Эмоции, Чувства, Ощущения И Искусственный Интеллект

Искусственный интеллект – многогранная и сложная задача.

Не говоря уже о том, что его еще нужно использовать безопасно.

Вчера, заглянув в хаб, прочитал статью об ИИ и о том, что у него должно быть.

Очень долго я думал о том, почему опускаются чувства, ощущения и эмоции.

Я считаю, что чувства — одна из важнейших моделей программирования ИИ, но давайте начнем с самого начала.



Глоссарий

Для начала определимся с понятиями и описаниями.

Еще хочу добавить, что чувство — это более высокий элемент, чем ощущение.

Тривиальный пример: чувство сопереживания и чувство боли.

Невозможно испытывать сочувствие, а это значит, что ощущение – это то, что дают нам наши чувства.

Добавлю, что не буду рассматривать сами органы чувств и оставлю этот момент на усмотрение читателя.

Некоторые элементы почерпнуты из психологии, физиологии, философии и еще пары наук, однако все остальное – чисто теоретическое и субъективное мнение.

И заранее: Интеллект != нейронная сеть.



Некоторые факты

Любое животное, в том числе и человек, при рождении имеет безусловные рефлексы.

Как учат петуха танцевать под балалайку? Ставят на горячую сковороду и играют на балалайке.

У петуха сработал условный рефлекс, что под балалайкой ноги горят и пора собственно прыгать.

Это называется ассоциативная память – она присутствует у любого животного.

Теперь добавим еще несколько пунктов: что вы помните со времени своего рождения?! Ничего.

Тогда у вас работает только ассоциативная память.

Но не только, впрочем, об этом чуть позже.



Что заставляет вас помнить?

Где-то и когда-то я читал (для доказательства в гугле), что в мозгу животного есть место, где запоминается все плохое, чтобы в следующий раз не оказаться в такой ситуации.

Так называемый внутренний ассоциатив ПЛОХОЙ массив.

Те.

мы можем предположить простое понятие: плохое и хорошее.

Но, поскольку делить на плохое и хорошее глупо (поскольку понятия субъективны), можно опуститься до параметра ощущения – боли.

Давайте введем этот параметр от -1 до 1, где 1 = хорошо и -1 = плохо.

Петух по ассоциации вспоминает, что звук балалайки причинит боль.

И что минимальный способ избежать этого – это прыгать на собственных ногах.

Со временем вырабатывается стойкий условный рефлекс и последующая реакция на него, которая помогает переместить ползунок от меньше нуля до больше нуля хотя бы на долю секунды.

Что мы имеем? Ассоциативный массив с параметром, который болит, и описанием последующих действий для того, чтобы переместить ползунок вверх.

Здесь задействована некоторая базовая логика: боль? Постарайтесь избежать этого – вызовите безусловный рефлекс избегания боли, т. е.

поднимите ногу.



Однако

У человека более расширенная логика с пониманием причинно-следственной связи: в данном случае осознание того, что стоять на раскаленной сковороде и постоянно прыгать - это не есть труд и этой боли можно избежать несколькими способами:
  • слезть со сковороды;
  • выключить газ;
  • сложить балалайщика.

Да, человек также будет избегать боли, вызывая безусловный рефлекс «прыжка», однако он будет использовать и расширения «безусловного рефлекса» из базового класса, постоянно расширяя и перестраивая его.

Это можно резюмировать как банальность: когда вы рождаетесь, у вас нет никаких условных рефлексов (или, по крайней мере, они есть).

Когда ребенку больно, он начинает кричать.

Мама прибегает, кормит/поит/качает/меняет подгузники.

Ползунок перемещается в сторону выше нуля, и ребенок успокаивается.

Со временем у ребенка устанавливается связь, что, мол, да, если я закричу, то мама прибежит и накормит меня.

Со временем мы набираемся опыта и перестраиваем базовые классы (или наследуем от предыдущих) и когда нам хочется есть, мы не кричим, а идем на кухню и перемещаем ползунок боли выше нуля.

Те.

Животное вынуждено учиться желанию держать ползунок боли хотя бы выше нуля.

Человек, выстраивая логические связи, со временем учится перемещать заданный ползунок с минимальными усилиями.

Животное использует только ассоциативную память или так называемые условные рефлексы: петух не выключит газ и не сломает балалайку.

В принципе, все чувства можно привести к ощущению боли, например, привязанность можно назвать нежеланием получать боль в отсутствие данного человека (довольно дилетантское объяснение, но при желании расширьте), что расширяется.

из старших классов, которые каким-то образом (кстати, сюда вполне можно включить множественное наследование) наследуются от базового класса Pain. Действия представляют собой расширенные безусловные рефлексы, которые с каждым разом увеличиваются в размере наследования (а также, вполне возможно, включают множественное наследование).



Или точнее?!

Представим себе следующую схему: есть базовый процессор, на который поступает событие о возникновении боли (неприязни).

Процессор собирает данные от других органов чувств и записывает, что «Это» причиняет боль.

Затем он передает другому процессору событие о том, что нужно что-то сделать, чтобы избежать боли.

Второй процессор ищет выходные данные в ассоциативной памяти и генерирует событие (или события) «избегания», имеющее более высокий приоритет. Если это помогло избежать этой боли в будущем, то первый процессор записывает вывод, повышает приоритет и добавляет его в ассоциативную память.

Он также восстанавливает из быстрой памяти информацию, которая привела организм в ту или иную ситуацию, анализирует ее, отбрасывая ненужное, и дополняет описание.

Это позволяет организму избежать повторения ситуации в будущем.

В дальнейшем третий процессор где-то получает информацию о том, как проще выйти из ситуации.

Назначает ему приоритет, но с меньшим параметром релевантности, и записывает его в массив.

В случае слабой потребности второй процессор может вызвать новую информацию, чтобы проверить ее и в случае успеха повысить ее приоритет, либо, в случае высокой потребности избежать Боли, вызвать действие с наивысшим приоритетом.

(вплоть до низшего, т. е.

безусловного рефлекса (поднимаем ногу, пока собираем информацию о ситуации и о том, есть ли у нас доступ к крану и/или чему-то тяжелому для балалайщика)).

Мы вынуждены постоянно пополнять ассоциативный массив и перестраивать классы третьим процессором, который ищет выходы для всех классов (ведь каждый класс вносит свои коррективы в боль), тем самым расширяя модель организма и пытаясь приблизить ее к боли.

до состояния комфорта.



Классы?

В приватной структуре можно хранить параметры изменения ползунка: чем выше класс, тем меньше он меняет ползунок (или вызывается в родителях, чтобы родители внесли корректировку, которая впоследствии превращается в длинное действительное число, которое имеет небольшой размер).

В защищенной структуре мы можем хранить ссылки на действия, помогающие избежать данности и, как следствие, функции подсчета, позволяющие вернуть значение, которое переместит нас к более высокому комфортному значению (они могут вызывать те же родительские функции, получая и суммируем общее количество).

Публично вы можете хранить фактическую процедуру, которая получает событие.

Ах да, забавный момент: создавать объекты нет никакого смысла.

Прототипы использовать еще проще.



Для чего все это?

Организм животного имеет строго определенный алгоритм действий – безусловный рефлекс.

Организм человека вносит коррективы в параметр боли, расширяя его (с 0,005 до 0,0075 - «неприятное» состояние, например) параметрами и классами, также оставляя безусловные рефлексы (отдергивать руку от горячего чайника), но обучая тело, чтобы не столкнуться с этим в будущем и выступить перед этим, выстраивая модель последствий действий.

Все построено на ассоциативном массиве.

Стимул к обучению и расширению своих знаний даёт нежелание получать боль (отсутствие чести – тоже боль).

Для того чтобы искусственный интеллект обучался, необходимо дать ему чувство боли, желание ее избежать, безусловные рефлексы (т. е.

четко определенный алгоритм) и возможность переписывать собственные занятия.

В этом случае его можно заставить учиться самостоятельно, однако вскоре он сможет добраться до собственных базовых истоков и переписать алгоритм движения со временем болевого ползунка и забить, наслаждаясь существованием.

Это образный и субъективный взгляд на ИИ и, как кажется, он описан немного матерно, но думаю, это вызовет бурю эмоций в этом сообществе и, возможно, внесет свою лепту (а может, она уже существует) в построении алгоритма ИИ.

UDP: Теперь меня осенило, что, скорее всего, я переборщил с понятием боли.

Здесь более уместным был бы термин «раздражитель».

Растение имеет четко запрограммированную реакцию на раздражитель (обобщая, можно сказать, безусловный рефлекс).

Пример: поворот листьев к солнцу во время его движения.

В данном случае так работает обычный логический компьютер: есть команда (стимул) и результат (реакция).

Пример: результат 2+2 = 4. Животное, кроме безусловных рефлексов, обладает ассоциативной памятью и вырабатывает условные рефлексы на раздражители.

Нейронная сеть сейчас находится в таком состоянии: обладая безусловными рефлексами (умением считать 2+2), она выдает результаты, а также обучена решать сложные задачи.

Человек умеет прогнозировать, логически выстраивать последующие возможности встречи с ситуацией, моделировать стимул без его присутствия и учиться.

Вот на каком уровне должен быть интеллект. Те.

Нейронной сети еще предстоит «развиваться и развиваться», прежде чем появится интеллект. Теги: #искусственный интеллект #ИИ #боль #теория

Вместе с данным постом часто просматривают: