Георгий Кресентьевич Лукомский (1884–1952) — выдающийся русский искусствовед, художник, представитель модернистского и краеведческого направления в исторической и художественной мысли.
Его жизнь и творчество оказали значительное влияние на развитие отечественного и европейского искусствоведения и архитектурной науки.
Георгий Лукомский родился 2 (14) марта 1884 года в Калуге в семье инженера путей сообщения.
После неудачной попытки поступить в Петербургскую Академию художеств в 1903 году учился в частных художественных школах Казани, а затем с 1903 по 1915 год (с перерывами) изучал архитектуру в Академии художеств.
В 1907–1913 годах Лукомский учился в московской студии известного художника Константина Юона.
Он также много путешествовал по Западной Европе, России и Украине, глубоко изучая древнюю архитектуру.
Близость Лукомского к художественному движению «Мир искусства» сказалась на его творческом развитии.
С 1908 года он начал публиковать свои статьи в таких журналах, как «Старые годы», «Зодчий», «Капитал и имение», «Аполлон».
Живя преимущественно в Петербурге, Лукомский создал серию архитектурных и пейзажных рисунков, которые часто тонировались акварелью, гуашью или пастелью.
Такие рисунки, как «Древлянские напевы», «Казань», «Старая Варшава», «По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и Новый Петербург» и другие, тесно связаны с его историческими исследованиями и часто иллюстрировал его публикации.
Однако его романтическая графика имела свою поэтическую оригинальность и выразительность, особенно в композициях, сопровождавших первую публикацию стихотворений Александра Блока «Стихи об Италии» в журнале «Аполлон» в 1910 году.
Как исследователь Лукомский сочетал тонкий эстетизм знатока-наблюдателя с глубоким интересом к проблеме центра и провинции, стремясь подчеркнуть важную и самобытную роль последней в истории культуры.
После Февральской революции Лукомский стал членом Особого совета по искусству и возглавил комиссию, ответственную за сохранение и защиту художественного наследия.
Он также преподавал историю искусств и архитектуру в различных учебных заведениях, в том числе в Ленинградском институте искусств и Ленинградской академии художеств.
Лукомский известен своими многочисленными исследованиями и публикациями по истории искусства, включая монографии, статьи и каталоги.
Он активно занимался изучением и описанием русского деревянного зодчества, истории русской живописи, а также искусства Западной Европы.
Одной из наиболее значительных его работ является вышедшая в 1913 году монография «Русский модерн», в которой впервые систематически освещено развитие стиля модерн в России.
В 1920-е годы Лукомский эмигрировал из Советской России и основал в Париже журнал «Русское искусство за рубежом», где продолжал публиковать исследования и статьи о русском искусстве.
В 1930 году он опубликовал крупный труд «История русского искусства», ставший одним из наиболее авторитетных и полных исследований по этой теме.
Георгий Лукомский оставил значительное наследие в области исследований и образования в области истории искусства.
Его работы до сих пор ценятся и изучаются историками искусства, а его подход к изучению и интерпретации искусства повлиял на многие последующие поколения ученых.
-
Спланированный Суицид
19 Oct, 24