Аудио Бубен Лейтенанта Шмидта: Ликбез По «Детали», «Макро» И «Микродинамике»

В обзорах и субъективных оценках аудиотехники встречаются термины, которые аудиоинженеры используют редко.

Особенно часто они касаются динамических характеристик, ставших полем для многочисленных научных размышлений.

Используются такие слова, как макро и микродинамика, а также термин «деталь» как аналог последнего.

Эти сроки, по мнению людей, их использующих, указывают на точность воспроизведения и являются чуть ли не главным критерием его оценки.



Аудио бубен лейтенанта Шмидта: Ликбез по «детали», «макро» и «микродинамике»

Бывает, что разные авторы подразумевают под этими словами разное, а иногда даже не удосужились объяснить, что они понимают под, например, «микродинамикой».

Другими словами, они нагло спекулируют научной лексикой.

Как правило, опусы, в которых встречается такое словоупотребление, имеют явную или скрытую коммерческую цель.

В связи с такими случаями хочу написать о том, что именно понимают специалисты и специалисты по психоакустике под макро- и микродинамикой.

А кроме того, поговорим о том, какие измеряемые показатели будут косвенно указывать на эти недокументированные свойства звука.



Немного о домыслах или дьявол кроется в деталях

Обычно производители, чье оборудование не имеет реальных преимуществ, прибегают к подмене концепций или откровенной лжи.

Кроме того, известен прием, когда неадекватные цены на какой-то товар оправдываются научным бредом.

Нередки случаи с людьми, которые позиционируют себя как эксперты, но не обладают соответствующими компетенциями.

В таких случаях недокументированные и субъективные характеристики являются очень удобной пылью, способной запылить глаза даже опытному меломану.

Истории о микродинамике — особенно распространенный инструмент недобросовестных продавцов, «экспертов» и маркетологов.

Когда дело доходит до динамических характеристик, начинаются истории о том, что опытный эксперт с тренированным слухом способен уловить «мельчайшие нюансы», кардинально меняющие все в звучании тестового экземпляра, и соответственно имеет смысл заплатить 100-500 тысяч за верх (а иногда даже не рублей).

Дальше начинаются сказки Венского леса о сжимающих свойствах «дешевых», плохих аудиотрактов.

Далее, если дело происходит в автосалоне, клиент платежеспособен и внушаем, ему продают что-то с улучшенной «макро» и «микродинамикой» и высокой «детализацией».

При этом их запаха там может не быть.

И вроде бы всё правильно, так как многие нюансы действительно зависят от динамических характеристик, а компрессия, т. е.

ограничение амплитуды, действительно может изменить звучание произведения.

Но, если спросить «эксперта», о каких конкретно нюансах идет речь, он вряд ли ответит что-то вразумительное.

Терминологи-спекулянты особенно любят микродинамику, так как, по их мнению, ее нельзя измерить, в отличие от «макро», имеющего измеримые аналоги.



Динамические характеристики и их оценка

Аудиоинженеры и исследователи психоакустики относительно редко используют термины «макродинамика» и «микродинамика».

Каждое из этих слов, как правило, означает сразу несколько динамических параметров, которые в совокупности позволяют составить представление о динамических возможностях пути или компонента.

Те.

на самом деле оба эти термина позволяют нам понять, насколько хорошо устройства способны передавать разницу амплитуд во время воспроизведения.

Деление на микро и макро весьма условно, а сами термины не являются строго научными и скорее используются для упрощения сложных понятий, что позволяет успешно спекулировать на них.

Макродинамика Там, где нет спекуляций, макродинамика обычно относится к динамическому диапазону и атаке.

Я считаю, что не нужно быть дипломированным физиком, чтобы понять, что эти характеристики измеримы и имеют очень конкретные определения.

Динамический диапазон — это разница между самым громким и самым тихим звуком, который может воспроизвести система.

Измеряется в дБ.

Количественной оценкой этого показателя принято считать максимальный уровень звукового давления (maxSPL).

Он рассчитывается по формуле:

макс.

SPL=S+10 lg P/Po, (где S – характеристическая чувствительность, дБ/Вт/м; P – кратковременная (музыкальная) мощность, Вт; Po – 1 Вт).

Особенно важен этот параметр при исполнении симфонической и камерной классики.

При записи таких произведений используется широкий динамический диапазон, так как он важен для правильного восприятия произведения, передачи авторского замысла и особенностей исполнительской интерпретации.

В современных жанрах звукорежиссеры часто используют сжатие и намеренно подстраивают записи под динамические возможности среднего оборудования.

В случаях с недостаточным динамическим диапазоном произведение будет звучать невыразительно из-за стирания динамических различий.

Атака – это первый импульс воспроизведения звука, а также характеристика увеличения амплитуды до максимального значения.

На путях со слабой атакой резкие звуки могут сливаться.

Это хорошо заметно при игре технических тяжелых жанров с высокой плотностью барабанов, обилием тарелок и т.п.

Микродинамика С микродинамикой все несколько сложнее.

Ряд авторов, использующих этот термин, считают, что микродинамика – это:

«способность системы точно воспроизводить тихие звуки»;
«скорость нарастания фронта сигнала для тихих звуков»;
«аналог детали».

Другие пишут, что это просто:
«слышимость тонких нюансов» (какие именно, не уточняется).

Несмотря на неточность различных определений, микродинамика периодически выступает в качестве субъективного критерия в системах оценки путей и акустических системах.

Например, Fast Sound Quality (FSQ) – для оценки автозвука, который разработал профессиональный звукорежиссер, руководитель Акустического центра кафедры радиовещания и электроакустики МТУСИ Д.

Г.

Свобода.

Мне встретились вполне четкие, прозрачные, наукоёмкие и полезные определения микродинамики, из которых я сформулировал следующее:

Микродинамика – характеристика, отражающая скорость нарастания фронта сигнала при игре на одном или нескольких инструментах, а также других звуках на нижней границе динамического диапазона в конкретном музыкальном фрагменте.

На аппаратном уровне многие авторы напрямую связывают микродинамику со скоростью нарастания выходного напряжения операционного усилителя, используемого на входе предусилителя.

Чем выше эта скорость, тем лучше микродинамика, а также другие динамические характеристики.

В качестве тестовых сигналов для субъективной оценки подходят записи, изобилующие звуками скольжения смычка по струнам или звуками щипковых движений при игре на акустической гитаре.

То есть, как и в случае с макродинамикой, идеальным тестовым материалом будут академические симфонические и камерные инструменталы.

Деталь Вместе с микродинамикой, а также вместо этого термина используется понятие «детализация», под которым, как правило, понимают линейность передаточной характеристики.

И здесь все становится совершенно прозрачно, поскольку для оценки этого параметра давно и эффективно используются КНИ и ИМИ, т.е.

вполне измеримые характеристики.



Сухой остаток

Из вышесказанного можно сделать вывод, что детализация и макродинамика являются вполне измеримыми характеристиками.

О них можно судить на основе измеренных и документированных параметров, а именно SPL (макродинамика), THD и IMD (детализация).

Микродинамика отражает точное воспроизведение звуков в нижней части динамического диапазона.

При выборе не требует экспертного прослушивания (субъективно комфортный уровень микродинамических возможностей каждый может определить по качественной записи струнного квартета).

Техническим параметром, отражающим микродинамические возможности УМЗЧ, является скорость нарастания выходного напряжения операционного усилителя на входе модуля предварительного усилителя.

Тэги: #Научно-популярный #Звук #физика #Периферия #акустика #динамический диапазон #качество звука #УМЗЧ #аудиоаппаратура #акустическая система #психоакустика #психоакустика #деталь #микродианмика #макродинамика #в помощь аудиофилу #аудиомания

Вместе с данным постом часто просматривают: