Если ваше эссе носит аналитический характер (а я изо всех сил пытаюсь придумать какую-либо другую причину, по которой вы бы написали эссе о Великий Гэтсби), то я бы поставил это в настоящем времени.
Гэтсби любит Дейзи, но Дейзи замужем за Томом. У Гэтсби нет родословной, которая могла бы произвести на нее впечатление; все, что у него есть, это деньги. Поэтому он устраивает роскошные мероприятия в своем показном доме, пытаясь показать ей, как богатый он есть, и только смотрит болезненно модерн.
Несмотря на то, что книга написана в прошедшем времени, читая ее, вы находитесь в «настоящем» книги, то есть вы находитесь в действии. Когда вы анализируете это, вы анализируете то, что происходит. Вы бы использовали прошедшее время, если бы говорили о чем-то, что произошло в прошлом персонажа:
Джейн Эйр нанята мистером Рочестером в качестве гувернантки. Когда он спрашивает ее, умеет ли она играть на фортепиано, она скромно отвечает: «Немного» и продолжает рассказывать Шопена. Она выучила эту пьесу, когда была ребенком, когда жила в Ловуде. Мистер Рочестер фыркает по поводу того, что английских девушек воспитывают так, чтобы они преуменьшали свои достижения.