Минута Звуковых Исследований: О Культурном Значении Звука

Мы привыкли воспринимать звук как набор технических характеристик.

Описывая звуки, мы говорим об их высоте и громкости, мощности и частоте, источнике и направлении.

Звуки, однако, можно понимать и по-другому — как совокупность культурных привычек и норм.

Восприятие звука человеком зависит не только от его физических характеристик (длины волны или частоты), но и от социального контекста, в котором звук был создан или прослушивался.

Эти контексты, нормы и значения изменились с развитием технологий, трансформацией общества и сменой культурных парадигм.



Минута звуковых исследований: о культурном значении звука

Фото НТНУ/ CC BY-SA 2.0



Что такое звуковые исследования

То, как люди воспринимали, осознавали, описывали и постигали звук, изучает одно из направлений культурологических исследований, называемое «звуковедение» (как обычно, недостаточно хорошего перевода на русский язык).

Это междисциплинарная область, которая (в первую очередь) изучает развитие концепции «звука» в современном западном обществе.

По сути, это культурологическое исследование того, как человеческое восприятие звука менялось с течением времени, особенно с появлением и развитием технологий звукозаписи.

Когда речь идет о том, как мы воспринимаем окружающий мир и как это восприятие менялось с развитием новых технологий, практически всегда основным предметом интереса является зрение, исследование визуального, изучение процесса наблюдения.

Существует множество исследований, посвященных тому, как мы смотрим на картины и иконы, как воспринимаем перспективу, как изменилось наше зрение после изобретения фото- и видеокамеры.

Гораздо меньше исследований было сосредоточено на звуке.

Одним из важных (почти фундаментальных) текстов по звуковедению являются книги Джонатана Стерна, музыканта и профессора Питтсбургского университета.

Его исследование культурных предпосылок возникновения систем воспроизведения звука «Слышимое прошлое» было опубликовано в 2003 году.

В нем он рассказывает о том, как, например, изобретение стетоскопа в 1816 году дало человеку возможность слышать звуки.

созданное его собственным телом.

Позднее всеобщее увлечение звукозаписью стало частью культурной тенденции, охватившей западный мир – сохранения, «сохранения» всего, что только можно.

С этой точки зрения потребность в развитии технологий звукозаписи и, например, необходимость создания законов по сохранению архитектурного наследия имеют общую культурную основу.

Звуковедение – это обширная область исследований.

В рамках этого направления изучают звуковой ландшафт, принципы архитектурной акустики (известно, что она сыграла важную роль во многих религиях и культурах), звуки природы, историю звука в западной философии и многое другое.

Есть и темы на стыке культуры и социологии - например, исследования( ссылка на PDF ) о том, как звук воспринимается и слушается в исламских общинах.



Звуковой ландшафт

Культурный ландшафт – это совокупность всего природного и антропогенного, порожденная сознательной деятельностью человека.

Звуковой ландшафт – это система всех звуков, присутствующих в среде обитания человека.

Согласно саунд-исследованиям, звуковой ландшафт на самом деле состоит из формально одинаковых элементов, но люди всегда воспринимают его субъективно, с точки зрения собственного опыта, воспитания, настроения, уровня непрямости и многих других факторов.

Этот термин был придуман канадским композитором Раймондом Шафером.

Он подвел под это понятие довольно сложную диалектическую систему.

В его центре находится звуковой ландшафт как нечто, что может восприниматься людьми.

Другими словами, это не объективная совокупность звуков в каком-либо месте, а совокупность восприятий.

Шафер использует концепцию звукового ландшафта, чтобы попытаться объяснить мир так, как его понимают люди, живущие в нем.

По словам Шафера, пейзажи могут быть hi-fi и lo-fi. В первом варианте соотношение сигнал/шум в пользу сигнала.

Такими ландшафтами являются, например, поля или леса, где мы практически одинаково хорошо слышим как то, что происходит рядом, так и то, что происходит вдали от нас.

Во втором случае взаимосвязь обратная – в шуме теряются сигналы, единицы информации.

Это города и другие шумные места, где мы чаще всего можем реагировать только на какие-то внешние раздражители, направленные непосредственно на нас.

Исследования звукового ландшафта породили концепцию «акустической экологии».

Шумовое воздействие в городах постоянно растет, от этого страдают нервная система и органы слуха.

С этим пытаются бороться – с помощью законов, устанавливающих допустимые уровни шума, подходов к градостроительству, архитектурных решений.

Звуковые ландшафты тоже используется в музыке представляют собой записи или наложения различных звуковых ландшафтов.



Живая музыка

В 1936 году философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин написал свое знаменитое эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».

В ней он рассуждает о том, как технические репродукции лишают оригиналы их «ауры» — уникальности, постоянства места и времени.

Бенджамин говорит (в первую очередь) о фотографии и кино, которые забрали «ауру» традиционной живописи и театра.

Воспроизведение лишено «здесь и сейчас» — не обязательно идти в театр, можно посмотреть фильм.

Чтобы попасть в Лувр, не обязательно ехать через полмира – там можно увидеть фотографию Моны Лизы.

После появления звукозаписывающих устройств звук также перестал существовать в данный момент, быть единственным и единственным, и утратил свою «ауру».

Капитализм, конечно, взял свое: выросла ценность пластинок и кассет, которые порой позиционировались как нечто лучшее и совершенное, чем живая музыка ( реклама с Эллой Фицджеральд, которая не слышит разницы между живым выступлением и записью на кассете).

Кассеты ценились за высокое качество воспроизведения и сохранения звука.

Ценность уникальных аудиовизуальных впечатлений (живых выступлений) отошла на второй план.

Но сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию.

Записанный звук – тиражируемый, общедоступный, часто бесплатный – воспринимается как лишенный ценности.

Оригиналы вернули себе ценность по сравнению с «картинками в Интернете» — но в самой этой формулировке уже заключен интересный культурный феномен.

Если раньше предметы искусства имели ценность благодаря своим культурным или ритуальным функциям, то теперь они уникальны хотя бы потому, что оригинальны.

Основная ценность картин уже не в том, что на них изображено – все это можно увидеть в многочисленных репродукциях.

Они ценны тем, что сохранились, потому что признаны великими, потому что являются памятниками самим себе.

Точная копия — это всего лишь копия, вторичная по отношению к оригиналу, даже если она разделяет все его формальные и технические свойства.

А оригинал первичен по отношению к копии, и в этом его сила, «сила оригинала».

Живое выступление может звучать хуже студийной записи, быть сыграно неправильно, прерываться ревом толпы, испорчено погодой, но для публики оно зачастую будет более ценным, чем воспроизведение (что звучит лучше, которое можно слушать).

в любое удобное время и т. д.).

Ценность оригинала, ценность живого исполнения — это культурная конструкция.



Суперценность тишины

Еще одна современная культурная ценность – тишина.

Когда мир перегружен сигналами и информацией, человек теряет способность эффективно ее обрабатывать.

Мы много слышим, но мы воспринимаем очень мало .

А современному человеку важно задуматься об окружающем мире.

Это еще одна культурно-философская концепция – любой опыт ничего не значит, если человек его не осознал и не придал ему значения.

Опыт – основное понятие в философии Джона Дьюи, американского педагога, философа и прагматика.

Стремление к тишине настолько актуально, что само по себе стало опытом.

Если раньше люди были готовы объехать полмира, чтобы что-то услышать (концерт артиста, опера, даже природу), то теперь люди путешествуют, в том числе чтобы ничего не слышать .

Молчание также является своего рода социальной конструкцией, во многом зависящей от контекста.

Теперь мы ценим тишину – она дает нам возможность сконцентрироваться и отдохнуть от шума.

Мы ищем тихие кафе, выбираем для отдыха тихие гостиничные номера и тихие места, оставляем тихие встречи с шумных открытых пространств.

И, например, сразу после промышленной революции молчание считалось признаком нарушения порядка, упадка.

Шум был аналогией жизни, правильного функционирования механизмов.

Но теперь есть шум слишком .

Это пример того, как со временем меняется социальная ценность одного и того же явления.

Звук – это не просто физическое явление.

Звуковые исследования дают возможность взглянуть на него с неожиданной стороны – как на совокупность культурных норм, социальных контекстов и даже философских теорий.

Теги: #Популярная наука #аудиомания #Звук #Экология #мозг #звуковедение #звуковой ландшафт

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.