История Портативных Консолей

В середине июля Valve представила портативную консоль Steam Deck : Первые покупатели получат свои устройства уже в конце этого года.

Ранее попытки Valve выйти на рынок устройств, например с геймпадом Steam Controller, не имели особого успеха.

Однако грядущий гаджет от Valve вызывает закономерный вопрос: портативная консоль в 2021 году? Казалось бы, пик популярности портативных консолей пришелся на конец 2000-х — начало 1900-х годов.

Возможно, лучше разобраться в вопросе нам поможет история, а именно история портативных консолей.



Источник



Предки портативных консолей

«Дедушками» первых портативных консолей можно считать различные настольные и портативные электромеханические устройства, представлявшие собой простые игры.

Одна из первых игр с батарейным питанием.

Перископическая дальность стрельбы Крэгстана , выпущенный в 1951 году.

Все просто: нажимаем кнопку «Старт», появляется диафильм с кораблями, нажимаем «Огонь», под кораблями загораются красные огни, сопровождаемые громким звуком.

Никаких точек, затонувших кораблей или признаков нападения – только шум и свет.

История портативных консолей

Перископический полигон Крэгстана (1951) Интересным представителем таких устройств является игра Электро крестики-нолики от японской компании Waco, выпущенная в 1972 году.

Обычные крестики-нолики для двух игроков, только не на бумаге, а на электронной доске.

Некоторые считают это первой портативной электронной игрой:

История портативных консолей

Электронные крестики-нолики Уэйко (1972)

Портативные игры

В 1970-е годы стал активно развиваться рынок калькуляторов с оптоэлектронными дисплеями.

В 1976 году американскому производителю игрушек Mattel пришла в голову идея объединить светодиодный экран с электронной игрой в небольшое устройство размером с калькулятор.

Вот так выходят две спортивные игры: Автогонки (1976) И Футбол (1977) которые имели большой успех.

Конечно, сегодня то же самое Автогонка выглядит примитивно.

Задача игрока — 4 раза добраться до верхней части экрана, обгоняя другие автомобили (представленные светодиодами) по трем полосам.

Однако на тот момент это был настоящий прорыв: полностью цифровая игра без движущихся механизмов (кроме управления и питания) с дисплеем и звуковыми эффектами.



История портативных консолей

Автогонки (1976) Видя, что игры могут приносить доход в сотни миллионов долларов, другие компании, такие как Coleco, Parker Brothers, Milton Bradley, Entex и Bandai, начинают массово производить свои собственные портативные электронные игры.



Портативные консоли

Основная проблема портативных электронных игр тех лет заключалась в том, что на купленном устройстве можно было играть только в одну конкретную игру.

Если надоело, приходилось покупать новое устройство.

В 1979 году уже упомянутая американская компания Milton Bradley выпустила Microvision — первую портативную игровую консоль со сменными картриджами.

Само устройство содержало только чипы дисплея (монохромный ЖК-экран разрешением 16х16) и кнопки управления, а также небольшой руль.

На картридже располагались процессор (8-битный Intel 8021 или 4-битный Texas Instrument TMS1100) и кнопки управления (от 2 до 12 в зависимости от игры).

Консоль была продана тиражом 8 миллионов единиц в Северной Америке и Европе.

Ассортимент игр особо не впечатлял: за весь период для устройства было выпущено всего 13 игр.



История портативных консолей

Космический охотник (1981) , одна из игр Microvision, представила идею так называемого D-pad — кнопки для перемещения персонажа в четырёх разных направлениях.

Сегодня этот элемент встречается практически на всех современных геймпадах.



История портативных консолей

Космический охотник (1981) В том же 1979 году в далекой Японии Гумпей Ёкои, инженер и гейм-дизайнер компании Nintendo, путешествуя на скоростном поезде Синкансэн, заметил скучающего бизнесмена, «играющего» с кнопками калькулятора.

Тогда ему пришла в голову идея миниатюрного игрового автомата с часами, чтобы убить время.

С 1980 года компания Big N начала производить портативные электронные игры с ЖК-дисплеем под названием Game & Watch. В отличие от Microvision, на этих устройствах можно было играть только в одну игру из-за сегментированного ЖК-экрана.

Чтобы добавить хоть какое-то разнообразие, многие устройства имели две кнопки: «игра А» и «игра Б», отличающиеся лишь скоростью и сложностью игрового процесса.



История портативных консолей

И хотя Game & Watch не стала технологическим прорывом, тем не менее, она завоевала большую популярность.

Из-за этого многие компании, пытаясь повторить успех японцев, клонировали некоторые игры: например, знаменитая «Электроника ИМ-02» («Ну, погоди!») была нелицензионным клоном Nintendo EG. -26 Яйцо.

Всего с 1980 по 1991 год было выпущено 60 различных игр Game & Watch.

История портативных консолей



История портативных консолей

Карманный компьютер Epoch Game заслуживает упоминания.

Это была вторая в мире портативная игровая консоль со сменными картриджами.

Устройство продавалось исключительно для японского рынка в 1984 году.

Консоль имела отличную для своего времени графику: ЖК-дисплей с разрешением 75х64 выдавал картинку на уровне Atari 2600. У японцев из Epoch был реальный шанс сделать , если не революция, то большой прорыв в отрасли.

Однако для успеха недостаточно просто хорошего устройства – нужны интересные игры.

А вот у Epoch GPC с ними возникла проблема: за все это время было выпущено всего 5 не слишком популярных игр, что отправило консоль на игровое кладбище.



История портативных консолей

Чего не сделала Epoch, сделала Nintendo. В конце 1989 года Big N выпустила портативную консоль под названием Game Boy. Новое устройство имело монохромный ЖК-экран без подсветки с разрешением 164х144, полноценный стереозвук, функцию GameLink, позволяющую играть вместе через специальный кабель, запуск 6 игр (Super Mario Land, Alleyway, Baseball, Tennis, Yakuman и Тетрис) и средней стоимостью 90 долларов в Японии и Америке.

Первое поколение Game Boy имело оглушительный успех и впоследствии стало культовым: были выпущены сотни игр, всевозможные аксессуары, включая кабель для подключения к телевизору, системы освещения, улучшенные аккумуляторы и даже принтер.

Мечта каждого ребенка тех лет!

История портативных консолей



Давайте добавим немного цвета

В 1989 году была выпущена первая портативная игровая консоль с цветным экраном — Atari Lynx. Тап поддерживал 4096 цветов и возможность поворота «на 180» для удобства левшей.

Игры поставлялись в классическом виде — в виде картриджей.

Консоль поддерживала режимы сетевой игры для 17 человек, хотя большинство игр поддерживали только 8. Помимо того, что Atari Lynx была первой игровой системой с цветным экраном, она также была первой системой с экраном с подсветкой.



История портативных консолей

Атари Линкс Однако, несмотря на все эти продвинутые для того времени возможности, широкого отклика среди потребителей консоль не нашла.

Нововведения сильно повлияли на время работы приставки: оно длилось до 4 часов.

В Atari Lynx отсутствовала сторонняя поддержка, что приводило к нехватке игр.

На фоне этих проблем и высоких затрат потребители обратились к более дешевым альтернативам.

Через два года, в 1991 году, вышла вторая серия консолей с новым корпусом и немного обновлённым железом — Atari Lynx 2. Всего было продано 1 миллион Lynx 1 и 3 миллиона Lynx 2.

История портативных консолей

Атари Рысь 2 В 1990 году мир увидел две портативные консоли — NEC TurboExpress и Sega Game Gear. Опишем каждый из них в хронологическом порядке.

НЭК ТурбоЭкспресс Первое объявление об этой консоли было сделано в апрельском выпуске журнала VideoGames & Computer Entertainment за 1990 год. Консоль представляла собой портативный эквивалент игровой консоли TurboGrafx-16. Консоль имела 16-битную графику и разрешение экрана 400 на 270 пикселей.

Игры поставлялись на небольших картах HuCard, которые подходили и для обычной версии консоли.

К приставке можно было даже приобрести ТВ-тюнер, который превратил TurboExpress в настоящий портативный телевизор.



История портативных консолей

Обложка апрельского номера журнала VideoGames & Computer Entertainment Несмотря на то, что консоль обошла всех конкурентов, в продажах она провалилась.

Всего было продано 1,5 миллиона копий.



История портативных консолей

ТВ-тюнер для приставки Игровое оборудование Sega Sega Game Gear увидела свет 6 октября 1990 года.

Новая консоль позиционировалась как ответ на консоль Game Boy от Nintendo. Game Gear стала третьей портативной консолью с цветной графикой и поддерживаемыми модулями расширения (например, ТВ-тюнером).

Аппаратная часть консоли была сделана на базе другой консоли от Sega — восьмибитной Sega Master System. Такая преемственность облегчила перенос игр с домашней консоли на портативную.

Но, как и все другие цветные консоли того периода, она потребляла много энергии: консоли хватало на 4 часа игры.

Кстати, для Game Gear был выпущен специальный объектив Super Wide Gear, который увеличил дисплей до 5 дюймов.

В результате консоль нашла свою нишу: всего было продано 11 миллионов копий.



История портативных консолей

Специальная линза для крепления В 1995 году Sega выпустила новую портативную консоль — Sega Nomad или Genesis Nomad. Специальных игр для него не выпускалось; вместо этого консоль могла работать с картриджами от консоли Sega Mega Drive. Однако консоль так и не была выпущена в Европе или Австралии.



История портативных консолей

Цвет Game Boy Game Boy Color — первая цветная портативная консоль Nintendo, выпущенная в 1998 году.

Консоль работала на 8-битном процессоре с тактовой частотой 8 МГц, 32 килобайтах оперативной памяти и 17 килобайтах видеопамяти.

Для консоли было выпущено около 700 игр, а продано 118 миллионов копий.



История портативных консолей

Три года спустя, в 2001 году, была выпущена Game Boy Advance — 32-битная консоль, пришедшая на смену Game Boy Color.

История портативных консолей

А спустя 2 года, в 2003 году, вышла обновлённая версия этой консоли — Game Boy Advance SP (специальная).

Он приобрел новый дизайн (по типу «раскладушки»), встроенный аккумулятор и ряд мелких изменений, основанных на жалобах пользователей оригинального Game Boy Advance.

История портативных консолей



Пик популярности

Новости о выпуске следующего поколения портативных игровых консолей Nintendo распространились еще в 2003 году.

В конце 2004 года Nintendo DS появилась на прилавках американских и японских магазинов (продажи в Европе начались в 2005 году).

В новом устройстве Big N снова прибегла к излюбленному складному формату: Nintendo DS была выполнена в форме раскладушки, как и предыдущий Game Boy Advance SP. Консоль была оснащена двумя ЖК-экранами.

Интересной особенностью было то, что нижний дисплей стал сенсорным.

Он реагировал на нажатие пальца и ввод стилусом, который использовался во многих играх.

Система была оснащена микрофоном для общения с другими пользователями и подачи голосовых команд в некоторых играх.

Nintendo попыталась сделать мультиплеер в играх более доступным, поэтому представила функцию Download Play. Теперь для игры с другими людьми не требовался второй картридж: можно было просто скачать необходимые данные у владельца игры и сразу отправиться в бой.



История портативных консолей

В дальнейшем было выпущено несколько улучшенных версий Nintendo DS. В 2006 году появился DS Lite, отличавшийся обновленным дизайном, более компактными размерами, повышенной яркостью и емкостью аккумулятора, а также более удобным стилусом.

В 2009 году DS Lite заменила Nintendo DSi. На этот раз консоль стала немного тоньше, появились 2 встроенные камеры и немного улучшен динамик.

В 2010 году вышла версия с экраном большего размера — DSi XL.

История портативных консолей

Следующим устройством семейства DS стала консоль Nintendo 3DS, выпущенная в 2011 году.

Главной особенностью нового устройства является так называемая поддержка автостереоскопии, позволяющая создавать трехмерный эффект без помощи специальных очков.

Выглядело это впечатляюще, но у неподготовленного человека такое 3D запросто могло вызвать приступ головокружения.

Консоль появилась на рынке одновременно со своей предшественницей, линейкой Nintendo DS. По словам инсайдера из THQ, в новой консоли использована весьма совершенная защита от запуска нелицензионных копий игр.

Дело в том, что в начале 10-х пиратство значительно возросло, поэтому Большая N решила разобраться с проблемой основательно (как и любой крупный производитель контента в то время).



История портативных консолей

За этим последовали обновленные версии New Nintendo 3DS и New Nintendo 3DS XL с увеличенным экраном и увеличенной емкостью аккумулятора.

В 2017 году была выпущена 2DS XL с экраном на 82% больше.

Наконец, в сентябре 2020 года поддержка Nintendo 3DS и всех младших моделей была прекращена.



История портативных консолей

Семейство DS пользовалось большой популярностью.

Это неудивительно: с начала 2000-х компания Nintendo является крупнейшим игроком на рынке портативных игровых консолей.

Однако в конце 2004 года очередной мастодонт игровой индустрии попытался оспорить звание короля портативных игр.

PlayStation Portable, PSP — первая портативная игровая консоль производства Sony Computer Entertainment и четвёртый продукт в линейке PlayStation. PSP была анонсирована на E3 2003. Консоль поступила в продажу в конце 2004 года в Японии и в 2005 году в остальном мире.

PSP была первой портативной консолью, в которой в качестве основного носителя данных использовался оптический привод Universal Media Disc (UMD).

Кроме того, имелся широкоформатный TFT LCD-экран с разрешением 480x272 и поддержкой всех современных стандартов беспроводной связи.

Память была расширена с помощью специальной карты Memory Stick Duo. Впоследствии были выпущены различные модифицированные версии оригинальной консоли: PSP Slim, PSP Lite, PSP Bright, PSP Go, PSP Street. Основные изменения: уменьшение размера, некоторые изменения дизайна (например, механизм слайдера в PSP Go), добавление поддержки Bluetooth и PlayStation Store.

История портативных консолей

В целом Sony удалось сделать успешную портативную консоль, которая пользовалась заслуженной популярностью и на равных конкурировала с Nintendo DS. Но новые версии устройства не предложили потребителям ничего нового, в отличие от семейства Nintendo DS, поэтому Sony решила сделать технологический шаг вперед.

2010-е годы

ПС Вита PS Vita стала преемницей PlayStation Portable (PSP).

В конце 2011 года консоль вышла в Японии, а в начале 2012 года — в остальном мире.

Новая консоль была оснащена пятидюймовым сенсорным OLED-экраном, системами беспроводной связи и быстрым оборудованием.

Сама по себе PS Vita — очень полезный гаджет, который испортила политика Sony. Компания была уверена в незыблемости своего места на рынке и вместо сотрудничества с разработчиками игр Sony решила сосредоточиться на маркетинге и разогреве публики.

В итоге, когда консоль начала распродаваться, оказалось, что игр для нее крайне мало.

Впоследствии на Виту поступило много хороших игр, но интересных эксклюзивов на консоль так и не поступило.



История портативных консолей

Нинтендо Переключатель В 2017 году Nintendo выпустила Nintendo Switch — гибридную консоль, которая может работать как портативная или домашняя консоль (с помощью док-станции).

Характеристики устройства следующие:

  • процессор NVIDIA Tegra X1;
  • аккумулятор емкостью 4310 мАч;
  • ПЗУ – 32 ГБ, ОЗУ – 4 ГБ;
  • экран 6,2 дюйма;
  • Размеры: 239 х 102 х 13,9 мм;
  • Вес: 398 грамм;
В 2019 году был выпущен Nintendo Switch Lite, младший брат Nintendo Switch. Новая консоль стала меньше, что сказалось на некоторых играх.

В целом Nintendo удалось привлечь разработчиков ААА-класса, и теперь для консоли доступно более 4400 игр.



История портативных консолей

На данный момент Nintendo Switch — единственный крупный игрок на рынке портативных консолей.

Единственные конкуренты в портативных играх — смартфоны и небольшие консоли.

Может ли Steam Deck представлять угрозу для Switch?

Текущая ситуация: доминирование Nintendo и перспективы Valve

Как видим, Sony не удалось вытеснить своих «соотечественников» с портативного Олимпа, поэтому она покинула этот рынок.

Valve приняла эстафету, анонсировав Steam Deck, что произошло буквально на днях.

Новая консоль будет связана с вашей учетной записью Steam, так что теперь вы сможете брать с собой всю свою библиотеку игр, куда бы вы ни пошли.

Есть ли у Steam Deck перспективы стать такой же популярной, как Nintendo Switch?

История портативных консолей

В пользу ее характеристик говорят характеристики Steam Deck — это будет самая мощная портативная игровая консоль на момент выхода.

Короче говоря, новое устройство будет слабее PS5 и Xbox Series X, но мощнее OLED-дисплея Nintendo Switch. По словам журналистов, опробовавших новинку, консоль запускает современные игры на высоких настройках (Control и Star Wars Jedi: Fallen Order).

Батареи должно хватить надолго, но все зависит от конкретной игры (по данным тех же журналистов, при игре в современную игру на максимальных настройках батареи хватает на 2 часа, при игре в Portal 2 с 30 фпс - на 5 часы).



История портативных консолей

С другой стороны, новая консоль будет работать на Linux. Тут сразу приходит на ум неприятная аналогия с Паровой Машиной.

Пользователи могут не иметь возможности запускать некоторые игры, не адаптированные для модифицированного Linux. В Valve говорят, что работают над этой проблемой, но неясно, будет ли она решена сразу или это будет происходить с каждым новым релизом.



История портативных консолей

В общем, поводы для скептицизма есть, особенно если учесть, что Valve буквально окружена ореолом неудач, связанных с выпуском каких-либо устройств.

Steam Controller, Valve Index, Steam Machine так и не стали популярными.

Остается только дождаться релиза, который состоится в декабре этого года.

Возникает вопрос: для чего эта консоль? Да, теоретически он поддерживает всю библиотеку Steam. Но будет ли удобно играть на таком устройстве в обычный шутер? И справится ли он с современным шутером? Скорее всего, что касается игр на Steam Deck, вам стоит сосредоточиться на всяких приключенческих играх, квестах и тому подобном, играх, не слишком требовательных как с точки зрения управления, так и с точки зрения производительности.

Кроме того, консоль можно назвать «портативной» с определенной долей условности.

Он просто большой – 30 сантиметров в длину и вес 669 грамм.

Такое устройство невозможно положить в карман.

Заинтересуется ли среднестатистический потребитель столь впечатляющим гаджетом, на котором приятно и удобно играть в игры, аналогичные мобильным? Не ясно! С другой стороны, если на Steam Deck будет большой спрос, сможет ли Valve его удовлетворить? Вряд ли такая компания, как Valve, сможет похвастаться такими же производственными ресурсами, как Nintendo и Sony. Так или иначе, с консолью Steam Deck у Valve есть шанс «перезагрузить» рынок портативных консолей и привлечь к ним былое внимание.

Источники:

  1. https://archive.org/details/retro_gamer/RetroGamer_018/page/24/mode/2upЭview=theater
  2. https://vc.ru/tech/270460-valve-predstavila-portativnuyu-mini-konsol-dlya-igr-steam-deck-po-cene-ot-399
  3. https://archive.org/details/retro_gamer/RetroGamer_041/page/78/mode/2upЭview=theater
  4. https://www.webcitation.org/65joA3nsBЭurl=http://www.pcworld.com/products/software/games.html
  5. https://gamicus.fandom.com/wiki/History_of_handheld_game_consoles
  6. https://www.denofgeek.com/games/the-evolution-of-handheld-video-gaming-in-17-consoles/
  7. https://blog.sciencemuseum.org.uk/history-of-the-handheld-games-console/


История портативных консолей

Теги: #игры #Игры и игровые консоли #steam #steameck #Nintendo #sony #gameboy #portable console
Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.