Хорошие Проекты Создают Пользователи

Инкубатор inVenture приглашает всех своих потенциальных клиентов ознакомиться с Примечание Поля Бюэйта , где он цитирует и развивает мысли Марка Андриссена.

Марк утверждал, что для стартапа в первую очередь важна не хорошая команда или хороший продукт, а хороший рынок — тот, на котором много потенциальных пользователей, поскольку он «вытягивает» из стартапа нужный продукт. Однако Пол сосредоточился скорее на другом тезисе, хоть и связанном с рынком, — важности обратной связи с пользователем для разработки продукта.

Другими словами, по механизму этого самого вытягивания.

Он привел пример, когда разработчики MySpace, по его мнению, случайно предоставили пользователям некоторые дополнительные возможности и получили неожиданные положительные результаты, которые затем «официально» закрепили в своем сервисе.

Исходя из этого, Пол советует как можно быстрее выводить продукт на рынок, даже в сыром виде, чтобы пользователи могли как можно раньше начать вносить свой вклад в изменения в нужном им направлении.

Я думаю, что такое смещение акцента в мышлении Пола имеет более практическую ценность для стартапов, поскольку не все из них работают на хороших рынках.

Возможно, в этом случае чуткая, налаженная обратная связь позволит даже не очень хорошему рынку вытянуть из стартапа нужный продукт. Здесь я хочу еще немного «растянуться» и расширить эту тему.

Например, следуя логике Пола, как можно более ранний вывод продукта на рынок можно понимать более радикально — еще до технической реализации, как идею для обсуждения с потенциальными пользователями.

Этому препятствуют традиционные страхи перед кражей идей, это отдельная тема.

Это обсуждалось в стартап-сообществе, но, пожалуй, напишу еще одну заметку.

Теперь мне захотелось подробнее рассмотреть формы обратной связи и участия пользователей в развитии сервисов.

Участие может быть активным, если пользователи напрямую сформулируют свои пожелания.

Либо пассивный, когда разработчики просто анализируют статистику использования различных предлагаемых ими сервисов или частей одного сервиса.

Однако пример Пола с MySpace показывает, что интересные вещи могут происходить в неожиданных областях.

Другими словами, разработчики не всегда могут заранее предоставить пользователям достаточное разнообразие возможностей для их статистических наблюдений.

Возможно даже, что создание широкого «экспериментального пространства» оправдано не во всех проектах, особенно с учетом необходимость сокращения функций для стартапов .

Однако можно представить такой тип сервиса, в котором создание такого пространства было бы самостоятельной задачей и входило бы в базовый функционал.

Логическим завершением было бы предоставление пользователям средств для самостоятельной разработки некоторых вещей, что, вероятно, означает их самое активное участие (user-generated development).

Такой подход выводит рассмотрение за рамки отдельных проектов, поскольку помогает раскрыть потенциал целых направлений.

Например, так было с развитием компьютеров и языков программирования.

Поначалу программирование на низкоуровневом языке ассемблера делало программистов почти магами и волшебниками — потребители могли влиять на разработку продукта, только высказав разработчикам свои пожелания.

Только языки высокого уровня помогли адекватно освоить быстрорастущие возможности компьютеров, что объединило в себе два ключевых фактора: 1) близость к человеческому восприятию, 2) принцип мини-макса – используя небольшой набор стандартных команд, можно сделать большое разнообразие всевозможных товаров, удовлетворяющих потребительский спрос.

Это превратило некоторых бывших потребителей в разработчиков и сделало программирование относительно основной деятельностью.

Подобные тенденции можно проследить и в развитии Интернета.

Вначале веб-сайты могли создавать только программисты.

Но последних пока недостаточно, чтобы удовлетворить все потребности всех пользователей и раскрыть весь потенциал сети.

Появились сервисы, позволяющие практически любому обывателю создать собственный сайт, пусть и упрощенный, в виде, например, блога.

Сейчас развитие дошло до того, что пользователи получили возможность создавать уже не упрощенные сайты, а фактически собственные порталы.

Здесь обнаруживается аналогия с первым пунктом, упомянутым выше – создание веб-сайтов стало ближе к возможностям массового потребителя.

Не только создание веб-сайтов, активное участие пользователей в различных «социальных» сервисах вообще стало основой идеологии Веб 2.0. Однако аналогия со вторым пунктом, принципом мини-макса, не повторилась — пользователи не создают проекты сами, используя простейшие стандартные инструменты, а используют «стандартные проекты», состоящие из относительно крупных блоков, задающих форматы общения, самопрезентация, информационные потоки, коммерция и т. д. - блог, форум, лента, поисковая система, интернет-магазин.

Конечно, эти вещи дают большие возможности для тех, кто может с их помощью построить что-то уникальное и интересное, но масштабное.

усиливает как преимущества, так и недостатки всех стереотипных (стандартных) моделей.

С одной стороны, они делают это проще и быстрее, с другой – ограничивают пространство для экспериментов и разработок.

Чтобы определить простейшие минимальные стандартные инструменты, нужно понять, что люди обычно делают в Интернете и что они там могут делать.

В сети люди общаются друг с другом и осуществляют операции с контентом.

Более того, коммуникации происходят в основном посредством производства единиц контента, преимущественно текста, поэтому для рассмотрения остаются только операции с контентом.

Соответственно, стартап-деятельность в Интернете по сути представляет собой двухуровневое программирование: на верхнем уровне программируются социальные и информационные взаимодействия людей, на нижнем уровне это выражается в виде традиционного программного кода.

Если составить список основных «команд» верхнего уровня, то нижний можно как-то «зашить» в них и конечному пользователю не придется с этим разбираться.

Тогда аналогия с обоими вышеперечисленными пунктами станет более прямой и точной.

К каким конкретным операциям сводится такое программирование верхнего уровня? Об этом я постараюсь подумать в отдельном разделе.

примечание .

Сейчас лишь отмечу, что данный подход ориентирован на достаточно продвинутых пользователей сети, склонных удовлетворять свои несколько нереализованные потребности или идеи путем создания собственных проектов.

Конечно, эта категория людей сравнительно невелика, возможно, поэтому сегодня мы делаем упор на крупноблочные форматы — они более доступны массовому пользователю.

Однако вполне вероятно, что по аналогии с « Пирамида пользовательского контента «Небольшая группа продвинутых пользователей может оказать наибольшее влияние в Интернете, если у них будет достаточно инструментов для такого влияния.

При этом оба подхода не являются взаимоисключающими – мы помним, что речь идет только об одном возможном виде услуг, дополняющем более традиционные подходы.

Теги: #пользовательская разработка #обратная связь #Чулан

Вместе с данным постом часто просматривают: