Ашари, Абу-Л-Хасан, Аль-

АШАРИ, АБУ-Л-ХАСАН, АЛ-: Основатель школы Ашари в Каламе.

Абу ль-Хасан аль-Ашари (873 – ок.

935) был великим исламским богословом, известным как основатель ашаритской школы калама.

Он родился в 873 году в Басре, Ирак.

В начале своей жизни он исповедовал учение мутазилитов, одной из ведущих рационалистических школ в исламе того времени.

Однако в 913 году аль-Ашари изменил свою позицию, признав, что мутазилизм как радикально рационалистическое учение несовместим с исламскими догмами.

Он пришел к выводу, что необходимо предложить более умеренное учение, которое поможет нейтрализовать критику калама.

Последние годы своей жизни аль-Ашари жил в Багдаде, где и умер в 935 году.

Он оставил после себя около 100 произведений, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Некоторые из его известных работ включают «Учение мусульман», «Объяснение основ веры» и «Одобрение практики калама».

Ашари разработали систему, в которой традиционные догмы ислама оправдываются логикой и философией, подобно мутазилизму.

Однако тезисы, которые он поддерживал, отличались от тезисов мутазилитов.

Например, мутазилитская доктрина свободы воли была приведена в соответствие с суннитской догмой о предопределении.

Таким образом, был разрешен спор между сторонниками джабаритов, считавшими, что действия человека являются результатом неизбежности, и сторонниками кадаритов, утверждавшими, что человек действует по собственной свободной воле.

Аль-Ашари разработал концепцию касб (буквально «приобретение») для решения проблемы свободы воли.

Согласно этому учению, действия человека на самом деле являются результатом воли Всевышнего Аллаха, который ставит перед человеком выбор и тем самым постоянно проверяет его праведность.

Аль-Ашари отверг грубый антропоморфизм в описании Аллаха, но в то же время отверг мутазилитскую концепцию божественных атрибутов.

По мнению последнего, приписывание Аллаху многочисленных атрибутов противоречило догме его монотеизма, поскольку предполагало существование других сущностей, определяющих его.

Для примирения этих позиций аль-Ашари разработал концепцию «срединного пути» (аль-мутазила байна аль-мутакаллимин), которая сохранила монотеизм Аллаха и признала его атрибуты, но не придала им буквального значения и отвергла антропоморфизм.

Школа Ашари Калама, основанная аль-Ашари, стала одной из основных школ суннитского ислама и по сей день продолжает оставаться важным движением в исламском богословии.

Учение ашаритов о свободе воли, предопределении, атрибутах Аллаха и других вопросах философии и теологии оказало значительное влияние на мусульманский мир.

Важно отметить, что моя информация актуальна по состоянию на 2021 год, и вполне возможно, что с тех пор появились новые разработки и исследования, касающиеся школы ашаритов и ее учений.

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2011-07-23 05:15:35
Баллов опыта: 552966
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.