АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ (араб. аббасийун) (750-1258) - вторая династия арабских халифов. Название династии происходит от имени дяди пророка аль-Аббаса. Принадлежность его к роду Хашим (откуда происходил и сам пророк Мухаммад) делало правление Аббасидов более легитимным. До монгольского завоевания 1258 года 38 аббасидских халифов правили в Багдаде, а после 1261 (до османского завоевания Египта в 1517) 17 халифов (некоторые - с перерывами) правили в Каире. При втором правителе аль-Мансуре (754-775) был основан Багдад, который стал одним из самых великолепных городов своего времени. В отличие от Омейадов, Аббасиды всячески подчеркивали теократическую природу власти, что свидетельствует об усилении персидских традиций, особенно благодаря визирям из рода Бармекидов (при халифах аль-Махди и Харуне ар-Рашиде). Иранское влияние изменило характер управления государством. Халиф стал символом религиозной власти, что положило конец связям династии с арабской аристократией. Источником сплочения империи, по словам известного австрийского исламоведа Г. фон Грюнебаума, были уже не "арабская нация", не арабы на руководящих постах, а династия, обеспечивающая исламское единство и, в конечном счете, целостность самого ислама". Правители стремились поддерживать равновесие между арабами и иранцами, которые привели династию к власти.
На самом деле халифат времен Аббасидов представлял собой конгломерат племен и народов, стоявших на разных ступенях экономического, социально-политического и культурного развития. В результате усилилось религиозное брожение в провинциях, возникли различные богословские школы. Кроме того, Алиды (потомки Али) не оставляли попыток вернуться к власти. Практически весь период правления династии то и дело вспыхивали мятежи и восстания. Возрождение персидских учений пророческого или мессианского характера, питаемое в иранских провинциях антиисламскими настроениями, способствовало росту народных движений.
Пытаясь централизовать судебную и административную систему, Аббасиды способствовали созданию фундамента для локальной юридической практики, опирающейся на предания о деяниях и высказываниях пророка (см. СУННА). Однако канонизации правовой системы не произошло, так как не удалось преодолеть региональные различия. Возникло несколько правовых школ, использовавших в качестве источников права Коран, хадисы, а также такие инструменты как иджма (согласованное мнение законоведов), рай (мнение) и кийас (суждение по аналогии), применявшиеся ими по-разному.
Легитимность власти халифа не могла быть подвергнута обсуждению. Но не было единомыслия по вопросу престолонаследия: многие халифы избирали преемников. Некоторые халифы приходили к власти в результате заговоров, например, аль-Хади (785-786) был удавлен и ему наследовал его брат Харун ар-Рашид. Аль-Кахир (932-934), не желавший отречься от престола, был ослеплен.
Характерной чертой первого периода правления династии стала полемика между приверженцами разных конфессий, юридических школ, сектантов, которая велась в атмосфере относительной религиозной терпимости. Но многообразию чуждых ортодоксальному суннизму представлений о мироустройстве, носивших печать немусульманских культур - манихейства и зороастризма, скептицизма и рационализма античной философии, сектантскому инакомыслию, суннитская ортодоксия могла противостоять, лишь обладая собственными идеологическими аргументами. Это стало возможно лишь после того как в 8-9 вв. сложился фикх - мусульманское право, а в 9-10 вв. - спекулятивная мусульманская теология, рождавшаяся в спорах по вопросам о всемогуществе Аллаха, его атрибутах, об источнике бытия и т.п. Основное направление развития религиозной философии определялось потребностью трактовать социальные невзгоды как недостаток веры. Возникло также рационалистическое учение мутазилитов (от араб. аль
-
Гарибальди, Джузеппе
19 Oct, 24 -
Джабир
19 Oct, 24 -
Оскар Ii
19 Oct, 24 -
Бумага И Прочие Писчие Материалы
19 Oct, 24 -
Бой Быков
19 Oct, 24 -
Дионисий Галикарнасский
19 Oct, 24 -
Плебс
19 Oct, 24 -
Гильотина
19 Oct, 24 -
Гувер, Герберт Кларк
19 Oct, 24