Звуковые эффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов, их реалистичность постоянно совершенствуется и то, что мы слышим сейчас в кино, — результат кропотливого труда многих людей на протяжении 90 лет. Как мы к этому пришли и почему стоит смотреть «Миссия невыполнима» в кинотеатре, оборудованном системой Dolby Atmos, мы расскажем в этой статье.
История многоканального звука
Первое использование многоканальной записи для воспроизведения фильмов было в 1941 году в фильме Диснея «Фантазия».Звукорежиссеры тогда сделали огромный шаг в формате воспроизведения звука, перейдя от моно к трехканальному звуку (2 фронтальных и центральный), записываемому оптически на пленку.
Почему этот шаг был огромным? Звук в кино появился относительно недавно.
Первым фильмом с синхронной речью стал музыкальный фильм «Певец джаза», вышедший в 1927 году, и первая фраза главного героя «Ну, погоди! Ты еще ничего не слышал!» стал символом новой эры звукового кино.
Теперь представим, как отреагировала на новое звучание публика того времени.
Если раньше мы слышали один и тот же звук из всех динамиков, то теперь можно было четко позиционировать правую и левую части звуковой картины.
Но дальнейшее развитие многоканального звука было приостановлено на 10 лет, основной причиной чего стала 2-я мировая война.
Новым толчком к развитию многоканальности стало активное совершенствование магнитофонной записи.
Первые магнитофоны были трофейные, привезенные из Германии, а само название «магнитофон» — общее название модели AEG Magnetopfon.
Дальнейшее развитие многоканального звука продолжилось в США.
Первый многодорожечный магнитофон изобрел знаменитый музыкант Лес Пол (изобретатель электрогитары, без которой невозможно представить современную музыку), он первым начал производить запись на монофонический магнитофон.
Звук в кинотеатрах
В кино первые форматы объемного звука записывались с помощью магнитофона; на пленку вместо оптической дорожки наносился магнитный слой, а проекторы оснащались магнитофонными головками для воспроизведения звуковых дорожек.Впоследствии, в связи с ростом популярности кино и экспериментированием с форматами кино, индустрия перешла на широкий формат — широкоэкранный синемаскоп на 35-мм пленке с анаморфотной (при съемке и воспроизведении) и 70-мм пленкой вместо 35-мм.
Большие экраны требовали соответствующего звукового оформления.
В то время в кинотеатрах использовались два основных аудиоформата: для Cinemascope (4 канала — левый передний, правый передний, центральный и объемный, расположенные сплошным массивом позади и сбоку от зрителя) от 20th Century Fox и Тодда А.
О.
для 70 мм (уже было 6 каналов, где добавили по одному дополнительному каналу слева и справа спереди из-за огромного размера экрана).
Интересный факт: Центральный канал стал необходим из-за больших размеров кинозала, когда диалоги для зрителей справа и слева озвучивались не по центру.
Центральный динамик обеспечивал четкое позиционирование всей воспроизводимой речи.
Впоследствии центральный канал сохранил рабочее название «Диалог».
Звуковое сопровождение того времени сильно отличалось от современных, хотя принципиально количество каналов не менялось.
Все дело в том, что на том этапе развитие технологий было очень сложным, и качественные звуковые эффекты в те времена были не так востребованы.
Сами форматы также не получили столь широкого распространения, поскольку оборудование для их воспроизведения было очень дорогим и позволить себе его могли только самые успешные кинотеатры.
Компания Долби
В середине 70-х годов на сцену вышла система Dolby, первоначально сделавшая себе имя благодаря системам шумоподавления Dolby A и Dolby B для профессиональной и любительской записи.Но успехов в этой области основателю компании Рэю Долби оказалось недостаточно, и он обратил свое внимание на кино.
В 1971 году появился первый фильм, при записи саундтрека использовалась система шумоподавления Dolby A — это был тогдашний «сенсационный» «Заводной апельсин».
Эта технология позволила значительно расширить динамический диапазон воспроизводимых частот в кинозвуке.
В 1974 году компания Dolby представила миру новый формат записи Dolby Stereo, который до сих пор используется в звукозаписи (не только, конечно).
Понятие «Стерео» в те времена существенно отличалось от того, как оно понимается сейчас, в наши дни – это обозначение двухканального звука.
Для многоканального используется термин объемный звук, который, кстати, появился именно благодаря внедрению технологий многоканального звука в системы домашнего кинотеатра.
В те времена термин «стерео» означал объемный звук.
Этот формат снова вернул дорожку оптической записи на пленку для четырех существующих каналов.
Звук фронтальных каналов при таком декодировании остался неизменным; Эффекты объемного звука были получены путем вычитания левого края из правого (путем изменения фазы) и фильтрации сигнала в диапазоне ниже 100 Гц и выше 7 кГц.
Возникла небольшая проблема с центральным каналом, потому что классически звук центрального канала представляет собой смесь звука правого и левого фронта с увеличением громкости на 3дБ.
То есть звук голоса тоже был слышен в передних парах, но на 3 дБ тише.
Dolby использовал хитрую систему улучшения разделения каналов в зависимости от ситуации: если диалог был слышен в тишине, то звуки передних каналов дополнительно приглушались, а если речь сопровождалась музыкой (если использовать предыдущий метод, то музыку было трудно слышать, а также увеличивалась громкость в животах между речью) для синергизации двух звуковых дорожек использовалось смешивание звука в противофазе правого канала с левым и наоборот. Естественно, четкое позиционирование звуковых эффектов в записях с технологиями Dolby появилось не сразу, поскольку четко позиционировать и разделить доминирующий звук и спецэффекты было довольно сложно.
Но компания постоянно совершенствовала кинопроцессоры и технологии, а качество звука в новом формате достигло небывалых высот. Большую популярность этому формату принес фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны» 1976 года.
Показав в этом фильме высочайшее на тот момент качество аудио- и видеоэффектов, фильм приобрел огромную популярность и способствовал использованию Dolby Stereo в кино.
Джордж Лукас, в принципе, внес огромный вклад в мир звукозаписи, но об этом чуть позже.
В то время уже активно развивалось домашнее телевидение, кинотеатры стали посещать реже, но запись прокатных версий фильма стоила недешево и была низкого качества.
Dolby Stereo позволил существенно снизить стоимость домашнего кинотеатра, сделав его доступным для широкой публики.
Для поддержки высокого качества звука в кинотеатре Dolby вводит строгую сертификацию кинотеатров, а логотип компании становится приманкой для зрителя, поскольку такой звук невозможно реализовать в домашних условиях.
Впоследствии Dolby добрался до широких экранов, подарив миру первые системы 5.1, которые используются сегодня.
Наличие отдельных динамиков для воспроизведения низкочастотных сигналов стало новым прорывом в области спецэффектов, создающих громоподобные, реалистичные взрывы и эффекты (первым фильмом формата 5.1 стал «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы).
Но все же популярность широкоформатного кино стала снижаться, поэтому большого количества фильмов с таким типом звукового сопровождения создано не было.
Домашние кинотеатры
Новый виток развития кинозвука начался в 80-е годы, именно в это время активно развивалось домашнее видео и появился лазерный видеодиск.Широкое распространение получили и домашние стереосистемы Hi-Fi. В 1982 году компания Dolby выпустила декодер Dolby Surround, способный декодировать 3 канала (левый + правый передний и объемный).
Для большинства слушателей этого было достаточно, но в связи с ростом популярности телевизоров большой диагонали, от 27", в 1987 году был представлен декодер Dolby Surround Pro Logic, способный извлекать 4-канальный звук из двухканальной фонограммы.
Это Именно так в мире начали появляться первые домашние телевизоры.
Кинотеатры на базе Hi-Fi оборудования быстро завоевали рынок и превратились из предмета роскоши в обыденность.
В 90-е годы начала активно развиваться цифровая запись, был выпущен формат CDS с цифровой звуковой дорожкой вместо аналоговой, маркировка метаданных осуществлялась с помощью пикселей на пленке.
Но в силу уровня технологий проблема потери звука часто появлялась из-за ошибок в звуковой дорожке.
Dolby Digital
В 1992 году на премьере фильма «Бэтмен возвращается» был представлен новый формат цифровой записи — Dolby Digital, который широко используется и сегодня.В этом формате использовались дублированные цифровые и аналоговые звуковые дорожки (в качестве резервной копии) и удалось избавиться от проблем с прерыванием звука.
Этот формат разрабатывался как универсальный для различных носителей и стал одним из обязательных форматов при записи DVD.
Dolby Surround EX
В 1999 году компания Dolby совместно с THX и Skywalker Sound Studios разработала новый формат Dolby Surround EX специально для первого эпизода приквела «Звездных войн» «Скрытая угроза».Этот формат позволял записывать звук 6.1, что давало звукорежиссеру дополнительную палитру звуковых образов.
СПАСИБО
О THX стоит поговорить отдельно.THX — это не формат записи звука, это общий стандарт для устройств воспроизведения звука, чтобы при воспроизведении звук был таким, каким его услышал звукорежиссер.
Интересна и история его появления.
Когда Джордж Лукас снимал «Возвращение джедая» из первой трилогии «Звездных войн», в кинотеатре проходил пробный показ фильма.
Результат не удовлетворил режиссера, поскольку все идеи относительно звуковых эффектов физически не воспроизводились аппаратурой того времени.
Именно тогда была создана компания THX, названная в честь первого фильма Лукаса «THX 1138».
Перед разработчиками была поставлена задача разработать строгие правила для кинотеатров, чтобы звуковая дорожка во время воспроизведения не отличалась от той, которую слышит звукорежиссер, при этом качество должно было быть максимальным.
Компания также создала качественный кроссовер, аналогов которому на тот момент не было на рынке.
И студии звукозаписи, и кинотеатры должны были пройти сертификацию THX. С 1990 года этому стали подвергаться и домашние аудиосистемы.
ДТС
В 1993 году появился еще один популярный формат DTS (Digital Theater Systems), созданный для фильма «Парк Юрского периода».В этом формате аудиодорожка воспроизводится синхронно с видео, но с отдельного лазерного носителя.
В домашних форматах DTS использует принципиально другую систему кодирования; данная система позволяет воспроизводить звук с учетом особенностей человеческого слуха, а также записывать до 8 независимых треков.
Несмотря на то, что принципы кодирования в системах разные, название используется одинаковое, скорее всего, в маркетинговых целях.
Долби Атмос
И напоследок хотелось бы поговорить о новом формате звука для домашних кинотеатров - Dolby Atmos, который впервые был представлен в 2012 году.Если рассматривать распространение обычного звука в классических многоканальных аудиосистемах как двухмерное, горизонтальное ( звук справа, слева, спереди, сзади), то Atmos позволяет нам обеспечить полностью трехмерный звук, используя вертикальную плоскость.
Эта технология позволяет саундтрекам эффектов существовать независимо друг от друга, поскольку они не микшируются звукорежиссером раз и навсегда, а существуют отдельно и обрабатываются специальным процессором.
Потолочные динамики и дополнительные сабвуферы стали дополнением кинотеатров с Dolby Atmos. Первым фильмом в этом аудиоформате стал 3D-мультфильм «Отважный».
Но это еще не все, этот формат также внедрен в системы домашнего кинотеатра.
Такие производители Hi-Fi, как Onkyo, Yamaha, Marantz, Denon, Pioneer, уже выпустили ресиверы, поддерживающие этот декодер.
Чтобы создать дома кинотеатр Atmos, не обязательно встраивать в потолок колонки; производители колонок и ресиверов уже выпускают дополнительный комплект акустики, который устанавливается на фронтальную пару и работает за счет отражения звука от потолка.
Мне самому посчастливилось протестировать домашнюю систему с Dolby Atmos, презентация которой проходила в конференц-зале, специально не подготовленном для демонстрации.
Показали видеоролик о тропических лесах.
Мне удалось услышать очень интересные и реалистичные эффекты: во-первых, эффект падающих сверху капель дождя, то есть звук падения распространялся сверху вниз.
Но больше всего мне понравился эффект летящей птицы.
На экране колибри пролетела над головой, а затем по дуге пролетела по левой стороне сцены.
Я отчетливо слышал положение птицы в пространстве, то есть не только справа или слева, но и над головой или на уровне лица.
Звук получился очень реалистичным.
Если вы сможете объединить эту звуковую технологию со шлемом, таким как Oculus, вы сможете получить полный эффект участия в фильме.
Москвичи сегодня могут оценить технологию Atmos, посмотрев фильм «Миссия невыполнима» в одном из 3 кинотеатров.
или в одном из 6 кинотеатров «Люксор» .
А если вы хотите собрать домашнюю систему с Dolby Atmos, то рекомендуем присмотреться к этому комплекту: — Ресивер Onkyo TX-NR636 — Динамики Dolby Atmos Onkyo SKH-410 — И любая акустика Hi-Fi 5.0 О том, как собрать и настроить это оборудование для создания домашнего кинотеатра, я расскажу в следующей статье.
Теги: #Звук #Гаджеты #Будущее уже здесь #Видеотехнологии #кино #история звука #Dolby 3D #Dolby #Dolby Atmos #hi-fi аудио и музыка
-
Черногория
19 Oct, 24 -
Как Заправить Картридж
19 Oct, 24 -
Важность Бренд-Аналитики
19 Oct, 24 -
Квантовая Оптика
19 Oct, 24 -
Цели, Задачи И Принципы Автоматизации
19 Oct, 24 -
Восьмая Хабравстреча В Киеве Под Снегом
19 Oct, 24