Часто можно услышать такие слова, как «впишется/не впишется в команду» в адрес того или иного разработчика.
У некоторых это вызывает возмущение; у других сдаются после очередного отказа на собеседовании или внезапного увольнения.
А по ту сторону баррикад этот вопрос не дает покоя людям.
А недавно на фоне всей этой ситуации с коронавирусом пошли слухи о массовых увольнениях и я решил немного поговорить об управлении командой.
Вы когда-нибудь задумывались, по каким принципам вы выбираете своих сотрудников? Кого нанять, кого уволить, кого перевести в другое место? Ну то есть помимо чисто технических знаний? Интуиция? Если да, то это как-то странно, на этот счет должны быть какие-то более системные соображения.
В сегодняшней статье мы рассмотрим 16 достаточно устойчивых поведенческих моделей, типов, которые позволяют разделить разработчиков на группы и которыми можно руководствоваться при принятии тех или иных решений.
Конечно, это все очень субъективно, но думаю, что кого-то они заставят задуматься.
И это всегда полезно.
Прежде чем мы начнем, предупреждение
Все описанное ниже – плод воображения, абстрактные мысли, основанные на реальных событиях.Все совпадения не случайны.
№1. «Невидимый»
Оно как будто есть, но как будто его нет. Зачастую он будет «непризнанным лидером» в команде — вроде бы пишет код, вроде бы предлагает полезные идеи, может быть, даже больше других закрывает задачи… Но тимлидом делают кого-то другого, кого-то отправляют на конференции , покупают кому-то новый монитор, и этот программист начинает всем доказывать, что он круче всех, чтобы его заметили.
Причем от рабочих обязанностей эти доказательства быстро перетекают в какие-то словесные дуэли с коллегами и разного рода соревнования.
Но будут ли они честными? Может быть.
Но, вероятно, нет. Он часто сам придумывает правила игры и жульничает только ради победы.
Хотя возможность проявить себя в сложной ситуации тоже пойдет ему на пользу.
А если его не заметят, он придумает новые способы стать «круче» окружающих.
(+): Вы можете дать ему невыполнимую задачу, и он решит ее из принципа, чтобы показать, что он может. (–): Склонен к необдуманным поступкам, нуждается в присмотре.
№ 2. «Одержимый»
Он придумывает какой-то инструмент, который точно изменит мир разработки или, по крайней мере, все процессы разработки в компании.
Он приложит все усилия, чтобы добиться своей цели и реализовать ее! Правда, есть небольшой нюанс: игнорируя аргументы в пользу других решений, такой программист может наделать массу ошибок и рассорить множество людей.
Но под давлением окружающих он только усилится и помчится, как локомотив, к светлому будущему.
Ну, по крайней мере, в его понимании оно должно быть светлым.
Но это не совсем так.
(+): Может быть отличным евангелистом и продвигать действительно полезные идеи.
(–): Неконтролируемый.
Это больше похоже на «ты с ним», чем на «он с тобой».
№3. «Рецидивист»
Он совершает преступления против человечества — использует все возможные антишаблоны программирования, его код похож на мешок с костылями.
Ему даже может стать плохо, даже если он никому об этом не расскажет. Рано или поздно проект становится сложно поддерживать.
Что можно сделать в этой ситуации? - Правильно, пишите побольше костылей, чтобы хоть как-то работало.
Это позволит ему написать еще больше костылей, углубляясь в эту пропасть.
(+): Реализуем все необходимые решения.
(–): В одиночку можно увеличить технический долг проекта до бесконечности.
№ 4. «Гений»
Этому персонажу просто нужно что-то придумать.
Скорее всего, бывший олимпийский спортсмен.
Он может решить любую проблему, если она его интересует. Причем, будет ли где-то применен результат или нет – это дело десятое, важен драйв от созидания.
Коллеги, скорее всего, не умеют делать все, что он делает – нашему герою не чужды экспертные знания.
Определенное уважение или даже восхищение всегда будет с ним.
Но, заряженный энергией от «публики», такой программист часто совершает иррациональные поступки, поддаваясь различным искушениям, ввязываясь в авантюры или, например, покупая ховерборд или какого-нибудь робота, который спрятан в шкафу как как только на горизонте появится новая интересная проблема.
Ну, в такие периоды он может быть немного высокомерным, есть такое дело.
(+): Если вам нужно изобрести что-то новое, вы попали по адресу.
(–): Если ваши задачи ему не интересны, вы не будете заставлять его их выполнять.
№5. «Гладиатор»
Настоящий шоумен.
Может любую игру превратить в спектакль и извлечь из этого пользу.
Не факт, что он будет умным программистом (хотя всякое бывает), но его сильная сторона — корпоративные игры.
Провести расправу над кем-то, найти последнего, ему будет легче.
Но это обязательно должно быть публично; без публики он теряет смысл своих действий.
Чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем масштабнее будут его выходки, но, как ни странно, окружающие всегда его поддержат. Хотя кто-то обязательно это получит. (+): Легко принимает непопулярные решения и берется за грязную работу.
(–): Может внести хаос в коллектив, если подставит полезного сотрудника.
№6. «Создатель»
Этот персонаж, скорее всего, сидит где-нибудь в углу и пишет код. Причем пишет хорошо, скорее всего все будет аккуратно, понятно и в срок.
Вполне возможно, что это будет один из немногих членов команды, который занимается саморазвитием, стараясь не просто «закрыть все задачи», но и в процессе стать лучшим разработчиком.
Если оглянуться вокруг, то вряд ли кто-то заметит его работу в проекте, если только он не уйдет - тогда все это поймут, а пока он здесь - ну он там, никому нет дела.
Это не может не повлиять на нашего героя; он часто сомневается в себе, недооценивает свои способности, прилагает много усилий для саморазвития и, сам того не замечая, становится высококвалифицированным специалистом.
(+): Ценный человек, который не только решает проблемы, но и делает это хорошо.
(–): Часто становится жертвой корпоративных игр и нуждается в защите.
№ 7. «Философ»
Самый противоречивый член команды.
Скорее всего, у него есть знания в разных областях, а не только в том, чем он непосредственно занимается.
Но он постоянно мечется из одной крайности в другую.
Либо он стремится к свету, качественно выполняет работу, может даже заняться наставничеством, и у него это очень хорошо получается, но как только что-то встанет на его пути, он может сломаться, погрузиться в мысли.
о смысле работы, здравомыслии своего начальства, бренности существования, начинает тратить слишком много сил на побочные проекты, которые считает более важными, или на развлечения, которые его привлекают. В эти периоды качество работы такого сотрудника резко снизится.
Но со временем это проходит и он встает на прежний путь и возвращается к работе с новыми силами и идеями.
(+): Может быть сильным специалистом с широким кругозором.
(–): Невозможно работать в системе, особенно в долгосрочных проектах.
№ 8. «Узник»
Девиз этого персонажа – «выжить вопреки всем».
Он может долгое время находиться в крайне невыгодном положении, будет работать сверхурочно, мириться с плохой зарплатой, на него будут нападать коллеги или начальство, но это до поры до времени.
Накопленная темная энергия рано или поздно начнет вырываться на свободу и тогда он уничтожит все на своем пути, чтобы восстановить справедливость.
При этом его цели могут быть ясными и логичными, часто направленными на улучшение условий работы и процессов в компании, причем эти цели будут реально достижимыми, а не абстрактными.
Но методы, скорее всего, будут слишком агрессивными.
Человек может переусердствовать.
Захватив власть, он может начать увольнять людей направо и налево или, ослабив одни гайки, закрутить другие.
И в результате он получит новую порцию негатива от окружающих.
(+): Может работать в действительно сложных условиях, целеустремлен.
(–): Часто грубит, за ним нужно следить и разрешать конфликты.
Предыдущие восемь вариантов поведения активны.
Таких людей немного, но они будут руководить другими, делать дела и влиять на все, что происходит вокруг них.
Но следующие восемь пассивны.
Их больше, они приносят много пользы, могут выполнить большую часть работы, но вряд ли приведут вас к глобальным изменениям, а без активного лидера движение в их команде остановится.
Кто-то должен их возглавить.
№ 9. «Мученик»
Возможно, это не самый сильный разработчик в вашей команде.
Возможно, его часто унижали за его ошибки.
Возможно, его не раз делали последним в конфликтах.
Но со временем он сделал себе «оболочку», защищающую его от всей этой грязи.
Вокруг него может случиться что угодно, но он проигнорирует это и продолжит выполнять работу, для которой его поручили.
Вы не увидите, чтобы он рос в плане карьеры или профессиональных навыков, но он последовательно делает то, что делает, и в этом его сила.
(+): Станет центром спокойствия в бурю, очень стабильный сотрудник.
(–): Не ждите от него никакой инициативы.
№ 10. «Беспомощный»
Такой программист очень не уверен в своих силах.
Его навыки могут быть вполне нормальными, средними или даже выше среднего, но он в них не уверен.
Если вы его не поддержите, он будет работать медленно, у него может возникнуть жалость и желание помочь, а если вы его поддержите, он может решить, что без вас он ничего не сможет сделать.
Такой эффект часто возникает со стажерами, хотя в такой ситуации могут оказаться и опытные разработчики.
Такой сотрудник вполне может вырасти в будущем толковым и лояльным специалистом, но потребует больших вложений в плане наставничества.
(+): Имеет потенциал стать полезным и лояльным сотрудником.
(–): Требует вложений в себя.
№ 11. «Загладить свою вину»
Этот персонаж часто оправдывается.
За ваши плохие поступки или за ваших подчиненных, но это произойдет. Самая распространенная ситуация — нагромоздить костыли, создать ужасный с точки зрения поддержки проект, который стыдно показать коллегам, и защищать его словами, что «он решает проблемы бизнеса».
Формально в его аргументы не покопаешься - ведь он действительно решает проблемы, и на любых переговорах идет на встречу, но побочные эффекты от его бесконечных спорных решений будут лезть из всех щелей, хотя обоснования всегда найдутся.
или контраргументы для них в виде объективно полезного бизнеса (+): Может стать хорошим буфером между сторонами с конфликтующими интересами.
(–): Часто ему приходится многое переделывать, так как плохие поступки компенсируются только в моральном плане, но не по факту.
№ 12. «Бездельник»
Это тот самый айтишник, который пришел за деньгами.
Для него развитие — это смузи, макбуки, всякие технологические игрушки и, конечно же, деньги.
Много денег.
И развлечения, которые на них можно себе позволить.
Его проблема в том, что он ничего не делает. Оно не развивается, не создает ничего нового.
Можно привлечь его конфеткой, но пользы от этого будет мало.
Он хочет всего и сразу, быстро утомляется и часто бросает. Вырастить из него узкоспециализированного профессионала будет невероятно сложно.
(+): Легко взять на работу, заполнить актуальную вакансию, не требующую глубоких знаний.
(–): Может быстро утомиться и начать требовать больше, чем может выполнить.
№ 13. «Лох»
Немного грубое имя, да? Что ж, к сожалению, в великом и могучем языке, похоже, нет нежаргонного слова, передающего контекст «человека, которого обманывают».
Этим персонажем легко манипулировать словами типа «какой ты крутой программист…» или «но если этот проект сработает…», и в результате он много работает, переутомляется, хотя на самом деле он этого не делает. это нужно самому.
.
В результате он выматывается, и с одной стороны он будет еще более «удобным» сотрудником, но с другой стороны, он будет все больше выматываться и никто не знает, чем это закончится.
Он легко может прийти к состоянию, когда работает с утра до ночи, но результата не видно, потому что голова уже не умеет готовить.
(+): «Удобный», гибкий сотрудник.
Будет работать, пока говорят. (–): Он исчерпается, за ним нужно следить, чтобы он не сгорел.
№ 14. «Потребитель»
Лояльность компании? Ты шутишь! Этот герой мыслит более приземленными категориями.
Если ему тепло и хорошо, он счастлив.
Если нехорошо, он плюнет на всех, не задумываясь, и уйдет. У него могут быть хорошие навыки, но он будет работать почасово: он будет работать столько, сколько ему заплатили.
Получил и ушел.
Ты что-то не сделал? Это было в технических характеристиках? Нет? Ну и всё, вопрос закрыт. Сверхурочная работа, особенно неоплачиваемая, быстро заставит его задуматься об уходе от вас.
Да и вообще, не то чтобы он очень любил работать.
Скорее, он будет выполнять свою работу бессистемно, просто чтобы получить награду и пойти ее потратить.
(+): Очень предсказуемо.
(–): За качеством работы нужно постоянно следить, без присмотра и пальцем не пошевелишь.
№ 15. «Конформист»
Ну вот в компании мы этим занимаемся уже 20 лет, вроде бы всё работает, так зачем же менять? Как вы уже догадались, изменения – не самое любимое занятие для такого программиста.
Он будет сидеть на устаревшем стеке не потому, что он действительно настолько хорош, или потому, что нет денег на переписывание легаси, а скорее по привычке.
Или даже из страха, что что-то изменится.
У таких разработчиков часто возникает страх, что молодежь их «догонит», и если такой персонаж окажется у руля, он будет плавать в древних решениях, как рыба в воде, не допуская ничего нового, а молодежь будет в этом болоте как будто у них нет рук.
И, надо сказать, он может сидеть так очень долго.
Иногда это хорошо, но иногда может помешать развитию в компании.
(+): Может быть «хранителем» старых и долгоживущих проектов, нуждающихся в поддержке.
(–): Полная несовместимость с новыми технологиями.
№ 16. «Жертва»
Такие разработчики есть в любой более-менее крупной компании.
Их всегда в чем-то обвиняют. Иногда это заслужено, иногда нет. Они пытаются оправдаться и вызвать жалость у кого-то из коллег, который берет их под свою опеку.
Такие программисты не могут выжить в одиночку, их нужно защитить, чтобы они могли спрятаться и спокойно делать свою работу.
Но под защитой они кажутся слабыми и агрессивные нападения на них не исчезают, а только усиливаются.
Это такой порочный круг.
Они сами могут быть в этом очень давно, но если вы встретите такого человека в своих рядах, не спешите его увольнять, лучше выясните, откуда исходит агрессия и насколько она оправдана на самом деле.
(+): Может работать стабильно и не предъявляет каких-либо завышающих требований.
(–): Нуждается в защите и покровительстве.
Комбинации поведения
Конечно, нельзя просто разделить всех программистов на такие непересекающиеся категории.Часто мы будем видеть сочетания всего описанного, хотя следует отметить, что выраженных примеров среди нас немало.
Откуда взялся этот конкретный набор символов?
Возможно, вы уже задавались вопросом, насколько универсален этот набор.Ведь если заменить слово «программист» на другое название профессии, мало что изменится.
И да, в этом вы правы.
Эти типы являются частью ядра «Пирамиды адаптации» — более глобальной и универсальной схемы, которую я разрабатываю в последнее время.
Он описывает принципы, по которым человек адаптируется в обществе, и связывает все эти модели поведения в единую схему.
Если вас интересуют свежие идеи в психологии и социологии, то приглашаю вас прочитать одноименную книгу, PDF-версию которой вы можете прочитать бесплатно.
связь .
Но это, кстати, правда.
Что Вы думаете об этом?
Вы, несомненно, уже встречались с описанными персонажами.Расскажите в комментариях, какие у вас есть наблюдения по этой теме.
А если у вас есть опыт управления и вы можете поделиться мудростью, как собирать команды, чтобы все работали слаженно, как работать с разными типами, то, думаю, многим будет интересно это прочитать.
УПД:
Статья должна была заставить некоторых думать, что разработчики в их команде — обычные люди.Они не плохие и не хорошие – они разные.
Где-то они сильны, где-то слабы, где-то могут многое, а где-то беспомощны и нуждаются в поддержке.
Вы можете, конечно, закрыть глаза и называть вещи другими именами, но это не изменит того факта, что ваши разработчики — не одни и те же роботы и они не всегда смогут работать вместе или хорошо интегрироваться в проект. И не всегда они смогут меняться по вашему желанию.
Это стоит учитывать при управлении командой, и когда я призвал вас поделиться опытом того, как вы организуете работу программистов разного типажа, мне почему-то показалось, что этот вопрос задает больше людей.
Видимо, это была ошибка.
Люди видели лишь классификацию, хотя этот набор символов должен был служить лишь иллюстрацией разных моделей поведения и побуждать к размышлению и обмену опытом.
Теги: #Управление персоналом #психология #типы программистов
-
Все Улучшения Нового Геймера Для Nintendo Ds
19 Oct, 24 -
Интервью С Zabbix: 12 Откровенных Ответов
19 Oct, 24 -
Итак, Вы Хотели Стать Программистом...
19 Oct, 24 -
Дудл Для Ноутбуков С Акселерометром
19 Oct, 24 -
Сумма Прописью В Таблицах Google
19 Oct, 24 -
Распознавание Лиц Для Удовольствия
19 Oct, 24