Начало Пути - Часть 6. Основы Сведения И Мастеринга.

Теперь, при всей тщательности, мы добрались до последней статьи.

Речь пойдет о сведении и мастеринге.

Прежде всего объясню, чем сведение отличается от мастеринга, расскажу немного о такой штуке как SideChain и еще пару хитростей.

В конце есть небольшая таблица, которая до сих пор помогает мне с выравниванием.



Смешивание.

Сведение — это процесс создания окончательной записи из отдельных записанных треков, следующий этап создания звукозаписи после аранжировки.

Сведение — это не чисто технический процесс объединения разных треков в единое целое; это скорее творческая деятельность, от которой зависят звуковые характеристики результата.

Это взято из Википедия .

Некоторые люди думают, что мастеринг и сведение — это одно и то же, другие думают, что это разные вещи.

Сразу хочу уточнить, как я думаю - сведение - это процесс создания финальной записи из отдельных треков, при котором уделяется внимание таким аспектам, как баланс громкости, панорамирование, плотность звука и размещение эффектов, а мастеринг - эквализация и компрессия.

доведение звучания микса до необходимого уровня.

Итак, смешиваем.

Процесс сведения ставит перед нами две задачи – во-первых, нам нужно объединить множество аудиодорожек в единое целое, во-вторых, постараться избавиться от «компьютерного» звука, чтобы он играл максимально динамично и красиво.

Вот несколько советов, прежде чем мы начнем смешивать:

  • Не следует добавлять к трекам такие эффекты, как задержка, реверберация и особенно компрессор до этапа микширования.

    В 90% случаев вы их переделаете.

    Из эффектов стоит добавлять только те, которые подчеркивают или изменяют звучание инструмента, например фленджер, хорус, всевозможные искажения (хотя здесь нужно быть поосторожнее) и т.п.

  • Не следует менять панораму до этапа сведения.

    В 90% случаев придется переделывать.

  • Не следует изменять громкость до этапа смешивания.

    В 90% случаев придется переделывать.

  • Не следует экспортировать треки из секвенсора в аудиоредактор без крайней необходимости.

    Современные секвенсоры позволяют микшировать на высоком уровне, тем более что еще не поздно что-либо изменить.

    Под «особой необходимостью» я подразумеваю использование «тяжелых» плагинов и звуковых банков в секвенсоре, не поддерживающем «заморозку» треков, или вам просто удобнее микшировать в аудиоредакторе.

  • Обратите внимание, что разные жанры требуют разных техник сведения и прежде чем приступить к сведению, желательно прочитать/послушать, как микшируют другие, иначе есть риск получить в конце абсолютную ерунду.

    Проверено на себе.

  • Создание музыки, как и любой другой вид творческой деятельности, подвержено страшной напасти, более известной как «стремление к идеалу», особенно это заметно на этапе сведения.

    Поставьте перед собой цель, своего рода «планку качества», которой вы сможете достичь и перестанете снижать после ее достижения.

    В противном случае есть риск всё испортить и получить в итоге абсолютную ерунду или испортить всё на всю жизнь.

    Проверено на себе.

Итак, этап первый – соединяем дорожки в единое целое.

Если мы не записывали никаких инструментов извне и все, что мы писали, делалось в одной программе, то этот пункт можно пропустить, иначе читайте дальше.

Допустим, у нас есть гитара, записанная вживую с внешних треков.

Для начала хотелось бы отметить, что подобные вещи лучше писать в аудиоредакторе, потому что… в большинстве случаев вам придется удалять «левый» шум, если он есть (лучше это делать в аудиоредактор) и отрегулировать громкость, все остальное можно сделать позже в секвенсоре, имея под рукой оставшиеся треки, или подключить секвенсер и редактор через ReWire, если позволяет мощность ПК, т.к.

нагрузка на процессор и память будет значительным.

Или вы можете быстро написать бит и бас-секцию (в случае с гитарами), экспортировать ее в wav и добавить как отдельный трек в аудиоредакторе.

В худшем случае почти везде есть метроном .

ЭНажмите второй.

Сразу хочу отметить, то, что я здесь напишу, это не инструкция, это просто описание процесса «на мой взгляд» и не факт, что вам будет удобнее смешивать Сюда.

Первый вопрос, с чего лучше начать, с эффектов, громкости или панорамы? Мне нравится начинать с расстановки эффектов, в первую очередь реверберации.

Дело в том, что в большинстве случаев после применения этого эффекта громкость инструмента заметно падает, и если до этого мы игрались с громкостью, то придется все переделывать.

Кстати, реверберация поможет добиться более «живого» звучания инструмента, главное не переусердствовать.

Также для этих целей можно использовать хорус (опять же очень осторожно) и Stereo-Enhancer для расширения стереосигнала.

На этом же этапе добавляем задержку там, где это необходимо; кстати, с его помощью можно еще и уменьшить громкость инструмента.

Чтобы добавить «плотности», можно добавить немного сжатия.

Добавив все необходимые эффекты, переходим к.

панораме.

Да именно на панораму, а не на объём.

Дело в том, что если мы сначала отрегулируем громкость, а потом панораму, то есть вероятность, что на этом же канале окажутся инструменты с одинаковой (или наоборот слишком разной) громкостью, в итоге получится ерунда и все придется переделывать.

Поэтому сначала делаем общую панораму, а потом регулируем громкость инструментов.

На первый взгляд всё вроде бы так, что микс звучит более-менее прилично.

Многие, кстати, используют сайдчейн на этапе сведения, для вокала или ударных, я рекомендую это делать на этапе мастеринга, потому что есть вероятность, что после эквализации в сайдчейне не будет необходимости.

Я, например, еще люблю поиграть с панорамой где-нибудь в середине трека, это художественный прием, когда звук инструмента плавно перетекает из одного канала в другой, еще можно поиграть с громкостью.

В общем, сведение может добавить вашему треку много разнообразия и сделать его звучание по-настоящему замечательным, поэтому не игнорируйте этот процесс.

Инструменты, используемые для смешивания:

  • Реверберация.

  • Гор.

  • Задерживать.

Описание эффектов есть в моем предыдущем посте про терминология .



Мастеринг.

Мастеринг (англ.

master) — первоначально изготовление эталонного носителя, копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (компакт-диск, виниловая пластинка, кассета с магнитофонной лентой).

Впоследствии процесс подготовки финального микса стали называть мастерингом.

Это взято из Википедия .

Сначала небольшой экскурс в историю.

Давным-давно, когда винил правил музыкальным Олимпом, мастерингом назывался процесс записи треков на пластинки.

Процесс довольно сложный и дорогой; для нарезки использовался специальный станок, который могли себе позволить не все студии звукозаписи.

Потом появились аудиокассеты и компакт-диски, но смысл мастеринга не изменился, изменились лишь требования к качеству, предъявляемые спецификой носителя.

Много-много лет спустя мастеринг стал относиться к процессу подготовки окончательного микса.

Сегодня мы поговорим о «современном» мастеринге.



Процесс мастеринга – «по-моему».

Хм, возможно, название было не самым лучшим, ну да ладно.

Сейчас я расскажу, как у меня происходит процесс мастеринга, это будет гораздо понятнее, чем забивать головы начинающих музыкантов бессмысленными терминами и цифрами (хотя я это потом набью, будьте уверены).

Итак, микс уже готов, все инструменты записаны, уровни громкости и панорама настроены, в общем этап «сведения» успешно пройден, начинается мастеринг.

На данный момент в миксе все еще есть несколько треков и они звучат примерно так, как задумано.

Первым делом сохраняем каждый трек в отдельный файл и запихиваем в любимый редактор.

Далее с помощью эквалайзера уточняем звучание основного инструмента и бита (если он есть); если в треке есть вокал, то работаем с ним.

Затем настраивается звучание баса, если есть необходимость (например, бас мешает бочке в барабанах), используем сайдчейн.

Прослушиваем несколько раз отрывок трека, в котором задействованы все инструменты (или большинство), думаем, какие мы молодцы, и исправляем обнаруженные ошибки.

Давайте послушаем еще раз.

Слушаем то в хороших наушниках, то в плохих, на мониторах и штатных колонках, в общем слушаем на всем, что есть под рукой.

Теперь самое печальное и сложное: если мы хотим, чтобы наше творение звучало примерно одинаково для всех, нам необходимо уменьшить частотный диапазон до такого уровня, чтобы среднестатистические колонки/наушники нормально воспроизводили наш трек, чтобы все инструменты могли слышал, что.

Мне бы хотелось, чтобы все остальные услышали микс так, как вы задумали.

Как только этот этап пройден, мы еще раз проверяем все на сто строк и в случае успеха «рендерим» трек.

Все.

На самом деле это очень сокращенное описание, процесс мастеринга может затянуться на очень долгое время, вы будете переделывать все несколько раз (особенно на последнем этапе), часами рассматривать графики спектрального анализа и со слезами на глазах , ухудшают качество смеси.

Вообще, мастерингом занимаются специальные люди - звукорежиссеры, кажется.

Но и нам, музыкантам, полезно знать, что это такое и что с этим делать.

Основные инструменты для мастеринга:

  1. «Квалайзер».

  2. Компрессор.

  3. Максимизатор.



Хитрости и советы.

Боковая цепь - Это своего рода звуковой эффект. Инструменты (например, бочка и бас) добавляются в цепочку, управляемую компрессором.

И в момент, когда звучит бас-барабан, бас отходит на второй план, освобождая место для бас-барабана, или наоборот. Этот эффект, кстати, тесно связан с клубной музыкой и хаусом.

На этом эффекте даже построен целый жанр - насосная станция .

Многополосная стереозадержка — известно, чтобы звук исходил справа, необходимо усилить правый канал.

Но есть еще один фактор – задержка.

Звук справа достигает правого уха быстрее, чем левого.

Если создать эту задержку искусственно, можно более точно позиционировать звук в пространстве.

Общие советы по эквалайзеру:

  • Постарайтесь «привести в порядок» частоты, но не завышайте их.

  • Используйте минимальное количество полос в эквалайзере.

  • Отрежьте частоты ниже 30 Гц, чтобы избежать гула и шума.

Сжатие:
  • «Экспериментируйте с Атакой и Релизом – здесь нет общих правил.

  • Воздух и дыхание находятся на частотах выше 10 кГц, для подавления шума и шипения можно использовать компрессор.

Общие советы:
  • Стерео базу лучше расширить на высоких частотах.

  • Основная проблема «самодельной» музыки — недостаточная громкость — легко решается с помощью максимайзера.

    Благодаря ему мы не только увеличим громкость микса, но и добавим плотности звуку.



Квалификационная таблица.



Начало пути - Часть 6. Основы сведения и мастеринга.
</p><p>

ОБНОВЛЕНО 17.03.09 22:47 Спасибо, товарищ кибербобы за указанные опечатки.

Все исправлено.

Теги: #звук и музыка #мастеринг #Звук

Вместе с данным постом часто просматривают: