В процессе перетаскивания тяжелого монитора ЭLT с места на место я напомнил себе, что когда-то давно хотел собрать только портативный.
Ноутбуки, КПК и мобильные телефоны стали легче и компактнее.
Я уже собрал довольно приличное количество ноутбуков 90-х годов, которые когда-то были моей недостижимой мечтой.
Можно ли ограничиться ими и не заморачиваться с настольными ПК? Есть одна проблема: концепция «ноутбука для геймеров» — относительно новая концепция.
25 лет назад портативный компьютер стоил примерно столько же, сколько бюджетная иномарка, и покупался в подавляющем большинстве случаев для того, чтобы заработать еще больше денег, а не для того, чтобы по вечерам играть в Doom. Но это было тогда, а сейчас сборщик компьютерного барахла вряд ли будет работать исключительно с электронными таблицами, базами данных и текстовым редактором в MS-DOS. А если вы хотите поиграть в Балду, Опасного Дэйва, Принца Персии и Доисторического — какой ноутбук подойдет лучше всего?
Отвечу сразу: идеального ретро-ноутбука для ретро-игр не существует. Но как отдельная дисциплина в коллекционировании многоборья поиск наиболее совместимой (по крайней мере!) портативной с популярными DOS-играми вполне оправдан.
Это повод поближе взглянуть на характеристики и возможности старых устройств, а заодно еще раз полюбоваться разнообразием технических решений той интересной эпохи.
Это то, что я хочу сделать сегодня.
Если не предлагаем рабочего решения, то хотя бы опишем основной набор проблем: поддержку звука, требования к процессору и, самое главное, бесконечные и разнообразные страдания с ЖК-дисплеями.
Веду дневник коллекционера старого железа в Телеграмме .
Для начала хотелось бы немного сузить круг предпочитаемых игр, ведь эра DOS длилась пару десятков лет – очень длительный срок.
В 1981 году был выпущен самый первый персональный компьютер IBM PC с операционной системой IBM PC DOS, разработанной Microsoft. В комплект поставки компьютера входит программа BASIC. ОСЛ.
БАС , написанный двумя сотрудниками Microsoft — Нилом Конзеном и неким Биллом Гейтсом.
Вероятно, ее можно считать первой игрой для нового компьютера и новой операционной системы.
Концом эпохи DOS можно считать выход Windows 95, но это не совсем так.
Первой по-настоящему популярной ОС, нарушившей совместимость с MS-DOS, была Windows 2000, выпущенная в феврале 2000 года, или даже Windows XP (октябрь 2001 года).
Если считать так, то полноценная эра DOS длилась 20 лет, или половину всей истории IBM PC-совместимых компьютеров.
В какой-то момент разработчики игр начали активно использовать технологии, доступные только в среде Windows. Я не берусь назвать год, когда игры для MS-DOS окончательно перестали выпускаться — слишком размыта грань.
Но традиционно считается, что в 1996 году вышли последние DOS-версии популярных игр-блокбастеров: Duke Nukem 3D, Quake, Tomb Raider, Command & Conquer: Red Alert. Согласно моим ненаучным исследованиям, игры для DOS можно очень грубо разделить на две категории.
Очень ранние игры часто были жестко привязаны к тактовой частоте процессора.
По мере роста производительности это приводило к проблемам: игры работали слишком быстро.
Известный представитель такого типа проблемных игр и, пожалуй, один из последних релизов с такой функцией — Командир звена 1990 год. Для решения подобных проблем в настольных компьютерах того времени была изобретена кнопка «Турбо», которая замедляла работу системы и делала игру играбельной.
То есть в зависимости от набора игр у вас может возникнуть проблема, связанная с тем, что система слишком быстро , такой нижний предел.
Мои любимые DOS-релизы, как правило, не имеют проблем с производительностью, поэтому я просто упомяну об этой особенности.
Аналогичная проблема — «слишком много памяти».
Например, игра Sim City 2000 выводит предупреждение, если у вас более 16 мегабайт оперативной памяти:
А игра Аладдин на компьютере с большим объемом оперативной памяти может вообще не запуститься.
Есть и более традиционное ограничение, от которого я страдал на протяжении девяностых — ограничение сверху, когда ваша система слишком медленная.
Ключевой игрой, разделившей DOS-системы на «старый хлам» и «еще хорошие», была Doom. Эта игра была выпущена в 1993 году, и в нее можно без проблем играть на компьютере с процессором 80486 или выше.
В отличие от современных реалий, основным требованием для работы той или иной игры была вычислительная мощность процессора.
Только самый последний набор игр требовал (или имел в списке рекомендаций) выделенные 3D-ускорители.
Не будем считать и противоположную крайность — найти ноутбук с 3D-графикой и поддержкой DOS еще сложнее, чем просто какой-нибудь рабочий экземпляр.
Хотя такие устройства существуют. Вообще важно понимать, что за простым обозначением «эра DOS» скрывается широкий спектр технологий.
Между первым IBM PC на процессоре Intel 8088 и полностью MS-DOS-совместимой системой на базе процессора Pentium III лежит пропасть, которой вряд ли можно найти современную аналогию.
Разные игры были написаны и протестированы на разном оборудовании, имеют свои уникальные свойства и ошибки, и то, что одна игра будет работать на компьютере с конфигурацией Х, не означает, что на нем будет работать другая.
Изучать это многообразие невероятно интересно, и самый правильный путь для самурая ретро-строительства — изучение настольных ПК, желательно по одному настольному компьютеру на каждый исторический период в полтора-два года.
Когда вы добавляете в уравнение ноутбуки, все становится намного сложнее: у них свой уникальный набор технологий, необходимость уместить сложные решения в компактный корпус, еще больше проблем с совместимостью и невероятно высокие (на момент выпуска) цены.
Трудный.
Но мы попробуем.
Sound Blaster и ему подобные
Именно поддержка звука, превосходящего стандартный динамик ПК, позволяет нам легче всего установить временные рамки для нашего исследования.Ноутбуки со встроенным звуковым интерфейсом начали массово производиться в 1995 году.
В 1997 году был предложен стандарт компьютерного звука.
AC'97 , который поддерживает только Windows, но в течение нескольких лет портативные компьютеры оставались совместимыми с MS-DOS. Поддержка прекратилась в начале 2000-х годов.
Например, мой ноутбук ThinkPad X21 2001 по-прежнему поддерживает звук в чистом DOS, но следующая версия X22 больше не поддерживает. Оказывается, новейшие ноутбуки, способные работать со звуком в DOS, построены на процессорах Pentium III, либо на ранних мобильных процессорах Pentium 4. В ThinkPad X21 используется кодек Crystal Semiconductor CS4297A с поддержкой AC'97 и отдельный чип CS4281, обеспечивающий совместимость с Sound Blaster Pro.
Самые старые ноутбуки «со звуком» имеют процессор 486, и найти их сейчас довольно сложно, например, это ноутбук IBM ThinkPad 755 1995 года выпуска.
Сегодня перед нами ноутбук как представитель эпохи ранних ноутбуков.
строительство Тошиба 200CDT , модель 1996 года на базе процессора Pentium 100.
В этом ноутбуке используется звуковой чип ES688, подключенный по шине ISA, что по идее должно обеспечить максимальную совместимость.
В том же ThinkPad 755 используется фирменное решение от самой IBM — DSP Mwave, которое обеспечивает как поддержку звука, так и используется для работы встроенного модема.
Слишком большая разница между моделями 1996 и 2001 года, хотелось бы добавить что-то среднее.
Серийные ноутбуки идеальны ThinkPad 600 , выпущенные в 1998 и 1999 годах.
У меня их несколько, в том числе ранняя версия с процессором Intel Pentium II 233 МГц и более поздняя 600X, основанная на PentiumIII-500. Звуковая подсистема у них тоже другая: в ранней версии это чип CS4237B на шине ISA, в более поздней — AC'97-совместимый звук, аналогичный звуку ThinkPad X21. К поддержке Sound Blaster у меня меньше всего претензий: у всех трех ноутбуков звук работает нормально.
На более поздних моделях иногда проще запускать программы DOS из Windows 95/98, но для этого эксперимента я протестировал чистый MS-DOS. В Toshiba 200CDT все работает как положено само собой, достаточно установить переменную SET BLASTER в autoexec.bat, значения адресов, прерываний и номера DMA-канала для которых задаются непосредственно в биосе.
С ThinkPad 600 и ThinkPad X21 немного сложнее: в BIOS нет настроек, но выбрать те же параметры можно с помощью фирменной утилиты для DOS или Windows. На ThinkPad 600 также желательно отключить поддержку Plug and Play, чтобы компьютер самостоятельно инициализировал оборудование при загрузке.
Страдания процессора
Сознательно ограничившись портативными компьютерами с поддержкой звука, мы получили в итоге три очень мощные (по меркам DOS) системы.Опять же, некоторые ранние игры будут работать на них слишком быстро, и их придется замедлить.
Во всех трех ноутбуках это довольно просто сделать, отключив кеш-память процессора.
В Toshiba 200 и ThinkPad X21 это делается прямо в BIOS; для ThinkPad 600 использую утилиту сетмул .
Три очень разных процессора тормозят одинаково и показывают производительность на уровне 80386 с частотой 25 мегагерц.
Для некоторых игр, а это может быть слишком быстро, вам понадобится использовать вторую ступень замедлителей.
Обширный список утилит представлен на форуме.
Вогоны .
Мои любимые DOS-игры первых дней — Prince of Persia, Dangerous Dave in the Haunted Mansion, Mariage, Lemmings, Shortline, Captain Comic и другие — не зависят от процессора и одинаково хорошо работают на ПК 286, 486 или на на первом пентиуме, и на третьем.
Для более поздних игр потребуются мощные системы DOS, и я хотел бы взглянуть на некоторые тесты.
Doom подходит в качестве базового теста производительности.
Верхний предел мощности в DOS-играх позволяет оценить Quake — если эта игра работает достаточно быстро, то можно более-менее уверенно сказать, что ваша система совместима со всеми DOS-играми, включая самые требовательные.
Попробуем узнать, какой процессор необходим универсальному DOS-ноутбуку.
Включены тесты Doom и Quake. тестирование из Компьютерной лаборатории Фила, версию, которую я использовал оттуда.
Вот что произошло:
Как видите, если запустить Quake в разрешении 640х480, то даже Pentium III показывает довольно скромную (хотя и абсолютно играбельную) частоту кадров.
Тем более, что мы имеем дело с ноутбуком 2001 года выпуска, для которого DOS — далеко не основная операционная система.
Дело в том, что в этом тесте Quake рисует графику исключительно за счет мощности процессора.
Никто этого не делал с середины девяностых, когда на рынке стали появляться первые «игровые» графические ускорители.
Для подавляющего большинства DOS-игр ноутбука на базе Pentium III будет достаточно, но вы можете захотеть запускать на нем Windows-игры конца 90-х, и именно здесь могут возникнуть проблемы с особо требовательными релизами.
Видеокарта, способная взять на себя часть вычислений в играх, присутствует только в ThinkPad X21 из трёх наших моделей, но её возможностей может оказаться недостаточно.
Насколько мало и что вообще нужно для Windows-игр той эпохи, мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Самый старый ноутбук в нашем тесте вполне достаточен для Doom, но вот в Quake на нем вряд ли получится поиграть.
Duke Nukem 3D тоже будет тормозить.
Ноутбуки Pentium II конца 90-х представляют собой золотую середину — их легче найти в продаже, они обладают достаточной совместимостью и производительностью.
Дисплей: Невероятная боль при шелушении.
DOS имеет невероятный зоопарк стандартов отображения мониторов и разрешений экрана.
Вот некоторые примеры:
- Русская игра Балда выводит на экран изображение в разрешении 640х350. Лемминги работают в том же разрешении.
- Quake может работать в стандартных разрешениях 320x200 и 640x480, а также в экзотическом режиме 360x480.
- Популярная DOS-игра Prehistorik использует разрешение 312x200.
- Невероятная машина использует странные разрешения, например 640x448.
Ладно, многие игры отображают изображения со стандартным разрешением 320x200, которое достигает монитора, умноженного на 640x400. Проблема в том, что на трех наших ноутбуках используются дисплеи с разрешением 800x600 и 1024x768. Чтобы отобразить картинку в DOS-игре на весь экран, изображение необходимо масштабировать.
Так вот, старые ноутбуки справляются с этим масштабированием в лучшем случае сносно, а иногда просто отвратительно.
Мне долгое время казалось, что решением этой проблемы должен стать ноутбук с разрешением матрицы 640х480. Итак, возьмем изображение размером 320х200, продублируем точки по горизонтали и вертикали до размера 640х400 и получим четкое изображение без артефактов, по крайней мере, в этом распространенном разрешении.
Все верно, но не совсем.
У меня есть замечательный ноутбук с матрицей такого разрешения, но, увы, без поддержки Sound Blaster — Компак LTE Элит .
Давайте запустим на нем Dangerous Dave 2:
Неплохо, правда? Теперь подключим этот ноутбук к стандартному по тем временам дисплею LT:
Изображение с разрешением 320x200 не соответствует стандартному соотношению сторон 4:3. Дисплею LT наплевать на всю эту чехарду разрешений; он принимает и разворачивает на весь экран практически любую ерунду, которую посылает ему старый компьютер.
Старый ноутбук, даже с совместимой матрицей 640х480, этого не делает. Мы получаем слегка сплющенное по вертикали изображение.
На фотографии выше показан ThinkPad 200CDT, отображающий изображения без масштабирования.
Помимо неправильного соотношения сторон, мы имеем еще и темные полосы по бокам.
Включите масштабирование изображения:
Получаем полноэкранное изображение, но с артефактами.
Видеочип в старом ноутбуке не может эффективно интерполировать входящее разрешение с параметрами ЖК-матрицы.
В играх это менее заметно; текстовые режимы страдают больше всего.
Toshiba 200CDT использует костыль для текста в DOS — он использует специальные шрифты, совместимые с экраном 800x600. Но только для английской версии DOS. В русифицированной ОС ужас наступает даже за латиницу:
Судя по всему, видеочип просто дублирует строки через определенный интервал, преобразуя таким образом одно разрешение в другое.
Это очень, очень плохой способ конвертации.
Ладно, в текстовых режимах можно использовать опцию без масштабирования, сегодня речь пойдет об играх.
В игровой графике артефакты не так заметны и с ними можно мириться.
Совсем плохо, когда на экране отображаются буквы, например в той же игре Балда.
Давайте возьмем фрагмент этого экрана и посмотрим, как с ним справляются три ретро-ноутбука.
Toshiba 200CDT, видеочип C&T F65550 640x350 -> 800x600:
ThinkPad 600, Neomagic MagicGraph 128XD 640x350 -> 1024x768:
ThinkPad X21, ATI Rage Mobility M 640x350 -> 1024x768:
Для сравнения, Compaq LTE Elite 640x350 изначально:
И ЭLT-монитор:
Ноутбуки 1996 и 1998 годов выпуска плохо масштабируют изображение, каждый портит его по-своему.
Победителем среди этих ноутбуков стал самый современный ThinkPad X21, только из трёх кандидатов у него есть полная интерполяция изображения.
Увы, тоже не идеально: картинка получается слегка размытой.
На мой взгляд, это лучше, чем артефакты в более ранних ноутбуках.
Вы можете отказаться от масштабирования и не беспокоиться о сплющенной картинке.
Дальше ситуация меняется: у ноутбука с матрицей 800х600 черных полей вокруг картинки меньше.
Наилучшие результаты, конечно, дает ноутбук с матрицей 640х480. Кстати, Quake в нестандартном разрешении 360x480 не смог корректно отобразиться ни на одном из трех ноутбуков.
Поспешные выводы
Я показал, какие особенности есть у старых ноутбуков для DOS-игр: производительность, поддержка звука, качество изображения.Возвращаюсь к своему утверждению из начала статьи: идеального DOS-ноутбука не существует. Старые ноутбуки с процессором 486 имеют небольшой дисплей (но с подходящим разрешением), обычно не имеют поддержки Sound Blaster, а для многих популярных DOS-игр производительности процессора может не хватить.
Более поздние модели более мощные, без или почти без проблем поддерживают звук в DOS, но имеют проблемы с масштабированием изображения.
Можно добавить хотелки и вспомнить о поддержке Wavetable, которая была большой редкостью в ноутбуках тех лет и чаще всего в режиме программной эмуляции из Windows. Но были и внешние MIDI-синтезаторы, графические ускорители Voodoo и прочие ретро-игры, испытать которые было проще всего на настольном компьютере — обычном компьютере восьмидесятых-девяностых годов.
Оставьте ноутбуки агентам по недвижимости и финансовым аналитикам.
Давайте мечтать! Если бы я мог создать ноутбук мечты для DOS с нуля, это, вероятно, была бы такая система:
- Процессор Intel Pentium III с частотой 1300 МГц, возможность установки произвольной частоты в BIOS, принудительное отключение кэш-памяти и другие более поздние улучшения.
В идеале иметь простое и понятное меню: 8088, 80286, 386 и так далее.
- Дисплей с разрешением 640х480, с вертикальным масштабированием, диагональ 12-15 дюймов.
Или, наоборот, матрица с разрешением 1600х1200 и мощная видеосистема, способная качественно интерполировать любое разрешение на родное.
- Звук с поддержкой Sound Blaster, синтеза OPL3 FM и аппаратного табличного синтеза.
- Видеосистема со встроенным 3D-ускорителем.
К сожалению, в моей коллекции пока ничего из этого нет. Возвращаюсь в свою суровую ретро-реальность и объявляю победителем этого конкурса ThinkPad X21, самый мощный ретро-ноутбук в моей коллекции со сносным масштабированием DOS-игр и совместимым звуком.
Из этих трех он самый тонкий и легкий.
Это отличная портативная система, которая умеет многое, не только игры для DOS. А если мне нужно изображение лучшего качества, я всегда могу подключить этот ноутбук к монитору ЭLT. Теги: #ноутбуки #Старое оборудование #ms-dos #Мониторы и телевизоры #thinkpad x21 #thinkpad 600 #toshiba 200cdt #toshiba 200cdt #compaq lte Elite #crt #sufferer
-
Секреты Адсенс
19 Oct, 24 -
Пакеты Python Для Науки О Данных
19 Oct, 24 -
Школа Java-Разработчиков В Нижнем Новгороде
19 Oct, 24 -
Как Рождаются Arduino
19 Oct, 24 -
Symbian – Самая Популярная Ос В Мире?
19 Oct, 24 -
По Теме Сертификации Доменов
19 Oct, 24 -
Uicollectionview Или Танцы С Волками
19 Oct, 24