Я знаю многое, предвижу судьбу могучих славных богов Две самые известные монополии в ИТ-бизнесе – Intel и Microsoft – вплотную подошли к обрыву.
Через пару лет мы начнем видеть захватывающее зрелище их падения в пропасть.
Скорее всего, они не исчезнут с лица Земли, однако перестанут играть роль безусловных лидеров в области операционных систем и процессоров для бытовых компьютеров и серверов.
Всего через пять-семь лет платформа Wintel (Windows on Intel) будет восприниматься не как абсолютно доминантная в своей области, а как хрестоматийный пример неспособности монополий адаптироваться к новым реалиям в быстро меняющемся мире.
Около семи лет назад в мире разработчиков процессоров произошла тихая и почти незаметная революция.
ARM анонсировала свой новый процессор Cortex A8. В том же году ARM впервые вошла в десятку самых влиятельных игроков мировой ИТ-индустрии.
Значимость происходящего я начал понимать лишь спустя три года, и только осенью 2009 года решил впервые обнародовать свою точку зрения.
Он подвергся полной критике и даже высмеиванию со стороны некоторых оппонентов, в том числе и экспертов в нашей области.
Спустя два с половиной года даже самые ярые мои оппоненты уже допускают возможность такого развития событий.
В развитии потребительских рынков процессоров можно выделить несколько очевидных тенденций.
Интересно то, что все они близки по времени к взрывному росту 2014 года.
2014 год станет годом великого перелома, когда тенденция станет очевидной для всех и только чудо сможет спасти Intel и Microsoft от потери своих позиций.
былое величие.
Первая тенденция — миниатюризация вычислительных систем и стремление пользователей к повышению мобильности.
Свой первый ноутбук я купил где-то в 2001 году.
Он был довольно тяжелым (около 3 килограммов) и серьезно уступал по производительности моему настольному компьютеру; от аккумулятора он мог работать не более 2 часов.
Пять лет я жил параллельно на двух системах — одна для работы, другая для почты и интернета в поездках.
В 2005 году я отказался от настольного компьютера и начал использовать для всех приложений только ноутбук.
Он еще не был таким производительным, как настольный компьютер, но портативность стоила дороже.
Вес уменьшился до 2,4 кг, время автономной работы увеличилось до 3 часов.
К 2010 году мой ноутбук похудел до 2 килограммов, время автономной работы увеличилось до 7 часов, а производительность сравнялась с десктопом.
В 2012 году ожидается обновление модели, которая весит полтора килограмма и имеет срок службы 10 часов; производительность не пострадает. Я никогда не вернусь к десктопам, хотя пользоваться внешним монитором и клавиатурой тоже не перестану.
Я думаю, что эта тенденция ни для кого не секрет. Вторая тенденция – развитие рынка смартфонов-суперфонов.
Свой первый смартфон я взял в руки в 2002 году.
Как ни странно, это был телефон от Intel с процессором StrongARM (XScale).
Из названия процессора понятно – он основан на ядре ARM! Это был эталонный дизайн, поэтому выглядел он довольно странно - серый, шероховатый пластик, размером с книгу среднего размера, весом полкило, батарейки внутри корпуса разместить нельзя, поэтому они висят снаружи на проводах, дисплей было 320x240. Я тогда показал его некоторым журналистам и назвал его телефоном будущего, но они мне не поверили :-).
Но с точки зрения процессора это был настоящий смартфон — PXA250 разгонялся до 400 МГц и имел практически полную поддержку инструкций MMX. Руководство Intel не увидело тихой революции (как и я в то время) и летом 2006 года продало всю свою линейку XScale компании Marvell Technology Group. Нынешние смартфоны уже вплотную приблизились к нетбукам по мощности процессора — двухъядерный 1,5-ядерный процессор.
Гигагерцовый процессор с полной поддержкой HD-видео, подключаемый внешний монитор, клавиатура и аудиосистема.
На последней CES (январь 2011) им придумали название — суперфон, не знаю, приживется ли оно.
Модели 2012 года уже будут иметь 4 ядра с пиковой частотой 2 гигагерца, векторный сопроцессор и мощную графику.
А в 2013 году ожидаются смартфоны с процессорами на базе ARM Cortex A15, пятиядерными, с тактовой частотой 2,5 гигагерца.
В целом тенденция также ясна.
Третий тренд — удобный интерфейс.
Думаю, всем айтишникам знакома ситуация, когда их друзья и родственники поют одну и ту же песню - зачем вы, компьютерщики, делаете такие непонятные программы, совершенно невозможно понять, как обращаться с этими вашими компьютерами.
И вот случилось — ламеры вздохнули с облегчением, взяли в руки iPad и больше никогда не возвращались к обучению компьютерной грамотности на Windows. Прошло совсем немного времени и новая волна неопытных пользователей ПК начала осваивать многочисленные планшеты, вкладки и Киндлы под управлением Android. Хотелось бы отметить, что iOS (iPhone, iPod, iPad) — это Unix Free BSD, Android — это Linux, а перечисленные устройства работают на процессорах самых разных компаний, но все на базе ядра AWS. Короче говоря, все обычные с точки зрения неопытных пользователей системы построены на платформе Linaro, а не на платформе Wintel. И нет никаких признаков перемен.
Четвертая тенденция заключается в том, что число разработчиков, специализирующихся на программировании мобильных платформ Linaro, растет на порядок быстрее, чем тех, кто занимается разработкой для Wintel. Всего три года назад программист, знающий iOS, был редкостью; сегодня для различных мобильных платформ пишет почти столько же людей, сколько и для Windows. Пятая тенденция — массовый переход разработчиков процессоров на ядро ARM. Не буду утомлять читателей техническими подробностями; Назову лишь несколько компаний, которые делают свои процессоры на ARM: Texas Instruments, Samsung, Apple, NVidia, Freescale, Qualcomm, ST Micro, NXP, Marvell. Каждая из этих компаний меньше Intel, но вместе они существенно крупнее, к тому же все они наращивают объемы производства процессоров, тогда как Intel практически стоит на месте.
В прошлом году годовой оборот Qualcomm превысил 14 миллиардов долларов и обогнал TI, став вторым по величине производителем процессоров в мире.
Samsung, по данным на апрель 2011 года, выпустила 170 миллионов процессоров для iPod, планшетов и телефонов Apple за 4 года.
Все эти тенденции имеют тенденцию к значительному усилению в 2014 году.
По моим оценкам, в 2014 году новые компьютеры (как ПК, так и устройства, заменяющие ПК) в 20% случаев будут базироваться на процессорах на базе ARM, а также на различных *nix-процессорах.
системы будут использоваться в качестве операционных систем.
Аналитики IDC не столь категоричны; в прошлом году их оценка была 15% и не к 2014, а к 2015 году.
На мой взгляд, они просто переоценивают способность Intel и Microsoft адаптироваться к новым реалиям.
Хочу еще раз оговориться, что речь идет не только о серверах, десктопах и ноутбуках, хотя ARM и там займет несколько процентов.
В основном речь идет о тех системах, которые заменят современные компьютеры и ноутбуки.
Планшеты, табы, суперфоны и прочие Киндлы вместо ноутбуков и десктопов, игровые и мультимедийные приставки – на замену игровых ПК и домашних компьютеров.
Я думаю, что компьютерная индустрия в целом не будет иметь слишком большого роста - в основном за счет молодого поколения.
На смену тем, у кого нет компьютеров, приходит новое поколение, которое ими пользуется.
Причем, в первую очередь это поколение будет осваивать новые устройства, а не традиционные ПК.
В результате незначительного роста рынка (~10%) и потери значительной доли рынка (~20%) по итогам 2014 года Intel и Microsoft впервые за многие годы, а возможно, даже покажут снижение продаж.
потери.
Но то, как этот спад перерастет в падение, зависит от того, насколько быстро и эффективно новые производители процессоров и операционных систем смогут договориться о подходах к стандартизации.
Многие мои оппоненты спрашивают: почему вы думаете, что Intel не способна сделать чип для мобильных устройств? А Microsoft анонсирует мобильную версию Windows 8. Ответ прост – монополии всегда проигрывают на свободных рынках.
За всю историю попыток игры на этих рынках ни та, ни другая компания не добилась ни одного успеха.
Компания Intel начала свою деятельность в 1997 году с покупки компании StrongARM и продолжает вкладывать значительные средства в разработку медиапроцессоров серии CE. Первый известный CE2100 был еще на XScale, в 2005 году, затем была 3100 на Pentium M в 2008 году, в 2009 году был анонсирован CE4100 на Intel Atom. В 2012 году появится 5100, опять же на атоме, но его ждет та же участь, что и предшественников.
Microsoft вышла на рынок со своей Windows CE (Consumer Electronics) еще в 1996 году.
Последняя, седьмая версия появилась в марте 2011 года.
Другая ее реинкарнация называется Windows Mobile, ее судьба та же, несмотря на другое название.
Третье воплощение появилось в 2010 году под названием Windows Phone и до сих пор не умерло, но тоже умирает. По данным Gartner, по итогам 2011 года WP занимал примерно 1,6% рынка смартфонов и находился на 6-м месте, опередив даже Samsung Badafone. Оно останется примерно там.
Что им делать? Ответ очень простой – перестать быть монополистами и разделиться на несколько независимых компаний.
Кто-то из них умрет, а кто-то интегрируется в конкурентный рынок, заберет свои 10% и, возможно, когда-нибудь вырастет до уровня новой монополии.
А потом он умрет по тем же причинам.
Это судьба всех монополий.
И это, товарищи, наполняет всех нас невыразимым блаженством.
Теги: #Intel #microsoft #монополия #смартфон #iphone #Исследования и прогнозы в ИТ
-
Бесплатные Трейлеры К Фильмам
19 Oct, 24 -
Фотогалерея: 40 Лет Apple
19 Oct, 24 -
Ищете Mail.ru В Google?
19 Oct, 24 -
Письма Била
19 Oct, 24 -
Программа Pycon Россия 2014
19 Oct, 24