Когнитивная Наука И Футурология: Как Наши Фантазии Могут Повлиять На Наше Будущее

Вы можете контролировать то, что можете себе представить.

Невозможно управлять тем, чего не можешь себе представить.

Это касается и нашего будущего.

Так не стоит ли обратить внимание не только на моделирование будущего, но и на наши возможности? интерпретации полученные результаты? Где пределы нашей способности фантазировать и воображать? И самое главное – можем ли мы предложить какой-то содержательный инструмент для их измерения?.



О методе

На первый взгляд проблема кажется неразрешимой – ведь человеческая фантазия практически безгранична.

Но если мы посмотрим на научно-фантастическую литературу, мы обнаружим, что нельзя сказать, что каждая книга сильно отличается от другой.

Мы неизбежно находим закономерности, повторы, жанровые границы — и даже жалуемся, что «авторы устали и не могут придумать ничего нового».

Это дает нам важный знак – нет, фантазии, достигающие публичного пространства, не безграничны.

Если говорить об устойчивых системах будущего, мы наткнемся на некую структуру, пока интуитивно.

Вопрос в следующем: можно ли предложить инструмент для их анализа?

Понятие метафорических систем

В 1980 году Дж.

Лакофф и М.

Джонсон опубликовали книгу «Метафоры, которыми мы живем».

Оно послужило одной из основ нового научного направления — когнитивной лингвистики, анализирующей взаимосвязь языка и его восприятия человеком (концептуализация, категоризация и т. д.).

Одним из основных предположений, сделанных в книге, было следующее: мы мыслим лингвистическими метафорами; в процессе мышления мы используем языковые понятия .

Мы не можем мыслить отдельно от языка; оно направляет наше мышление.

Кроме того, метафоры имеют две важные особенности: их использование основные моменты некоторые свойства реальных объектов и в то же время темнеет другой.

Например, возьмем объект X. Его можно обозначить как: Стол 10 кг дров Арт-объект с хохломской росписью Предмет аукциона продан за 3000 долларов и т. д. Каждое имя данного объекта X «выделит» ряд его свойств.

«Стол» будет означать, что на Х можно сидеть.

«10 кг дров» будет означать, что его можно сжечь — но в то же время это уберет из нашего внимания функциональность стола — ведь то же самое можно и шкаф, брусья или бревна.

Формулировка «Предмет аукциона…» будет акцентировать внимание на меновой стоимости данного объекта, но игнорировать другие его характеристики.

Таким образом, думая о разного рода объектах и используя для их обозначения слова, мы неизбежно упрощаем действительность.

Однако для любого объекта можно придумать беспрецедентное количество метафор и описаний – собственно, это подчеркивается в книге «Метафоры, которыми мы живем».

Как их можно проанализировать? Для решения этой проблемы мы хотели бы предложить новую концепцию.

метафорическая система .

Ее идея проста – метафоры, как правило, не создаются вне зависимости от контекста; они уже вплетены в некоторую систему других взаимодополняющих понятий.

Например: «Стол» стоит в ряду предметов домашнего обихода наряду со «стулом», «шкафом» и т. д. «10 кг дерева» входит в число таких материалов, как «5 кг стали», «2 кг фарфора» и т. д. «Лот с аукциона продан за 3000 долларов» — среди других проданных объектов типа «Лот с аукциона за 2000 долларов», возможно, «Предмет из магазина за 100 долларов» и т. д. Если мы возьмем для анализа не отдельные метафоры, которыми мыслит человек, а метафоры, встроенные в готовые системы, то мы обнаружим, что Устойчивых систем таких метафор не так много.

– а это значит, что их можно изолировать и проанализировать.

В то же время можно предположить, что подобные метафорические системы будут изоморфны (т.е.

схожи в смысле графов), хотя их вершины (т.е.

конкретные понятия) могут различаться.

Например, не столь важно, за что мы боремся в «военной метафорической системе» — за Тиберий, Гелий-3, Квадриникс или планеты земной группы.

Важно, что в любом случае будут «свои», «чужие» и «ресурс», который невозможно разделить – хотя в каждом конкретном случае они могут называться по-разному.

Далее мы перейдем к освещению метафорических систем в художественной литературе, а для тех, кому интересно углубиться в их теоретические основы с точки зрения психологии, рекомендуем статью «Метафорические системы: к анализу «психологических карт местности»

К анализу художественной литературы

Научной фантастики много и она многогранна – даже если упростить ее трактовку.

Поэтому нам нужно сосредоточиться на чем-то одном.

Поскольку нас интересует образ будущего и наши возможности его представления, мы ограничимся рассмотрением системы будущего общества и его цели .

Это очень важный момент. Во-первых, устойчивых систем общества изобретено не так много, а значит, такой анализ будет возможен.

Во-вторых, мы оставляем за собой право игнорировать часть литературы, которая построена не вокруг систем будущего, а вокруг истории главного героя .

Подобные истории, в частности, были описаны Кэмпбеллом в книге «Тысячеликий герой» — рассказы о вызове героя, испытаниях и т. д. Важной особенностью таких историй является то, что во имя пробуждения эмоций и сосредоточения внимания по поводу главного героя они позволяют себе достаточно свободно обращаться с его окружением.

Оно не систематично, оно «рыхлое» и подстраивается под характер, показывая иногда то, что называется «Мэри Сью» (т.е.

нереальное обладание героем достаточно большими способностями для решения любой задачи) или «пианино в кустах» ( т. е.

несистемные ситуации, часто призванные помочь герою или создать эмоциональное напряжение).

Поэтому мы планируем игнорировать такие вещи в этом исследовании.

Конечно, категоризация метафорических систем может осуществляться по-разному.

Далее мы предложим достаточно простую классификацию на 4 типа, но подчеркнем, что это лишь один из возможных и другие исследователи могут предложить иное деление.

В рамках каждого типа мы рассмотрим несколько вещей: Общая концепция Ключевые метафоры.

Этот элемент важен для проверки – обращаясь к произвольному произведению, если мы найдем понятия, соответствующие этим метафорам, мы можем сказать, что оно рассматривает будущее в рамках этой метафорической системы.

Примеры - по возможности, из футурологических прогнозов и научно-фантастической литературы.

Примерные преимущества и недостатки такого учета будущего Образ идеального будущего в рамках этой системы Теперь перейдем к непосредственному анализу.



1. Геополитика (военная система)

Описание Геополитика — это метафорическая система, в рамках которой происходящие в будущем процессы могут быть сведены к борьбе за контроль над определенными ограниченными ресурсами, о распределении которых невозможно договориться; При этом особо подчеркивается, что «справедливого» решения проблем контроля над ресурсами быть не может и стороны будут применять силу для захвата или защиты таких ресурсов.

Примечание: «война» и «политика» с этой точки зрения очень похожи.

Перевернув классическое определение Клаузевица «Война — это продолжение политики другими (а именно, насильственными) средствами», мы получим, что «Политика — это продолжение войны другими, ненасильственными средствами».

В случае с политикой речь пойдет о контроле над ограниченным ресурсом, хотя борьба может не ограничиваться силовыми методами.

Основные метафоры Геополитика рассматривает общество с точки зрения власти, влияния и войны за ресурсы.

В этом смысле оно неявно опирается на такое базовое культурное разделение, как «свой-чужой».

«Свой» заслуживает добра, «чужой» — зла или, как минимум, пренебрежения и невежества.

Примеры понятий, которые в нашем понимании можно свести к геополитической метафорической системе Примеров из научной фантастики немало - война за воображаемый тиберий, гелий-3, ключевые точки гиперперехода (например, Барраяр "Сага о Форкосиганах"), обитаемые планеты (например, Тармашев "Древний") и т.д. Среди современных футурологов это понятие возникает в следующих случаях: Понятия конкуренции за энергоресурсы и энергоносители (исчерпаемая, ограниченная) Упрощенные марксистские концепции, ставящие в центр понятие «классовой борьбы» (борьба за контроль над средствами производства, на наш взгляд, составляющая лишь часть исходных марксистских предположений) Преимущества Концепция геополитики постоянно «высвечивает» важную вещь – разные люди имеют разные интересы в одном и том же месте .

Он относительно универсален – может отражать конфликты в семье (по поводу пространства или денег), в общественных объединениях или государствах (статус, контроль над ресурсами и т. д.).

Это очень и очень понятно – вряд ли хоть раз кто-то не вступал в борьбу за то, что для него важно.

Геополитика противопоставляется либеральной экономике – идее, что рынок сам может все регулировать и расставлять по местам, и каждый может мирно производить и обмениваться ресурсами.

Де-факто не все ресурсы можно приобрести на свободном рынке, и контроль над ними осуществляется политически, на основе государственных заказов и регулирования.

Цель этого очень проста – не дать «чужакам» получить доступ к критически важным ресурсам и получить над ними рычаги влияния.

Иногда применение силы является последним средством отстаивания справедливости – и в этом смысле основные метафоры взаимодействия между субъектами, используемые в геополитических концепциях, присущи человеку и нередуцируемы.

Недостатки Война существует почти столько же, сколько и человеческие общества; Однако военные действия так и не привели к серьезным улучшениям в жизни общества.

Война как применение силы для завоевания влияния способствует лишь перераспределению ресурсов, но не прогрессу в историческом смысле.

Эта концепция может дать ориентиры для действий в масштабе от 10 до 50 лет, но не на 100-200 лет, поскольку крайне сложно представить человечество, которое столь долгое время занималось исключительно дележом ресурсов.

Идеальная концепция будущего Многополярный мир, в идеале, использующий систему международного права и соглашений для перевода всех конфликтов в политическую плоскость и предотвращения прямого применения силы.

Теоретически возможен и другой вариант, в котором мы не совсем уверены – концепция империи с разделением конкурирующих ветвей власти, с монополизацией идеи насилия государством и переносом конфликтов на судебно-бюрократическая плоскость.



2. Либеральная рыночная экономика

Описание Либеральная рыночная экономика — это система, в которой считается, что люди достигают своего наиболее оптимального состояния (счастья) путем удовлетворения собственных потребностей посредством обмена ценностями, которые они производят на рынке.

Основные метафоры Либеральная рыночная экономика рассматривает все процессы с точки зрения личного производства, личных потребностей, личного потребления, свободы соглашения и свободы обмена ценностями в рамках рыночного механизма.

Он неявно опирается на модель «экономического человека», который пытается максимизировать свою прибыль.

Также важным его элементом является идея автоматического саморегулирования (самоорганизации) рынка, побуждающая отдельных субъектов оптимизировать производство исходя из личных интересов, что приводит к выгоде общества в целом.

В отличие от военно-геополитической системы, в этой системе доминирует не идея ограниченности ресурсов, а способность каждого субъекта эффективно производить определенный класс ресурсов для дальнейшего обмена.

В этой концепции нет критических ограниченных ресурсов (земля, энергия и т.д.).

Примеры концепций Либеральная рыночная экономика сейчас стала мейнстримом – общепринятой концепцией, с которой сравнивают все остальные.

В научной фантастике подобное понятие часто можно встретить в случае обычных, неэпических приключений главного героя.

Герой может перемещаться по планете или планетам, искать попутчиков и перевозить с ними грузы (например, сериал «Светлячок» и т. д.).

При этом, как правило, происходит экстраполяция существующей рыночной системы на межпланетный/мировой уровень (торговля уникальными запчастями для R2-D2 и т.п.

) Комментарий : сложным моментом, не входящим в это понятие, но необходимым на практике и предметом постоянных дискуссий является понятие общественных благ, которые поддерживаются государством: армия, полиция, социальные программы и т.д. Соответственно, существуют концепции, которые добавить эти элементы в концепцию рыночной экономики, как важные (концепции либерально-социалистического типа), или те, которые считают их второстепенными (концепции, тяготеющие к консерватизму).

Преимущества Метафора свободного производства и обмена имеет существенное преимущество перед метафорой силы (войны) как способа распределения ресурсов.

Этот подход подчеркивает, что товары являются, прежде всего, результатом использования человеческих навыков и труда, а вовсе не контроля определенных мест/товаров.

Соответственно, в этой концепции делается акцент на возможности повышения эффективности каждого отдельного индивидуума – что приводит как к увеличению вознаграждения этого человека, так и к благу общества в целом.

Повторимся: здесь мы описываем идеальное преимущество концепции, т.е.

то, что позиционируется, но не обязательно реализуется.

В частности, необходимым условием реализации идеальной ситуации в рамках этой концепции является ряд свобод: Свобода получения ресурсов для производства (невозможность блокировать поставки ценных ресурсов – что противоречит ряду принципов добычи важных полезных ископаемых) Свобода производства (отсутствие лицензирования деятельности, что может привести к тяжелым социальным последствиям) Свобода входа на рынок/донесения информации до потребителя (отсутствие социальных связей при хозяйственных операциях, легкость смены поставщиков, рациональность потребителей, слабо зависящих от рекламы, отсутствие картелей и монополий и т.д.) Однако в современном мире существует огромное количество сфер деятельности, которые обладают большинством этих свобод, что и приводит к достаточно высокой эффективности описываемой концепции.

Недостатки До недавнего времени эта концепция казалась окончательным решением всех проблем человечества – в частности, такой точки зрения придерживается Ф.

Фукуяма в книге «Конец истории и последний человек».

Однако практика последних 15 лет показала, что эта концепция не работает в глобальном масштабе.

Причины этого трудно полностью установить, но часто называют следующие: Нерыночные аспекты в экономике – их приводят в качестве аргументов сторонники окончательного внедрения рынка (либертарианство).

В частности, это касается необходимости лицензирования деятельности, а также проблем контроля за добычей необходимых для производства ресурсов (последние, согласно концепции геополитики, являются стратегическими ресурсами и контролируются государством нерыночными способами).

).

Общество потребления как общество реализации низменных желаний.

– здесь акцент делается на том, что благодаря рынку возникают и культивируются многие потребности, связанные с примитивной эмоциональной деятельностью человека, а не с его развитием.

Нам кажется, что для пояснения удобнее всего процитировать Рэя Брэдбери из интервью «Есть ощущение, что книги умирают»:

«Они [люди] сделали много глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламщика и такие вещи, как iPhone, не получив ничего взамен, кроме кислого послевкусия.

А вот если бы мы развили науку, исследовали Луну, Марс, Венеру.

Кто знает, каким был бы тогда мир? Человечеству предоставлена возможность исследовать космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».

Необходимость консолидации капитала и классовой борьбы – этот аргумент часто приводят последователи Маркса.

Здесь основной проблемой констатируется необходимость создания гигантских производств/корпораций с целью повышения эффективности труда за счет эффекта масштаба, а также связанное с этим растущее отчуждение рабочей силы, отсутствие в ней креативности – что приводит как к неудовлетворение психологических потребностей и отсутствие свободы начать собственное дело.

Так или иначе, а «чистая» реализация этой концепции в реальном мире приводит к ряду существенных проблем, исправлять которые приходится нерыночными мерами.

Идеальная концепция будущего Свободный рынок, возможно, глобальный, с большим количеством конкурирующих субъектов и легкостью входа/выхода на него.



3. Технологический взрыв

Описание Технологический взрыв — концепция, в рамках которой считается, что наиболее значительные изменения в жизни человечества происходят с развитием естественных наук и связанным с этим созданием и внедрением новых технологий, для использования которых достаточно приобрести вещь.

объект, включающий в себя эту технологию.

Понимание сущности техники вовсе не обязательно (это замечание по поводу «материальности» техники нам понадобится позже).

Ключевой ценностью здесь считается научное открытие и его технологическая реализация.

Альтернативой этому названию может быть термин технологическая сингулярность – концепция о том, что с открытием определенной технологии жизнь человечества кардинально изменится; настолько, что принципы его дальнейшего существования нам, современным людям, крайне сложно даже представить - а значит, рассуждения о политике и экономике вторичны.

Будем считать эту концепцию более радикальной версией технологического взрыва.

Основные метафоры В концепции технологического взрыва все рассматривается с точки зрения научных открытий, технологий и внедрения технологий.

Эта концепция неявно опирается на идею о том, что все зависит от способности человека изобретать, а затем распространять свои изобретения.

Можно также сказать, что эта концепция опирается на изобретение, возникающее в результате мышления личности/группы людей/длительных массовых исследований, а также процесса его распространения.

Также из-за специфики отрасли и ее развития часто возникают дискуссии об официальной и неофициальной науке.

Примеры концепций Обычно сторонники концепции технологического взрыва пытаются угадать, какая технология станет ключом к изменению человеческой жизни.

Соответственно, чаще всего встречаются вариации этой концепции с акцентом на ту или иную технологию, что порождает довольно большое их разнообразие.

Геронтология (в центре технология неограниченной продолжительности жизни; здесь элементы трансгуманизма) Кибернетизация (в центре — расширение возможностей за счет внедрения неорганических элементов в организм человека) Роботизация (в центре — возможность делегировать большинство задач специализированным роботам) Нанофабрики (в центре — возможность работать на наномасштабе; часто основа других концепций, например, трансгуманизма в плане повышения эффективности лекарств и т. д. Есть и уникальные варианты — например, концепция «нанотехнологических анархизм»: благодаря способности собирать любые предметы из окружающих молекул у человека отпадет необходимость эксплуатировать труд других людей) (например, Лазаревич «Нанотехнологическая сеть») Генная инженерия (в центре – технологии эффективного изменения биологического состояния окружающих предметов/людей) Универсальная сеть (в центре — технология подключения к Интернету всех элементов окружающей нас жизни человека и возможность автоматизации бытовых и производственных процессов) Сильный ИИ (в центре — создание аппаратно-программного комплекса, способного мыслить на человеческом уровне при гораздо более высоких скоростях процессов обучения) Виртуальная реальность (в центре — создание технологии полной имитации ощущений человека; также возможно создание технологии перехвата нервных импульсов для управления телом с целью перевода их в «аватар» — виртуальную копию) человека, действующего в виртуальном пространстве) Криптоанархизм (в центре — создание и широкое распространение сильных криптографических технологий для обмена корреспонденцией и деньгами, что, в частности, затрудняет контроль государства над этими процессами и передает власть на самоорганизацию) В общем, я думаю, что самые оптимистичные хабровские программисты мечтали бы посвятить свою жизнь разработке столь ключевой технологии.

И это в определенном смысле прекрасно.

Преимущества Серьезным плюсом этой концепции является пример технологического развития в 20-21 веке.

За это время уровень жизни человека в целом сильно вырос именно за счет изобретений, разработки и внедрения технологий (лекарств, повышения производительности, автоматизации и т.д.).

Рассуждая, что дальнейшие инвестиции в науку и технику приведут к увеличению уровень жизни в этом смысле выглядит вполне логичным.

Недостатки Основные наблюдения относительно этого понятия лежат в области психологии: индивидуальной и социальной.

Индивидуальная психология отмечает тот факт, что, несмотря на повышение уровня жизни (физиологического), совершенно невозможно сделать вывод о его четкой корреляции с уровнем счастья.

Люди очень часто тратят свои свободные средства на товары, которые им в принципе не нужны; Они также проводят свободное время перед телевизором.

С точки зрения социальной психологии примечательно, что, говоря о разнообразных изобретениях и технологиях, можно представить их использование как в положительном, так и в отрицательном аспекте.

Проще говоря, есть картинки счастливого будущего с использованием роботов (свободных людей); есть картины ужасного будущего с использованием роботов (не обязательно в стиле «Терминатора» — например, засилье мегакорпораций, безработица из-за того, что все места заняты машинами и т. д.).

В связи с последним следует отметить, что в рамках концепций «технологического взрыва» создано достаточно много (по сравнению с другими концепциями) антиутопических сценариев, связанных с возможностью неправильного использования технологий.

Сюда, в частности, входят сценарии ядерной войны, утечки смертоносных вирусов, «серой слизи» (выходящих из-под контроля нанороботов), повсеместного биопрограммирования людей, которое может привести к утрате их идентичности и т. д. Идеальная концепция будущего Идеальный образ будущего сильно варьируется в зависимости от выбора центральной технологии.

Можно также сказать, что по каждому из вариантов существуют разные представления о том, будет ли общество будущего утопией или антиутопией, в зависимости от выбранной социальной системы.

Обычно доступны следующие варианты: Технологии выходят из-под контроля человека (антиутопия, чаще всего описывает смерть или серьёзную деградацию человечества) Технологии разрабатываются и используются государствами в военных целях (антиутопия, основанная с социальной точки зрения на концепции геополитики) Технологии монополизированы мегакорпорациями (антиутопия, часто связанная с концепцией либеральной рыночной экономики) Технологии позволяют людям практически не выполнять ненужную работу и тратить время на саморазвитие (утопия, часто связанная с анархизмом; иногда с концепцией либеральной рыночной экономики).

Акцент делается на свободе выбора в отношении окружающих обстоятельств.

Технологии — важный фактор процесса всеобщего объединения людей (утопия, основанная на концепции гуманитарного перехода, см.

ниже).

Акцент делается на людях, работающих вместе для развития человечества в целом.



4. Гуманитарный переход

Описание Гуманитарный переход — концепция, в рамках которой предполагается, что люди, овладев тем или иным гуманитарным знанием (пониманием истории, психологии и т. д.), смогут выйти на новый уровень осознания своего существования и выстроить социальные взаимодействия в условиях новый путь.

В частности, предполагается, что в рамках такой новой системы будет больше поддержки личности независимо от рыночной значимости его труда, больше взаимопонимания, больше свободы творческой деятельности, более высокий уровень самоконтроля.

и ответственность.

Ключевое значение здесь – контакт, взаимодействие, понимание, психологическая поддержка, помощь в развитии человеческого общения.

Этот образ будущего встречается крайне редко; так почему же мы рассматриваем это? Далее сведем наши понятия в таблицу 2х2 и отметим, что «чистых понятий» в действительности не существует. Баланс есть – геополитика всегда перемешана с рынком, они уравновешивают сильные и слабые стороны друг друга.

Внедрение идеи «гуманитарного перехода» связано с необходимостью найти балансирующую концепцию идеи «технологического взрыва».

Метафоры технологического взрыва выдвигают на первый план то, что можно назвать «внешним развитием», развитием, направленным на подчинение окружающей среды и «отчужденное» от человеческой психики.

В частности, именно поэтому многие классические антиутопии — «О дивный новый мир» Хаксли, «Мы» Замятина и даже в некотором аспекте «1984» Оруэлла — опираются на значительные технологические достижения, которые, увы, не повышают субъективность и значимость личности, а, наоборот, наоборот, они подавляют ее, низводят до уровня винтика общественной машины.

В противовес мы хотели бы представить концепцию, направленную на «выдвижение на первый план» значимости эмоций, психологии и человеческого разума – и, применяя такое изменение к человечеству в целом, мы назвали его гуманитарным переходом (в том числе и в памяти).

идеи метасистемных переходов В.

Ф.

Турчина) Основные метафоры Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что концепция гуманитарного перехода базируется на таких вещах, как развитие знаний о человеке, распространение знаний о человеке, повышение уровня осознанности действий, повышение взаимопонимания.

Также хотелось бы отметить, что в таком мире крайне важно участие и психологическая поддержка в росте и Пути (взрослении) другого человека, несмотря на его ошибки (которые являются частью Пути).

Возможно, здесь также имеет смысл поговорить о ценности взросления и психологического развития.

Примеры концепций Многие социалистические концепции включают в себя идею гуманитарного перехода.

Есть детали, отличающие разные социалистические концепции друг от друга; но, возможно, именно это и объединяет их.

В этом смысле В.

Ф.

Турчин, советский кибернетик, позднее эмигрировавший в США, метко выразил это:

«Социализм — это религия, провозглашающая интеграцию человечества высшей целью[1].

Давая это определение, я, как и в случае с определением религии, беру на себя смелость утверждать, что во многих учениях и движениях, называемых социалистическими, именно этот признак является «существенным».

Я утверждаю, что именно он придает силу социалистическим движениям, основанным на религиозном чувстве.

В качестве альтернативы можно было бы предложить при определении социализма взять за основу стремление к всеобщему равенству и справедливости.

Однако эти черты социализма, мне кажется, вытекают из идеи интеграции.

Справедливость в социалистическом учении обычно понимается как равенство, а равенство служит средством установления всеобщего братства.

Человечество должно объединиться в единую дружную семью – такова мечта социалистов.

Идея равенства сама по себе вряд ли вызовет религиозные чувства.

Разрушение собственности и семьи, которое проповедуется некоторыми социалистическими движениями и которое Шафаревич считает одной из основных черт социализма, является производным второго порядка, вытекающим из идеи равенства».

[Цитата по В.

Ф.

Турчин «Инерция страха».

Часть 2, раздел «Определение социализма»]

Сразу отметим, что мы не считаем слово «социализм» удачным.

Это слово использовалось в слишком многих школах мысли, поэтому трудно прийти к единому мнению, что именно оно означает. Собственно, определение Турчина также во многом уникально и не соответствует другим значениям понятия «социализм».

Поэтому мы вводим термин «гуманитарный переход», в основе которого лежит идея свободной интеграции людей при сохранении и развитии их личной индивидуальности.

Особо хотелось бы обратить внимание на идею «единой дружной семьи».

Во-первых, конечно, такая «семья» не планируется «удушающей», ограничивающей личность, как это имеет место во многих реальных семьях, и не одобряется психологией.

Это поддерживающая семья, это люди, которым ваша личность интересна просто потому, что вы существуете, а не потому, что вы успешно выполняете определенные функции, как это часто бывает в рыночной экономике.

Сюда же можно добавить психологическую фразу «друзья — это избранная семья», олицетворяющую идею о том, что даже если нам не повезет в семейных связях, мы сможем найти тех, кому мы нужны как личность.

Хотелось бы также обратить внимание на концепции, разработанные в рамках гуманистической психологии (? Фромм, А.

Маслоу, К.

Роджерс и др.

).

В настоящее время сама психология не претендует на вмешательство в футурологию и имеет собственное представление о том, как должно выглядеть наше будущее; во всяком случае, подобных работ нам не попадалось.

Но если присмотреться, то становится ясно, что в рамках гуманистической психологии создается представление о том, каким должен быть человек – и более независимым, и более внимательным к другим, чувствительным, имеющим внутренний локус контроля, чтобы уменьшить количество манипуляций и т. д. Экстраполируя эти идеи на все человечество, мы получаем, что гуманистическая психология предполагает также, что развитие человечества должно происходить в рамках концепции гуманитарного перехода, что в данном случае означает улучшение психологического здоровья и поддержку личности.

разработка.

Например, по определению Рича Фромма, «Любовь – это активный интерес к жизни и развитию объекта любви».

Что бы произошло, если бы мы могли использовать развитые гуманитарные технологии, чтобы помочь каждому использовать эту идею? Как тогда будет выглядеть мир?.

Фантастических произведений в этом ключе не так много.

Пожалуй, главное — это И.

А.

Ефремова с книгами «Туманность Андромеды», «Час Быка» и частично «Острие бритвы».

Меньше – произведения Стругацких и Сноузов «Люди как боги».

Меньше, потому что эти книги в целом не показывают позитивных изменений в психологии человека – скорее, это проекции существующих, не очень крепких дружеских отношений в будущее.

Любимый «Понедельник начинается в субботу» Стругацких наиболее интересен — нам кажется, именно потому, что, несмотря на разницу во взглядах героев (Привалова, Киврина, Кристобаля), им удается ладить и поддерживать друг друга.

Теги: #Будущее уже здесь #Читальный зал #Научная фантастика

Вместе с данным постом часто просматривают: