Искусство В Искусственном Интеллекте

Вопросы искусства тесно связаны с психологией и восприятием человеком тех или иных сигналов, будь то звуковые частоты или цветовые спектры.

В связи с этим вопрос создания системы искусственного интеллекта, занимающейся или синтезирующей произведения искусства, представляет собой чрезвычайно сложную задачу, граничащую с невыполнимостью, но это не совсем так.

Для создания такой системы необходимо глубоко изучить физическое и эмоциональное восприятие человеком различных внешних факторов.

Это может показаться достаточно простой задачей, учитывая, что по отдельности большинство вопросов восприятия детально изучены специалистами соответствующих областей научного мира.

Но не следует забывать, что наш мир устроен таким образом, что, соединив два известных элемента, мы получаем третий, уникальный образец, непохожий ни на один из предыдущих, который будет вести себя совсем не так, как ожидалось.

Это подтверждает простой школьный пример из химии, когда мы добавляем в марганцовку каплю глицерина, после чего смесь загорается.

Рисование Что происходит, когда человек смотрит на картину? Это самый важный вопрос, ответ на который позволит нам приблизиться к созданию системы искусственного интеллекта, способной рисовать картины.

Первым фактором, влияющим на восприятие и настроение человека, является цветовая гамма, а точнее цветовые спектры.

Для определения понятия цвета нам вполне достаточно волновой теории.

Итак, свет – это излучение определенной длины волны.

Спектр видимого света представляет собой излучение с длинами волн примерно от 400 до 700 нанометров.

Все излучения, лежащие за пределами этого диапазона, уже не воспринимаются человеческим глазом.

Второй фактор – простые изображения, дополняющие ассортимент. Несомненно, если человек увидит нарисованное яблоко, он наверняка почувствует его запах и сможет попробовать на вкус, если раньше пробовал такое яблоко.

Третий фактор, который я выделяю, — это сложные образы или «шаблоны», которые человек накопил за свою жизнь.

Ведь нельзя отрицать, что человек, хорошо помнящий картину «Девочка с персиками», обязательно представит себе эту картину, если увидит точно такой же персик, как на любой другой картине с похожими изображениями.



Искусство в искусственном интеллекте

Хотелось бы уточнить, что люди по-разному оценивают материальные вещи и образы.

Скорее всего, если он подержит в руке такой персик, то все равно не будет думать о картине.

Рассмотрим подробнее влияние каждого из трех факторов на восприятие человека.



Первый фактор



Как мы воспринимаем цвета

Цвет Сенсорное впечатление, возникающее при попадании на рецепторы зрачка световых раздражителей определенной длины (электромагнитное излучение в диапазоне примерно от 180 до 780 нм, так называемый световой спектр).

Оттуда этот импульс передается через нейронные сети в мозг и начинает восприниматься как цвет. Восприятие цвета окружающих предметов всегда субъективно, поскольку возникает только в мозгу смотрящего.

В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы просто воспринимаем их такими.

Физиологический аспект восприятия цвета заключается в том, что в процессе эволюции на задней стороне зрачка человека появились фоторецепторы.

При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 до 780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал.

Существует два типа фоторецепторов: палочки и колбочки.

Палочки распознают только контраст черного и белого, очень светочувствительны и позволяют видеть в сумерках и темноте.

Колбочки отвечают за восприятие цвета.

Существует три типа колбочек, которые воспринимают короткие (синие), средние (зеленые) и длинные волны (красные) цветового излучения.

Каждая комбинация световых лучей, падающая на сетчатку, определенным образом возбуждает эти три типа колбочек и дает соответствующее цветовое впечатление.

Нервные импульсы, возникающие в фоторецепторах, передаются через нейронные сети в мозг (трансдукция), где цвета в конечном итоге воспринимаются сознательно.



Психология восприятия цвета

Многочисленные психологические и социологические исследования на эту тему дают в целом единую картину.

Эмоциональное воздействие цветов определяется, с одной стороны, свойствами универсальных предметов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и т. д.), с другой стороны, влиянием культуры, и оно не Неважно, осознаем ли мы его влияние или нет. В повседневной жизни символикой цветов занимаются не только живописцы, дизайнеры, графики и другие представители художественных профессий.

Эмоциональное воздействие цветов отражается, например, в языке – каждому знакомы выражения «как красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «чернеть от гнева» и многие другие.



Описание исследования

При изучении цветового восприятия одна группа ученых провела два эксперимента.

В первом из них испытуемым (10 мужчинам и 10 женщинам) показывали разноцветные слайды и записывали нейронную активность при восприятии того или иного цвета.

Во втором эксперименте участникам показали 30 фотографий целующихся пар.

Среди этих фотографий были как монохромные (окрашенные в разные цвета – красный, желтый, синий, зеленый, черный), так и цветные.

Каждая картинка появлялась в шести цветовых вариациях (в случайном порядке, в течение одной секунды).

Испытуемые получили инструкцию: «Вам покажут фотографии целующихся парочек.

Часть фотографий — портреты обычных людей, часть — кадры из фильмов.

Пожалуйста, оцените, насколько сильны, по вашему мнению, чувства людей на фотографии (по шкале от 1 до 5)».

При проведении эксперимента мы специально просили «оценить чувства» людей на фотографиях, чтобы внимание участников эксперимента не было направлено ни на цвет, ни на их субъективное отношение к нему.

Изучено, как разные оттенки цветов влияют на эмоциональную оценку той или иной фотографии.



Результаты исследования

  • Цвет и трансдукция.

    Процесс трансдукции («перевода» цветового стимула на язык мозга) при восприятии разных цветов занимает разное количество времени и вызывает нейронную активность разной интенсивности в соответствующих участках мозга в зависимости от того, какой цвет рассматривается.

    обработанный.

    До начала сознательного восприятия (приблизительно 200-300 мс) зеленый и синий вызывают более сильное нервное возбуждение в лобной доле мозга, чем красный.

    Красный, в свою очередь, в тот же период времени активирует нервную активность в затылочной и височной зонах, что свидетельствует о сильном эмоциональном воздействии этого цвета.

    Научно доказано, что импульсы от зрительных раздражителей, пройдя через затылочную и височную зоны, сразу поступают в лимбическую систему (место расположения эмоций).

    Справедливость поговорки «Синий — цвет разума, красный — цвет страсти» теперь доказана с точки зрения нейрофизиологии.

  • Цвета и эмоции.

    Влияние цветов на эмоциональное восприятие окружающего мира объясняется также тем, что пик активности нейронов при восприятии цвета приходится на 50-150 мс от момента начала действия раздражителя (период подсознательного восприятия).

    Таким образом, цвета оказывают огромное влияние на когнитивные (сознательно переживаемые) процессы, поскольку в период их подсознательной обработки они вызывают пик нейронной активности.

  • Влияние цвета на сознательное восприятие.

    Во время сознательного восприятия (которое начинается через 300 мс) цвета по-разному влияют на активность нейронов.

    Иными словами, на восприятие цвета очень большое влияние оказывают опыт, полученный в процессе социологизации субъекта, а также его индивидуальные цветовые предпочтения, личностные качества и структура мотивации.

    Воздействие определенных цветов вызывает схожие реакции в разных культурах.

    Таким образом, красный цвет воздействует интенсивнее, чем синий и зеленый, яркое контрастное сочетание цветов оказывает более сильное воздействие, чем тусклое.

    Если, например, мимика (биологическая реакция на раздражитель) носит глобальный характер, говорить о существовании единообразных реакций на разные цвета неверно: слишком сильно влияние культурных и социальных ассоциаций.

  • Цвет и пол.

    Было бы интересно провести детальное исследование и сравнение нейрофизиологических реакций в периоде времени до 200 мс (подсознательное восприятие) у мужчин и женщин.

    Оказалось, что нейронная активность при восприятии цвета у женщин выше, чем у мужчин.

    Поскольку это явление наблюдалось в период подсознательного восприятия, можно предположить, что женщины в целом более эмоционально реагируют на цвета.

    На мужчин, наоборот, сильнее влияют черно-белые изображения.



Второй фактор

Второй важный фактор, как было описано ранее, — это простые визуальные образы.

Например, изображение сладостей соответствующего цвета может вызвать не только чувство аппетита, но и повлиять на настроение человека.

Ученые редко придают значение изображениям напрямую, но доказано, что если повесить на кухне натюрморт, то у человека быстро появляется чувство аппетита, а если в комнате висит картина с цветами, то возникает ощущение что запах этих цветов едва слышен.

Эти простые образы закладываются в человеке с детства и дополняются на протяжении всей жизни.

Этот фактор, наряду с первым фактором, всегда учитывается при создании систем искусственного интеллекта, синтезирующих изображения, но не учитывается не менее важный третий фактор.

  Музыка

Первый фактор

Чтобы объяснить механизм воздействия музыки на организм человека, необходимо рассмотреть, как человек воспринимает звук.

Звуковые колебания воспринимаются либо органами слуха, которые передают полученную информацию в специальные участки мозга, либо вибрации определенной частоты непосредственно влияют на работу отдельных органов и организма в целом.

В первом случае мозг в зависимости от полученной информации посылает сигналы органам, возникающим под его воздействием.

Во втором случае механизм действия звуковых колебаний следующий.

Каждый орган работает в своем особом режиме; биоритмы любого здорового органа лежат в определенном диапазоне частот, свойственном подавляющему большинству людей.

Например, частота сердца и гладких мышц внутренних органов близка к 7 Гц.

Альфа-режим работы мозга – 4 – 6 Гц.

Бета-режим – 20 – 30 Гц.

Когда частота звуковой вибрации совпадает или приближается к частоте биоритмов конкретного органа, возникает известное явление резонанса (усиления вибраций) или антирезонанса (подавления вибраций).

Возможны также случаи так называемого неполного резонанса (частичного совпадения колебаний).

Но, как бы то ни было, орган начинает работать в непривычном и дисгармоничном для него ритме, что может привести к развитию патологии как этого органа, так и всего организма в целом.

Человек слышит звуковые колебания средней частотой от 20 Гц до 20 кГц.

Выше этого диапазона начинается область ультразвуковых колебаний, однако прямое воздействие на организм оказывают вибрации от 2 до 10 Гц.

Итак, музыка оказывает воздействие одновременно в нескольких направлениях.

Позволим себе воздержаться от анализа психоэмоционального ряда, поскольку такая работа требует значительного времени и отдельного большого исследования с привлечением специалистов-психологов и психотерапевтов.

Предметом нашего дальнейшего разговора будут исключительно низкочастотные ритмические вибрации.

Они проявляются в ритме (или темпе) музыки, то есть в количестве ударов (тактов) в минуту.

Итак, ритм вальса составляет около 50-80 ударов в минуту, иначе говоря, около 1 Гц.

Музыка, предназначенная для релаксации и медитации, имеет гораздо более медленный ритм.

Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные формы имеют около 120 ударов в минуту, что составляет около 2 Гц.

Однако в последнее время все большее распространение получают музыкальные жанры, где частота ударов в минуту достигает 240, то есть приближается к 4 Гц.

Образно говоря, это прямой удар прямо в мозг.



Второй фактор

Для простых звуковых ассоциаций существует термин «восприятие сложных звуков».

Восприятие сложных звуков – это процесс построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав.

Сложные звуки имеют разные источники, согласно которым на первый план выходит та или иная их характеристика.

Прежде всего, по структурным особенностям акустического спектра классифицируют звуки разного качества (глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие и высокие).

Многие звуки природы (например, шелест листьев, плеск воды, треск ветвей, грохот оползня, биение сердца) представляют собой одиночные повторяющиеся импульсы, когда частота и регулярность этого повторения значительны.

признаки ориентации и построение адекватного образа восприятия.

Звуки речи анализируются не только по их значению, но и - по интонационным характеристикам, громкости, задержкам, изменениям темпа - по выразительному содержанию.

При восприятии музыкальных звуков ведущими являются такие признаки, которые образуют ее музыкально-звуковую ткань, такие как ладово-гармонические соотношения высоты звука и ритмическое очертание.

Третий фактор Ни одна система искусственного интеллекта не учитывает третий, не менее важный, а может быть, даже более важный фактор — шаблонные значения человеческой памяти.

Ведь, несомненно, во всем, что касается искусства, для глубокого понимания образа каждый человек использует свои шаблонные зрительно-спектральные образы.

Получается, что все мы мыслим образами и шаблонами? Да, именно это и происходит. У каждого человека свой набор шаблонных зрительно-спектральных образов, но есть и такие, которые характерны для многих людей.

У специально обученных наблюдаются гораздо более шаблонные зрительно-спектральные образы, чем у не прошедших специальную подготовку.

По своей сути школы проводят углубленное рассмотрение изображений (картин и картин) с подробными пояснениями; они просто представляют шаблоны своим слушателям.

Что касается музыки, то музыкальная школа – это не что иное, как фабрика шаблонов.

И чем дальше человек учится, тем больше закономерностей он впитывает. В музыкальной школе к звуковым образам добавляются еще и зрительные образы.

Этим объясняется тот факт, что дети, сидящие на «музыкальной литературе», не понимают, что им следует увидеть, но, усердно занимаясь, они, сами того не осознавая, впитывают закономерность.

Всего через несколько лет эти же дети не только смогут рассказать, что должен «увидеть» человек, слушая то или иное классическое произведение, но и сами это почувствуют. Все это означает, что третий фактор представляет собой определенное сочетание второго фактора с тематико-смысловым подтекстом, заложенным в художественное произведение автором.

Этот подтекст, как известно, не всегда правильно распознается, и у каждого человека свой набор психоэмоциональных и смысловых ассоциаций одного и того же образа.

Теги: #искусственный интеллект #музыка #живопись #искусство

Вместе с данным постом часто просматривают: