Еще не так давно молодежные субкультуры заметно присутствовали на улицах и выглядели неотъемлемой частью современной городской жизни.
Готы, панки, эмо, хиппи, рэперы и иже с ними были легко узнаваемы в любой толпе.
Однако в начале 2020-х годов от этого разнообразия, похоже, мало что осталось.
Иногда, конечно, попадаются люди с характерной внешностью – но каждый раз возникает соблазн применить к ним термин «старый», даже если речь идет о подростке.
Что случилось с субкультурами? Куда они пошли, и почему это произошло, и действительно ли они погибли?
▍ По традиции – немного истории
Группы подростков и молодежи, ведущие себя подчеркнуто не так, как родители или взрослые вообще, — явление настолько респектабельное, что его можно назвать «вшитым» в человечество с древних времен.Однако мы не будем углубляться в «обряды перехода» мезолитических охотников и собирателей, с изолированными бандами подростков, живущими в «больших домах», и ритуалами, настолько свирепыми, что современные фильмы ужасов нервно курят в углу, мы не будем.
Желающие могут прочитать классическое произведение Владимира Проппа «Исторические корни сказки» и погрузиться в впечатляющую хтонию.
Появление молодежных субкультур в современном понимании обычно связывают с 1930-ми годами в США и скандальной популярностью джаза.
Самой первой из субкультур можно назвать любителей костюмов в стиле Зут: очень длинные куртки с огромными плечами и узкими бедрами, с широкими, но зауженными к ботинкам брюками и непременно с широкими фетровыми шляпами.
Эту моду создали эпатажные джазовые исполнители – от них она распространилась на чернокожую молодежь, затем на латиноамериканскую молодежь, а затем бедные белые люди увидели в этом способ бросить вызов общественному вкусу и порядочности американского общества.
Сшить такой костюм было дорого, но молодые люди из более бедных слоев общества приложили внушительные усилия, чтобы накопить деньги и построить себе костюм Зут: в котором они могли эпатировать добропорядочных обывателей и танцевать под ритмы свинга.
К концу 30-х годов мода на Зут распространилась на Европу, которая уже разваливалась в мировой войне.
Даже в Третьем рейхе появился свингюгенд, демонстративно противопоставляющий этот утрированный «американский» стиль и танцующий под «расово чуждый» свинг агрессивно-унифицированному «гитлерюгенду».
А в оккупированной Франции зазу носил такие же костюмы, чтобы продемонстрировать презрение к нацистской оккупации и ультраконсервативным пособникам режима Виши.
В какой-то степени яркий стиль советских стиляг тоже восходит к Зуту.
После войны и в 50-е годы в США появились и прославились первые байкеры, им стали подражать и в Европе.
В сочетании с чрезвычайно популярными ритмами рок-н-ролла они породили рок-культуру в Великобритании в конце 50-х годов.
Тем временем в Штатах в левых образованных кругах зародилось движение битников – они обожали джаз, андеграундную поэзию и современную французскую философию.
Они старались выглядеть во французском стиле: в беретах, черных водолазках, жилетах и черных очках с бородами.
На стыке битникизма и остатков зутской костюмной культуры в Британии возникла субкультура модов – которая сразу же вступила в конфликт с рокерской субкультурой.
И это были всего лишь «цветочки».
Настоящий бум субкультур произошел в 60-е годы в США и Великобритании: улицы еще недавно респектабельных и приличных городов наполнились хиппи, рокерами, байкерами и модниками.
В 70-е к ним добавились панки, металлисты, готы и рэперы.
К 1980-м годам молодежные субкультуры, построенные преимущественно вокруг музыкальных жанров, стали повсеместным явлением.
И не только на Западе, но и за железным занавесом.
В позднем СССР вместо западного термина «субкультура» использовалось слово «неформалы».
В 90-е годы оно стало привязываться в первую очередь к тому, что мы сейчас называем субкультурами: от панков и металлистов до хиппи и ролевых игроков.
Однако в 80-е годы под неформальными вообще подразумевались все движения, формально не связанные с государством и Коммунистической партией.
В состав «неофициалов» времен перестройки входили такие группы, как «афганцы», прошедшие войну в Афганистане, националисты из общества «Память» и даже «люберы», для которых основной сутью движения была прямая агрессия против любого субкультурные проявления.
80-е и 90-е годы в умирающем СССР и новых независимых государствах были жуткой, но великой эпохой неформальных субкультур: дело доходило до массовых драк металистов и панков, всеобщего противостояния «нефорсов» и «люберов» и гопников и даже во всяком случае среди ролевых игроков-грибов свирепствовали эльфы.
В западном мире все было заметно спокойнее.
и все же уже в середине 2000-х начались дискуссии о «смерти субкультур».
Последним пиком массового увлечения субкультурами (на постсоветском пространстве, в частности) стал конец 2000-х годов.
Когда уличная преступность заметно снизилась, и шансы на дискуссию в жанре «объясни про твою одежду, ты что.
Э» стали символичными во многих городах – присутствие субкультур на улицах стало практически повсеместным.
Русскоязычные неформалы в Израиле 2000-х на картине Зои Черкасской-Ннади
О субкультурах с интересом писали модные журналы, консерваторы требовали их запрета, над ними издевались анонимы на «Лурке» и блогеры в «Живом журнале».
Символично, что в финале «Стилягов» 2008 года происходит своеобразный «парад» субкультур нынешних и прошлых.
Своеобразным актером и памятником этого времени в субкультурных кругах можно назвать веб-комикс Марии Пономаревой «Кожа и кости», вышедший в 2008-10 годах, некоторые фрагменты которого я использую здесь в качестве иллюстраций.
Почему-то особенно модными оказались готы, особенно если считать одной из их разновидностей пресловутых эмо-кидов.
В быстрорастущем Рунете множились тексты и коллекции картинок о типах готов, число которых перевалило за пару десятков: киберготы, корпоративные готы, стимпанк-готы, фетиш-готы, их тысячи.
В одном из вариантов в состав готов включили даже выродков! Однако, хотя эмо часто считали одной из форм готов, старые готы их тоже не любили.
Другой чрезвычайно активной субкультурой того времени были «люди-аниме», или отаку.
Даже в небольших городах проводились шумные аниме-фестивали, на основе которых были истории о том, как толпы любителей аниме ловили в подворотнях последних гопников и заставляли их фотографироваться с собой.
▍ Смерть субкультур
Однако с начала 2010-х годов субкультуры стали уходить в прошлое.Да, в начале десятилетия хипстеры были у всех на слуху.
В середине 2010-х часто писали о ламберсексуалах, а чуть позже – о «Винишко-чане».
На рубеже десятых и двадцатых годов субкультуру попытались увидеть в «Бандитах Абу»: кавказской версии гламурного и самоироничного постхипстерского гопа, скрещивающего хардбас с лезгинкой и ближневосточными мотивами.
Но будем честны: все формы «хипстеров» были не столько субкультурой, сколько молодежной модой 2010-х годов и удобным словом для ее общего определения.
Те, кого так называли, никак не считали себя субкультурой, в отличие от классических битников хиппи-панка.
Точно таким же журналистским штампом были «яппи» США 80-х, в которых старательно пытались найти новую субкультуру и «антихиппи», и которые, по сути, были теми же самыми городскими модниками с зарплатами значительно выше средний.
Субкультура в классическом понимании – это, прежде всего, вопрос групповой самоидентификации, демонстративного отличия от тех, кто не является ее членами.
Для классической субкультуры есть «мы» — и есть все остальные.
Сейчас даже «ок-бумеры» в галстуках, пытающиеся вырвать силы и бюджеты для борьбы со всякими «деструктивными и бездуховными» вещами, перестают говорить на презентациях о субкультурах.
Динамика запросов в Google также демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению с начала наблюдений в 2004 году: как в Рунете, так и в мире в целом.
Похоже, молодежные субкультуры как массовое и популярное явление ушли в прошлое.
Как это произошло? Вопрос о «смерти субкультур» вовсю поднимался уже во второй половине 2000-х годов как в СМИ, так и в научных кругах.
Например, это обсуждается в работе Джессики Страбл 2007 года.
«Упадок музыкальных субкультур: потеря смысла стиля и субкультурной идентичности» .
Исследователь из Университета Огайо причину снижения значимости и популярности музыкальных субкультур усмотрел в том, что актуальный вопрос протеста исчез из формы молодежного бунта и бунта против правил предыдущих поколений.
Постиндустриальный мир начала XXI века настолько привык к субкультурам, что они стали частью его повседневной «нормальности» и одновременно маркетинговым ходом.
«Зутеры» 40-х, хиппи 60-х и панки 80-х яростно возмущали людей в массовом индустриальном обществе, часто недавних сельских корней.
Они одевались вызывающе «странно» в то время, когда «нормальной» мужской одеждой даже в рабочей обстановке считался строгий пиджак, желательно с галстуком и шляпой, а женщинам носить брюки было «возмутительно неприлично».
Они были предметом постоянного громкого осуждения и преследования, в том числе со стороны государства и полиции.
Практически все субкультуры, от любителей костюмов Zoot и послевоенных байкеров до панков и рэперов, ассоциировались в прессе и массовом сознании с насилием и мелкой преступностью в большей степени, чем это было на самом деле.
Но почему столь массовые молодежные движения не возникли до 1930-х годов, хотя молодежь во все века была нонконформной, буйной и проблемной с точки зрения старших поколений? Можно предположить, что субкультуры были одним из первых признаков перехода от индустриального общества к постиндустриальному: от мира «массового нормального стандартизированного человека» к миру, где каждый стремится подчеркнуть свою индивидуальность и особенность.
В предыдущие столетия этим занимались в основном несколько образованных и богатых кругов, но распространение образования сделало этот вопрос актуальным для… ну, для всех.
Неслучайно социальной базой практически всех классических субкультур была не «золотая молодежь», старательно пытавшаяся подражать модным неформалам, а молодые люди из городских низов.
В отличие от своих отцов и дедов, для которых место рабочего вместо родной деревни уже было социальным лифтом и которых вполне устраивало коллективное самоощущение «мы все такие, как все», они уже жаждали самосовершенствования.
экспрессия, видимость, признание факта своего существования со стороны истеблишмента и процветающего «среднего класса».
Если мы не сможем выделиться индивидуально, мы выделимся на фоне «всех этих» как собственная группа, стая, которая особенно близок подростковому сознанию.
Более того, эта потребность росла в обществе зрелого индустриального общества и со временем охватила значительную часть населения, а не только молодежь и подростков.
Субкультуры были лишь наиболее ярким и зримым ее выражением.
▍ Мир, где все немного неформальны
К началу XXI века «постиндустриальные» общества сильно изменились по сравнению с эпохой возникновения массовых молодежных субкультур.Неформалы перестали шокировать простых людей, потому что сами простые люди становились все более неформальными.
Современное общество настолько пропитано их духом, что его перестали замечать.
Достаточно сказать, что те самые «бумеры», против которых миллениалы и зумеры протестуют под лозунгом «ок, бумер», — это уже то самое поколение, которое в молодости было хиппи и рокерами.
Добропорядочные бабушки уже не падают в обморок при виде панка, а сами носят кожаные куртки и слушают Led Zeppelin. Эпатировать субкультуру было некому и нечем.
То, что раньше было субкультурным и вызывающим, вошло в сферу значительно расширенной нормальности.
Массовое индустриальное общество с объединением «мы как все, и это хорошо» перестало существовать.
Теперь «все не такие, как все, а потому все еще такие, как все».
Характерные элементы субкультур прошлого – кожаные куртки, фенечки, армейские ботинки, татуировки, разноцветные прически необычной формы – стали настолько привычными, что носить их может каждый без особой привязки к конкретным субкультурам.
Если в конце 2000-х уже существовало смешение субкультур, заметное в уже упомянутой «Коже и костях», но еще существовало четкое разделение на «штатских» и «неформалов», то сейчас грань между неформалами и гражданскими стирается.
превратился в широкое поле смешивания и градиентного перехода.
Свою роль сыграло и массовое распространение Интернета и социальных сетей.
Неотъемлемой частью образа жизни субкультур было появление в соответствующей форме среди простых граждан, мирного населения.
Субкультурные люди на улицах были способом создать среду единомышленников и иметь возможность заметно идентифицировать таких же людей, как вы.
Сейчас это делается гораздо чаще в Интернете.
Общение также происходит онлайн гораздо чаще, чем в тусовках.
Да, иногда и сегодня мы видим на улицах, среди тотального глобального кэжуала с вкраплениями модных и ультрамодных, вполне канонических панков, готов, хиппи и даже старых рокеров в смысле 60-х, любителей рокабилли и Льюиса.
Но все они, как бы иронично это ни звучало, уже больше похожи на хранителей и продолжателей почтенных традиций, а не на воплощение молодежного протеста и бунта.
Разве что байкеры пока держатся, но, будем честны, большинство байкерских клубов в наши дни вряд ли можно назвать молодежными.
Есть оффники - своего рода преемники футбольных фанатов, которым футбол уже не нужен для коллективных боев, а просто "экипировка".
Но узнать их на улице сможет только наметанный глаз, поскольку для них важно взаимное признание, а не демонстративное выделение среди прохожих.
Хорошо чудаки с ботаниками как и без нас.
Но даже в этом случае речь идет о субкультурах в строго научном, а не «классическом» смысле.
Группы по интересам, взглядам, вкусам и образу жизни – да.
Массовые «движения», явно выделяющиеся и отделяющие себя от обычных людей внешне – нет. Массовые молодежные субкультуры, явно отличающиеся от «штатских» и друг от друга, ушли в прошлое — возможно, навсегда.
Они были порождены вполне конкретной эпохой и состоянием общества, на смену которым пришла другая эпоха и другие формы общественной жизни, другие нормы и приличия.
Естественно, молодежный протест и стремление выделиться не исчезнут – просто они сегодня принимают другие формы, и эти формы гораздо больше связаны с интернет-средой, чем с тем, как они одеваются или с любимыми музыкальными жанрами.
Что ж, наследие субкультур уже настолько вошло в нашу жизнь, что культуру XXI века без них просто немыслимо.
Теги: #Научно-популярная #Читальный зал #ruvds_weekend_articles #субкультуры #история #история #старики #ботаны #гики
-
Портативный Компьютер
19 Oct, 24 -
Новый Улучшенный Планшет Android
19 Oct, 24 -
Касперский Против Sopa
19 Oct, 24 -
Повысить Свой Уровень Английского Легко!
19 Oct, 24 -
Синглтон – Паттерн Или Антипаттерн?
19 Oct, 24 -
Комментирование Кода
19 Oct, 24