED. Я смотрю несколько спектаклей каждый день.

Это ни с чем не сравнимое чувство.

Но опять же, в каком режиме я это смотрю? Нажимаю кнопку «показать случайное исполнение», не сижу и не выбираю что-то по тегам, потому что непонятно, что выберу.

Я чего-то хочу, щелкаю и смотрю это что-то.

Очень странное существо – человек.

Дмитрий: Интересно подумать о том, как изменилась аудиоэкосистема с точки зрения доступности.

Я совсем недавно купил любительскую зеркальную камеру и попытался разобраться.

Я понял, что ничего, кроме автоматического режима, он мне предоставить не может, да и собственно это все, что у меня было впервые, пока я не сел читать довольно толстую инструкцию.

С точки зрения аудиотехнологий ситуация, мне кажется, гораздо проще.

Не нужно погружаться в тему неделями, чтобы сразу получить достаточно хорошее качество.

Тимофей: С фототехникой все немного иначе.

Существует профессиональная и непрофессиональная фототехника.

Кстати, аудио тоже.

Для домашнего прослушивания не нужно ничего понимать, с одной стороны, с другой стороны, если мы говорим о том, как изменился формат потребления музыки, то здесь, наверное, можно поспорить с мыслью, что многие все упрощается.

В 80-х я мог достать магнитофон, вставить кассету, нажать кнопку «Play» и все — другого варианта прослушивания не было.

Ладно, катушки, винил.

С винилом ситуация другая.

Кстати, винил из детства у меня ни с чем, кроме сказок, не ассоциируется.

Люди, которые тогда слушали виниловые пластинки, были очень специфическими.

Был у меня один друг, он постоянно бегал в магазин «Мелодия», стоял в огромной очереди, чтобы купить пластинку, потому что это было непросто.

В наше время, чтобы иметь много возможностей, нужно немного разбираться в технологиях.

Скажем так, есть простой путь, а есть трудный.

Все как в фотоаппаратах: есть автоматический режим, нажимаешь одну кнопку и получаешь результат, есть разные другие режимы.

То есть, если человек хочет большего, ему придется в этом разобраться.

И больше здесь, скорее, в возможностях, дополнительных функциях.

Например, те же сетевые игроки.

Вы можете записать музыку на флэшку, воткнуть ее в ресивер и слушать.

Есть такой вариант. Другой вопрос, что именно может воспроизвести ресивер и насколько хорошо он это делает. Если мы хотим дополнительного удобства, мы уже говорим о сетевых хранилищах, на которых что-то хранится, и это все нужно настроить.

Все это в принципе не сложно.

Точно так же, как настройка выдержки и диафрагмы на фотоаппарате, ведь сейчас, наверное, любой фотоаппарат может нормально выставить баланс белого.

И научиться понимать, как это работает, можно примерно за десять минут. Об этом пишут книги.

Со звуком немного сложнее.

Самое главное, что меняются условия, меняется оборудование, а люди не особо за этим успевают. Есть люди, которые следят за новинками.

А есть люди, которые этого не знают и им это не нужно.

Для них это слишком сложно; это своего рода барьер, который не дает им окунуться в мир аудио.

Они смотрят, видят много проводов, много устройств, много настроек и решают купить бумбокс и послушать его.

Дмитрий: Получается, что, с одной стороны, снова встает вопрос выбора.

Конечно, лучше, когда есть достаточно широкий выбор.

Но, с другой стороны, нам нужно понять, как к этому подойти.

Например, на рабочем месте у нас будет довольно скромная аудиосистема по сравнению с тем, что мы можем себе позволить дома.

Тимофей: Кстати, я не согласен.

У нас в офисе есть сотрудник, у которого на столе стоит очень дорогой ЦАП, очень дорогой усилитель для наушников, и он использует очень дорогие наушники.



Обсуждаем контекст современного звука

Внешний ЦАП Arcam rPac Дмитрий: Да, это если мы говорим о замкнутой цепи, когда человек слушает в наушниках.

Тимофей: Я думаю, что группа слушает не наушники.

И здесь действительно все очень сложно.

Есть разные категории людей, которые привыкли работать в разной атмосфере.

Например, в бухгалтерском учете редко что-то происходит. Для меня это очень странно.

Однако существуют разные категории людей, и их можно четко разделить по профессиям.

Учителя близки к бухгалтерам.

Эти люди не могут работать под музыку, она их отвлекает. Дмитрий: Наверное, дело в том, что и в бухгалтерском учете, и в учебном процессе очень много отчетности.

Тимофей: Нет, я не согласен.

У меня тоже есть огромное количество цифр.

Когда я работаю с цифрами, собираю какую-то статистику, создаю какой-то отчет, а это происходит почти каждый день, все это очень хорошо идет под музыку.

Мне кажется, здесь дело не в том, что человек делает, а в том, как он к этому относится и что происходит у него в голове.

Для меня процесс с музыкой гораздо веселее и веселее.

Это неотъемлемая часть этого.

Без музыки будет тяжело, долго и сложно.

С музыкой это легко и быстро.

Единственное, я не могу в такие моменты слушать пение на русском языке.

Причина, вероятно, здесь ясна.

Русский — мой родной язык, и я слишком хорошо его понимаю.

И, к счастью, с английским этого пока не происходит, потому что иначе вообще непонятно, что мне придется слушать.

Только инструментальная музыка.

Дмитрий: Вернемся к вопросу выбора.

Интересно посмотреть на разницу, которая существует сейчас по сравнению с тем, что было 6-8-10 лет назад. Помимо широты выбора, это еще и возможность получить экспертные знания о том, что сейчас есть на рынке.

Существует множество платформ, позволяющих углубиться в ту или иную тему.

С точки зрения аудиотехники и акустики, есть ли сейчас такие экспертные площадки по этой теме? Тимофей: Ох, это больная тема.

Если немного вспомнить прошлое, аудиотехнологии в те же 80-е были двигателем прогресса.

Этой темой сейчас занялись ИТ, вероятно, больше в контексте смартфонов и мобильной связи.

В 80-е годы такого не было.

Именно поэтому много говорили об аудио- и видеотехнике.

СМИ также поддержали эту тему.

Средства массовой информации в целом очень быстро подключаются к интересующей проблеме.

Сейчас, к сожалению, это практически не так.

Имеются фрагментарные публикации.

Если это не специализированные СМИ, ждать компетентного материала не стоит. У нас был негативный опыт, когда непрофильный интерьерный журнал собирался сделать статью о домашних кинотеатрах.

Мы принимали в этом участие, помогали, рассказывали.

Когда статья вышла, мне хотелось застрелиться.

Столько времени было потрачено на то, чтобы донести до людей суть, а статья оказалась не о том, да еще и безграмотная.

К сожалению, это большая проблема.

Люди это прочитают. Надеюсь, не много, потому что журнал не для любителей аудио/видео, но тем не менее.

У тех, кто это прочитает, сложится совершенно неправильное впечатление.

Это плохо.

Есть замечательный портал iXBT. Насколько я знаю, в ближайшее время появится раздел про аудио, а именно про Hi-Fi. Сейчас они думают, как это назвать.

Я несказанно рад, мы даже начинаем с ними работать в рамках тестирования некоторых материалов и обзоров.

Это здорово.

На этом портале в качестве читателей и, возможно, писателей есть люди, которые действительно интересуются технологиями, оборудованием и современными вещами.

В аудио сейчас этого много, но прочитать об этом практически негде.

Это, конечно, сложно.

Переход СМИ в сеть – это вообще болезненная тема для самих СМИ.

До недавнего времени они пытались отрицать существование Интернета и вели себя немного странно, потому что перспектива была ясна.

Очень сложно получить авторитетную, правильную и достоверную информацию о домашнем аудио и домашних кинотеатрах.

Эту информацию сопровождает много белого шума.

Если взять форумы, то там много людей с высоким рейтингом, а рейтинги, как мы знаем, на форумах строятся по количеству сообщений.

В результате мы получаем поток мнений от людей, которые, к сожалению, ничего об этом не знают и судят просто потому, что им так кажется.

Это, конечно, очень сложно.

Дмитрий: С другой стороны, вы можете просто обратиться непосредственно к специалисту в магазине или посетить выставочный зал.

Как изменилась ситуация с точки зрения такой возможности? Раньше салонов было больше, сейчас меньше.

Кризис.

Как это можно сравнить? Тимофей: Во-первых, ситуация действительно изменилась.

В сетевых магазинах продавцы начали убегать от покупателей, заходящих в небольшой зал, где стоит хай-фай, потому что с ними нужно поговорить.

И за это время вы сможете продать четыре чайника.

Я не шучу, я сталкивался с этим.

А другие люди рассказывают мне о том, как есть два продавца, которые видят, что покупатель целенаправленно идет в отдел Hi-Fi, и убегают. Это забавно.

Это хорошо для Аудиомании, потому что к нам будут приходить люди, и мы с ними поговорим.

Тенденция к комнатному прослушиванию возникла сравнительно недавно, но сейчас, вероятно, в целом идет на спад. Люди покупают больше «потребительских» товаров.

Опять же смотрю на ситуацию изнутри и понимаю, что часто люди доверяют чужому мнению или отзывам.

И действительно бывает, что люди покупают, не слушая.

Это заканчивается по-разному.

Некоторым людям нравится всё.

Но бывает, что люди часто говорят: «Что мне делать? Я купила ее, прочитала, и она мне не нравится».

Мне это действительно не нравится.

Кто-то где-то что-то услышал.

Кто-то пошел на день рождения, выпил, послушал музыку, и ей понравилось.

И он купил себе такие же колонки, но они звучат не так, как на его дне рождения, когда он был пьян.

Поэтому шоурумы никуда не делись, люди приходят и продолжают слушать.

И я думаю, что другого пути нет.

Обсуждаем контекст современного звука

Салон «Аудиомания» на станции метро «Лектрозаводская» Понятно, что есть вещи попроще, например Heos от Denon. Это всего лишь одна коробка, которая решает все проблемы.

К нему подключается смартфон по Bluetooth или Wi-Fi, и что-то начинает воспроизводиться.

Или эта коробочка сама подключается к сети, и что-то тянет из сети и воспроизводит. И этого людям достаточно.

Очень хорошо, что это происходит, еще и потому, что некоторое время назад у большого количества людей в квартирах не было музыкального источника.

Это было потрясающе.

Я пришел в гости к друзьям и понял, что им не на чем слушать музыку.

У них есть телевизор и все.

Они переехали в новую квартиру и даже не думают, что им нужно что-то покупать.

Поэтому покупка столь небольшого устройства – это первый шаг на пути к созданию какой-то более-менее серьезной системы.

Если человек понимает, как на самом деле звучит музыка, такое устройство его, конечно, не удовлетворит. С другой стороны, здорово поставить что-то подобное в спальне и читать вечером книгу под фоновую музыку (кстати, не все умеют читать книги под музыку).

Или просто сделайте что-нибудь приятное, слушая эту музыку.

Почему нет? Но, конечно, это не полная замена.

В этом смысле, наверное, мало что изменилось за эти годы.

Единственное, что я вижу, это то, что люди действительно стали уделять этому больше внимания.

Если 8-10 лет назад тема аудио полностью исчезла из обсуждений, то сейчас совершенно очевидно, что она возвращается.

Люди слушают музыку.

Здесь, наверное, стоит вспомнить молодую аудиторию, которая практически не может жить без наушников.

Это, я думаю, рано или поздно приведет к пониманию того, что музыка – это часть жизни, что без нее жить нельзя.

Единственное, конечно, все зависит от того, что слушают в этих наушниках.

Недавно мы опубликовали забавное видео: мужчина рассказал о понимании классической музыки.

Если вы покажете это видео молодым людям, а затем дадите им послушать какое-нибудь классическое произведение, будет интересно посмотреть на их реакцию.

Потому что, к сожалению, люди не понимают, как это слушать.

И качество имеющейся у них аппаратуры не позволяет им в полной мере насладиться музыкой, чтобы услышать то, что предназначено, а не то, что могут воспроизвести их недорогие наушники, купленные ими в переходный период. Дмитрий: Кстати, шоу-румы позволяют не только посмотреть конкретную аудиотехнику, но и узнать о некоторых новых категориях посредством общения.

Например, два года назад я точно так же встретился со специалистами в автосалоне и узнал от них, что существуют портативные ЦАПы.

До этого я просто понятия не имел, что существует такая категория товаров.

Также для некоторых людей может оказаться открытием наличие сетевых плееров в том виде, в котором они уже существуют: а не просто какая-то коробочка, представляющая собой большую флешку, подключенную к сети.

Тем не менее, это более умное устройство.

Тимофей: Выставочный зал представляет собой постоянную экспозицию.

Я давно привык его так называть.

Дмитрий: Кстати, о выставках.

Тимофей: На мой взгляд смысла в этих вставках уже нет, так как есть автосалоны.

В выставочных залах многих компаний можно послушать, поговорить и провести много времени с людьми.

Он может играть свою музыку, может слушать ее более двух-трех минут. Придя в автосалон, придя в компанию, мне кажется, можно получить гораздо больше.

Сама выставка уже потеряла свой смысл.

Дмитрий: Даже если сравнивать по космической технике? Тимофей: Это полная катастрофа.

Мало кому удается организовать условия в гостиничных номерах, несмотря на то, что все извращаются, как могут. Идея выставки в том, что можно прийти и «послушать» весь рынок.

На самом деле, во-первых, невозможно «прослушать» весь рынок, а во-вторых, в этом нет необходимости.

Невозможно одновременно слушать более 3-4 вариантов колонок, это создает путаницу в голове.

Здесь можно провести аналогию с парфюмерным магазином, когда в носу смешиваются ароматы и дают понюхать кофе.

К сожалению, в аудио нет кофе, нужно просто сделать паузу, достаточно длинную, чтобы голова пришла в норму и можно было продолжать сравнение.

Дмитрий: Чего невозможно сделать с выставками, ведь они длятся 2-3 дня.

Тимофей: Там можно провести все эти 2-3 дня: послушал 2-3 номера, вышел на улицу, погулял по Крокусу, это достаточно большая территория.

За это время все может исчезнуть.

Вернулся обратно - слушайте дальше.

Но я не знаю, у кого есть столько времени.

Главное, что в этом действительно нет необходимости.

Много одинакового оборудования, очень похожего по звучанию.

Было бы, конечно, круто, если бы человек обратился, например, к «Аудиомании» и рассказал, как он слушает музыку, его звучание и музыкальные предпочтения, а мы бы сразу предложили ему три варианта, которые он будет слушать.

Я понимаю, что люди по большей части хотят во всё это погрузиться.

Насколько я могу себе представить, это практически невозможно.

Особенно учитывая условия помещения и особенности атмосферы: в коридоре кто-то с кем-то разговаривает, а здесь нужно прислушиваться и слышать нюансы.

Какие могут быть нюансы, когда вокруг толпится куча людей, о чем-то разговаривающих между собой, кто-то перебирает какие-то вещи, кто-то просит выключить одно и включить другое.

Это не та атмосфера, которая позволит вам выбрать свое оборудование.

К сожалению, выставка не решает эту проблему.

Теперь выставка стала скорее способом увидеть, кто еще жив на рынке.

Если компания участвует в выставке, значит, у нее есть на это деньги.

Что ж, посмотрим, у кого что получилось.

Здесь тоже нужно понимать, что не всегда можно раз в год показывать «дикую» новинку.

Появляются новые устройства и новые классы устройств, но они появляются не настолько часто, чтобы приходить ради этого на выставку.

Дмитрий: Мы разрабатываем способ погружения человека в тему аудио: он приходит не из журналов, а от друзей, смотрит, что пишут в Интернете, заходит на экспертные сайты и платформы, которые часто формируются сами компании, продающие аудиооборудование.

Тимофей: Он вынужден это сделать.

Другого пути нет. В последнее время все, как правило, начинается с друзей и знакомых, которые чему-то научились.

Оказывается, это закрытый элитный клуб.

Кто-то что-то услышал, узнал и предложил показать.

Он показал, что кто-то слушал с открытыми ушами и открытым ртом, и он понял, что пришло другое время.

Оказалось, что в теме аудио у нас сильный провал между 80-ми и 2010-ми.

Почти двадцатилетний провал, когда аудиоинформация не была мейнстримом.

Даже сейчас это не мейнстрим, но мы постепенно выходим из этой темной зоны, начинаем этим интересоваться.

Взять хотя бы тот факт, что все носят наушники.

В 90-е не так уж много было людей в наушниках, например, в метро.

Сейчас музыку слушают все.

И это замечательно, я считаю.

Теги: #аудиомания #Звук #Интервью #Гаджеты #Профессиональная литература #подкаст #акустика #hi-fi #аудиотехника

Вместе с данным постом часто просматривают: