Написание Драйвера Для Жк-Дисплея Под Встроенный Linux

В этой статье я хочу поделиться своим опытом написания Linux-драйвера для цветного дисплея 320х240 от производителя Newhavendisplays, а именно NHD-5.7-320240WFB-CTXI-T1 для встроенного Linux. Идея написать статью созрела именно потому, что ресурсов для написания драйверов фреймбуфера (FB) не так уж и много, особенно на русском языке.

Модуль писался не для последнего ядра (2.6.30), поэтому признаю, что в интерфейсах ФБ с тех пор многое изменилось.

Но, тем не менее, я надеюсь, что статья будет интересна тем, кто интересуется разработкой уровня ядра Linux. Не исключаю, что реализацию можно было бы сделать проще и элегантнее, поэтому комментарии и замечания приветствуются.



Написание драйвера для ЖК-дисплея под встроенный Linux



Написание драйвера для ЖК-дисплея под встроенный Linux

Предыстория Первоначально задачей было написать драйвер, к которому можно было бы получить доступ с помощью стандартных инструментов, таких как встроенный QT, чтобы в конечном итоге создать простое меню с иконками и текстом для взаимодействия с пользователем.

Платформой стала платка на базе AT91SAM9G45, а точнее www.armdevs.com/IPC-SAM9G45.html Планов транслировать видео не было.

AT91SAM9G45 содержит полнофункциональный встроенный LCD-контроллер с поддержкой DMA и достаточно высокоскоростную шину, с помощью которой можно было бы добиться потенциально приличных скоростей для видео, но увы, он аппаратно не совместим с SSD1963. Поэтому было решено использовать для этой цели обычный интерфейс GPIO как единственную доступную альтернативу.

Интерфейс контроллера SSD1963 Интерфейс контроллера проще всего представить в виде картинки из даташита дисплея:

Написание драйвера для ЖК-дисплея под встроенный Linux

С точки зрения разработчика драйвера нас интересуют выводы DB0 – DB7. Это 8-битная шина данных, а выводы DC, RD, WR, CS, RES используются для управления процессом передачи данных на SSD1963. Что касается формата передаваемых данных, то в этом дисплее используется формат 888. Что означает: 8 байт — красный, 8 байт — зелёный, 8 байт — синий.

Довольно часто в дисплеях такого типа можно встретить варианты 555, 565 и т.д., но это не наш случай.

Формат передаваемых данных показан на рисунке.



Написание драйвера для ЖК-дисплея под встроенный Linux

Прежде чем первый байт данных будет подан на шину, выводы CS и WR должны переключиться с 1 на 0. А после того, как байт данных будет установлен, CS и WR переключатся с 0 на 1, что собственно и передает байт. данные на контроллер SSD1963. Более подробные осциллограммы сигналов можно посмотреть в даташите на контроллер.

www.newhavendisplay.com/app_notes/SSD1963.pdf В исходном коде мы опишем интерфейс с массивами выводов GPIO:

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   

static unsigned int nhd_data_pin_config[] = { AT91_PIN_PE13, AT91_PIN_PE14, AT91_PIN_PE17, AT91_PIN_PE18, AT91_PIN_PE19, AT91_PIN_PE20, AT91_PIN_PE21, AT91_PIN_PE22 }; static unsigned int nhd_gpio_pin_config[] = { AT91_PIN_PE0, // RESET AT91_PIN_PE2, // DC AT91_PIN_PE5, // CLK AT91_PIN_PE6, // RD AT91_PIN_PE1 // WR };

Функция передачи байтов по этому интерфейсу выглядит так:

static void nhd_write_data(int command, unsigned short value) { int i; at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE12, 1); //R/D for (i=0; i<ARRAY_SIZE(nhd_data_pin_config); i++) at91_set_gpio_output(nhd_data_pin_config[i], (value>>i)&0x01); if (command) at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE10, 0); //D/C else at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE10, 1); //D/C at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE11, 0); //WR at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE26, 0); //CS at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE26, 1); //CS at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE11, 1); //WR }

Как видите, с помощью этой функции можно отправлять на ЖК-контроллер как команды (например, для настройки дисплея), так и данные в виде пикселей.

Модель ядра фреймбуфера Как вы знаете, ядро Linux предоставляет интерфейсы для различных типов драйверов устройств — символьных драйверов, блочных драйверов, драйверов USB и т. д. Драйвер кадрового буфера также является отдельной подсистемой в модели драйверов Linux. Основная структура, которая используется для представления драйвера FB: структура fb_info В Linux/fb.h .

Кстати, этот заголовочный файл будет интересен и любителям юмора в коде ядра Linux, так как содержит интересное определение — #define STUPID_ACCELF_TEXT_SHIT .

Думаю, название говорит само за себя.

Но вернемся к структуре fb_info .

Нас будут интересовать две структуры, которые он содержит — fb_var_screeninfo И fb_fix_screeninfo .

Мы инициализируем их параметрами нашего дисплея.



static struct fb_fix_screeninfo ssd1963_fix __initdata = { .

id = "SSD1963", .

type = FB_TYPE_PACKED_PIXELS, .

visual = FB_VISUAL_TRUECOLOR, .

accel = FB_ACCEL_NONE, .

line_length = 320 * 4, }; static struct fb_var_screeninfo ssd1963_var __initdata = { .

xres = 320, .

yres = 240, .

xres_virtual = 320, .

yres_virtual = 240, .

width = 320, .

height = 240, .

bits_per_pixel = 32, .

transp = {24, 8, 0}, .

red = {16, 8, 0}, .

green = {8, 8, 0}, .

blue = {0, 8, 0}, .

activate = FB_ACTIVATE_NOW, .

vmode = FB_VMODE_NONINTERLACED, };

В нашем случае для пикселя будет выделено 4 байта: 8-красный, 8-зеленый, 8-синий, 8-прозрачный.

Позвольте мне объяснить некоторые поля структуры: .

тип – способ размещения в памяти битов, описывающих пиксели.

Упакованные пиксели означают, что байты (в нашем случае 8888 будут располагаться последовательно друг за другом).

.

визуальный – глубина цвета дисплея.

В нашем случае это truecolor — глубина цвета 24 бита.

.

accel - аппаратное ускорение .

transp, красный, зеленый, синий — они просто задали наш формат 8,8,8,8 в виде трёх полей — смещение, длина И msb_right .

Также, чтобы зарегистрировать наш драйвер в ядре, нам необходимо описать ещё две сущности — устройство и драйвер.

Опишем устройство ФБ( структура SSD1963 ), который будет содержать страницы нашей видеопамяти ( структура ss1963_page ):

struct ssd1963_page { unsigned short x; unsigned short y; unsigned long *buffer; unsigned short len; int must_update; }; struct ssd1963 { struct device *dev; struct fb_info *info; unsigned int pages_count; struct ssd1963_page *pages; }; struct platform_driver ssd1963_driver = { .

probe = ssd1963_probe, .

remove = ssd1963_remove, .

driver = { .

name = "ssd1963" } };

Инициализация Как и в случае с любым другим модулем ядра Linux, мы опишем пару функций инициализации/удаления.

Начнем с инициализации.

Драйверы фреймбуфера обычно регистрируются в системе как Platform_driver :

static int __init ssd1963_init(void) { int ret = 0; ret = platform_driver_register(&ssd1963_driver); if (ret) { pr_err("%s: unable to platform_driver_register\n", __func__); } return ret; } module_init(ssd1963_init);

Драйвер платформы, в свою очередь, вызывает функцию проверки для конкретного драйвера, которая выполняет все необходимые операции — выделение памяти, резервирование ресурсов, инициализацию структуры и т. д. Приведем пример функции ssd1963_probe :

static int __init ssd1963_probe(struct platform_device *dev) { int ret = 0; struct ssd1963 *item; struct fb_info *info; // Allocating memory for ssd1663 device item = kzalloc(sizeof(struct ssd1963), GFP_KERNEL); if (!item) { dev_err(&dev->dev, "%s: unable to kzalloc for ssd1963\n", __func__); ret = -ENOMEM; goto out; } item->dev = &dev->dev; dev_set_drvdata(&dev->dev, item); // Initializing fb_info struct using kernel framebuffer API info = framebuffer_alloc(sizeof(struct ssd1963), &dev->dev); if (!info) { ret = -ENOMEM; dev_err(&dev->dev, "%s: unable to framebuffer_alloc\n", __func__); goto out_item; } item->info = info; //Here info->par pointer is commonly used to store private data // In our case, we can use it to store pointer to ssd1963 device info->par = item; info->dev = &dev->dev; info->fbops = &ssd1963_fbops; info->flags = FBINFO_FLAG_DEFAULT; info->fix = ssd1963_fix; info->var = ssd1963_var; ret = ssd1963_video_alloc(item); if (ret) { dev_err(&dev->dev, "%s: unable to ssd1963_video_alloc\n", __func__); goto out_info; } info->screen_base = (char __iomem *)item->info->fix.smem_start; ret = ssd1963_pages_alloc(item); if (ret < 0) { dev_err(&dev->dev, "%s: unable to ssd1963_pages_init\n", __func__); goto out_video; } info->fbdefio = &ssd1963_defio; fb_deferred_io_init(info); ret = register_framebuffer(info); if (ret < 0) { dev_err(&dev->dev, "%s: unable to register_frambuffer\n", __func__); goto out_pages; } ssd1963_setup(item); ssd1963_update_all(item); return ret; out_pages: ssd1963_pages_free(item); out_video: ssd1963_video_free(item); out_info: framebuffer_release(info); out_item: kfree(item); out: return ret; }

Несколько комментариев по поводу функции.

Вот последовательно: — Выделяем память для нашего устройства ссд1963 - Выделить память и инициализировать структуру fb_info , сначала значения по умолчанию( фреймбуфер_аллок ), так как нам не нужно менять много параметров, и то с конкретными значениями для нашего драйвера, например fb_var_screeninfo, fb_fix_screeninfo И fb_ops , который мы рассмотрим чуть позже.

— Выделяет память для непрерывного буфера пикселей в виртуальной памяти, которая будет использоваться процессами для записи пользовательского пространства.

— Мы выделяем ssd1963_страница для каждой страницы в виртуальной памяти фреймбуфера.

Каждый ssd1963_страница будет содержать адрес начала страничного буфера относительно всего буфера FB, смещение x, смещение y и длину страничного буфера.

В нашем случае емкость фреймбуфера = длина_линии*высота = 320*4*240 = 307200 байт. Для такой емкости буфера нам понадобится длина_строки*высота/PAGE_SIZE = 307200/4096 = 75 страниц.

Отметим, как они будут располагаться в памяти ФБ.

Понимание такого расположения страниц нам пригодится, когда мы рассмотрим функцию ssd1963_copy чуть позже:

Написание драйвера для ЖК-дисплея под встроенный Linux

— Зарегистрируйте наш ФБ в системе( регистр_фреймбуфер ) и инициализировать процедуру отложенного обновления данных ( fb_deferred_io_init ), подробнее об этом в разделе «работы с фреймбуфером».

ssd1963_setup настраивает необходимые GPIO на ЦП AT91SAM9G45 и выполняет первоначальную настройку контроллера ЖК-дисплея.

Алгоритм первоначальной настройки в виде отправки набора загадочных байт в шестнадцатеричном формате был взят из документации SSD1963, поэтому приведу здесь только часть функции:

void ssd1963_setup(struct ssd1963 *item) { nhd_init_gpio_regs(); //initializations of pins in nhd_data-gpio_pin_config at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE27, 0); //RESET udelay(5); at91_set_gpio_output(AT91_PIN_PE27, 1); //RESET udelay(100); nhd_write_data(NHD_COMMAND, 0x01); //Software Reset .

nhd_write_to_register(0xe0, 0x03); //LOCK PLL nhd_write_data(NHD_COMMAND, 0xb0); //SET LCD MODE TFT 18Bits nhd_write_data(NHD_DATA, 0x0c); //SET MODE 24 bits & hsync+Vsync+DEN … }

ssd1963_update_all устанавливает флаг must_update=1 для всех страниц и инициирует механизм обновления отображения в отложенном контексте, вызывая Schedule_delayed_work(&item-> info-> deferred_work, fbdefio-> delay); Итак, с init разобрались, с функцией удаления все гораздо проще, освобождаем выделенную память и возвращаем структуры FB ядру:

static int ssd1963_remove(struct platform_device *device) { struct fb_info *info = platform_get_drvdata(device); struct ssd1963 *item = (struct ssd1963 *)info->par; if (info) { unregister_framebuffer(info); ssd1963_pages_free(item); ssd1963_video_free(item); framebuffer_release(info); kfree(item); } return 0; }

Операции с фреймбуфером Итак, пришло время взглянуть на структуру fb_ops :

static struct fb_ops ssd1963_fbops = { .

owner = THIS_MODULE, .

fb_read = fb_sys_read, .

fb_write = ssd1963_write, .

fb_fillrect = ssd1963_fillrect, .

fb_copyarea = ssd1963_copyarea, .

fb_imageblit = ssd1963_imageblit, .

fb_setcolreg = ssd1963_setcolreg, .

fb_blank = ssd1963_blank, };

Я не привожу здесь все методы структуры; любопытный читатель может найти их в исходном коде модуля или в любом другом драйвере в коде ядра в каталоге драйверы/видео .

Как вы уже догадались, структура fb_ops описывает действия, которые может выполнять наш драйвер.

К счастью, разработчики ядра частично облегчили нам работу, предоставив стандартные функции для работы с FB, имеющие суффикс sys_ или fb_sys , Например fb_sys_read .

Нам нужно только добавить функции из fb_ops ( ssd1963_read, ssd1963_write и т. д.) функционал, позволяющий обновлять данные в нашей импровизированной видеопамяти, когда в этом возникает необходимость.

Например, функция ssd1963_fillrect будет выглядеть так:

static void ssd1963_fillrect(struct fb_info *p, const struct fb_fillrect *rect) { sys_fillrect(p, rect); ssd1963_touch(p, rect->dx, rect->dy, rect->width, rect->height); }

Очевидно, системный вызов fb_fillrect обновит видеоданные в определенной прямоугольной области экрана, поэтому нам нужно указать, какие страницы нам нужно обновить, отметив их флажком must_update , а затем вручную вызвать процедуру обновления видеопамяти:

static void ssd1963_touch(struct fb_info *info, int x, int y, int w, int h) { struct fb_deferred_io *fbdefio = info->fbdefio; struct ssd1963 *item = (struct ssd1963 *)info->par; int i, ystart, yend; if (fbdefio) { //Touch the pages, so the deferred io will update them. for (i=0; i<item->pages_count; i++) { ystart=item->pages[i].

y; yend=item->pages[i].

y+(item->pages[i].

len/info->fix.line_length)+1; if (!((y+h)<ystart || y>yend)) { item->pages[i].

must_update=1; } } //Schedule the deferred IO to kick in after a delay. schedule_delayed_work(&info->deferred_work, fbdefio->delay); } }

Обновление данных в видеопамяти происходит в виде отложенного контекста.

Пользовательское приложение, работающее с графикой, не будет ждать записи каждого кадра в видеопамять, что вполне логично.

Отложенная обработка в fb_info определяется как структура fb_deferred_io :

static struct fb_deferred_io ssd1963_defio = { .

delay = HZ / 20, .

deferred_io = &ssd1963_update, };

Функция ssd1963_update с прототипом void ssd1963_update(struct fb_info *info, struct list_head *pagelist); обновляет не все страницы, а только те страницы, которые были изменены в результате перезаписи пользовательского пространства процессом или в результате системного вызова типа fb_fillrect и компании.

Соответственно, функция выглядит так:

static void ssd1963_update(struct fb_info *info, struct list_head *pagelist) { struct ssd1963 *item = (struct ssd1963 *)info->par; struct page *page; int i; list_for_each_entry(page, pagelist, lru) { item->pages[page->index].

must_update=1; } //Copy changed pages. for (i=0; i<item->pages_count; i++) { if (item->pages[i].

must_update) { item->pages[i].

must_update=0; ssd1963_copy(item, i); } } }

На этом этапе вам, вероятно, интересно, что делает функция ssd1963_copy .

Он фактически выполняет всю «грязную» работу по передаче данных со страниц видеопамяти на искусственно созданную 8-битную шину на базе GPIO. Функция ssd1963_copy Здесь необходимо вспомнить рисунок, на котором показано, как наши страницы в памяти соответствуют пикселям дисплея.

Мы видим, например, что в страница[0] информация сохраняется для трех верхних строк дисплея по 320 пикселей каждая и 64 пикселей для 4-й строки.

Таких страниц у нас 75, а картинка с рисунка, и как не трудно заметить, страница[5] будет выглядеть одинаково — 3 строки по 320 и одна по 64. Соответственно, функция, принимающая в качестве параметра индекс страницы, будет содержать переключатель (индекс%5) и в зависимости от смещений для каждой конкретной страницы отправлять данные в выделенное для нее «окно» в памяти дисплея.

Функция довольно длинная, поэтому приведу только часть:

static void ssd1963_copy(struct ssd1963 *item, unsigned int index) { unsigned short x,y, startx, endx, starty, endy, offset; unsigned long *buffer; unsigned int len; unsigned int count; x = item->pages[index].

x; y = item->pages[index].

y; buffer = item->pages[index].

buffer; len = item->pages[index].

len; switch (index%5) { case 0: offset = 0; startx = x; starty = y; endx = 319; endy = y+2; len = 960; nhd_set_window(startx, endx, starty, endy); nhd_write_data(NHD_COMMAND, 0x2c); for (count = 0; count < len; count++) { nhd_write_data(NHD_DATA,(unsigned char)((buffer[count+offset])>>16)); //red nhd_write_data(NHD_DATA,(unsigned char)((buffer[count+offset])>>8)); //green nhd_write_data(NHD_DATA,(unsigned char)(buffer[count+offset])); //blue } offset = len; startx = x; starty = y+3; endx = x+63; endy = y+3; len = 64; nhd_set_window(startx, endx, starty, endy); nhd_write_data(NHD_COMMAND, 0x2c); for (count = 0; count < len; count++) { nhd_write_data(NHD_DATA,(unsigned char)((buffer[count+offset])>>16)); //red nhd_write_data(NHD_DATA,(unsigned char)((buffer[count+offset])>>8)); //green nhd_write_data(NHD_DATA,(unsigned char)(buffer[count+offset])); //blue } break; case 1: ….



Вот функция nhd_set_window настраивает с помощью уже известного нам nhd_write_data (NHD_COMMAND, .

); область дисплея, в которую будут записываться данные (пиксели).

nhd_write_data (NHD_COMMAND, 0x2c); — команда контроллеру ЖК-дисплея, по которому теперь будет следовать поток данных.

И напоследок скриншот программы ts_claimate из пакета tslib, работающей на устройстве с дисплеем.

Если кому интересно, могу выслать полный код модуля:

Написание драйвера для ЖК-дисплея под встроенный Linux

Теги: #embedded linux #драйвер Linux #ядро Linux #C++

Вместе с данным постом часто просматривают: