Гентский алтарь Яна ван Эйка. Композиция произведения. Божественная и человеческая перспектива - Б. А. Успенский (2009г.)

Гентский алтарь Яна ван Эйка - это монументальное произведение нидерландской живописи XV века. Центральным элементом полиптиха является панель "Поклонение Агнцу Божию". На ней изображены представители земной и небесной иерархии, поклоняющиеся агнцу как символу Христа. Внизу располагаются фигуры праведников, выше - ангелы и святые, еще выше - Бог-Отец с короной и скипетром.

Таким образом в картине соединены два плана бытия - земной мир людей и горний мир Божественного. Это достигается использованием двойной перспективы. Фигуры на переднем плане монументальны и статичны, написаны в реалистической манере. Фон же уходит вдаль, создавая иллюзию глубокого пространства небес.

Благодаря мастерству Яна ван Эйка, удалось совместить сакральное и реальное в едином художественном произведении. Гентский алтарь является шедевром нидерландского Северного Возрождения и важной вехой в истории европейской живописи.

Название книги: "Гентский алтарь Я. ван Эйка: Композиция, автор Б.А.Успенский". В книге описывается уникальное произведение искусства - Гентский Алтарь, созданный в 1432 году знаменитым Ян Ван Эйком, одним из первых художников эпохи Возрождения.

В произведении картины представлены два мира: горний и дольний. Горний мир представлен на верхней части алтаря, где изображены ангелы и божественные создания. Он неразрывно связан со зрителями, окружающими его, создающими предельную непосредственность контакта с ним. Однако взгляд на такой мир является внутренним и требующим от зрителя определенного психического настроя для его полноценного восприятия.

Иначе обстоит дело с дольним миром, расположенным по низу алтаря. Его эстетика созвучна привычному понятию красоты природы. Это мир сотни цветов, живых растений, достоверно переданных насекомых. Этот мир выражает ужас и смерть, свидетелем которых мы становимся: ужасы мрачных камней, распростерты растения с анемичными, мертвыми лицами цветов и растений. Изобразительный ряд натуры по сравнению с совершенно и сильно эстетическим рядом верхнего яруса еще усилен использованием цветов спектра. Жарко полыхающие рефлексы золота bln gelukkig gedoopt ravenaersbeest под ними кошмар волнующихся сук рациональным, холодным мотивом изобразительного ряда, довериться которому зрителю значительно проще, чем оригиналу.

Таким образом художник удалился от классической традиции, соединил в своей картине две стихии, восхваляя тем самым описание о двух мирах - существующем и надмировом, а также соединение этого двух миров в одном явлении. Картину характеризует универсальность и конструктивность, это задает именование иным произведениям мастера.

Электронная Книга «Гентский алтарь Яна ван Эйка. Композиция произведения. Божественная и человеческая перспектива - Б. А. Успенский (2009г.)» написана автором Б. А. Успенский в 2009 году.

Минимальный возраст читателя: 0

Язык: Русский

ISBN: 978-5-91674-061-5


Описание книги от Б. А. Успенский

Ключевая проблема Гентского алтаря – проблема организации пространства. Здесь изображено как пространство нашего мира, так и пространство мира сакрального. Одно пространство соотносится с тем пространством, в котором находится зритель картины (т. е. внешний по отношению к изображению наблюдатель): оно принадлежит нашему миру. Ему противопоставлено другое пространство, принадлежащее миру иному, потустороннему: оно соотносится с позицией внутреннего наблюдателя, который предполагается в самом изображении. Таким образом, мир горний и мир дольний показаны здесь вместе, они объединены в одном изображении. Соответствующее противопоставление может быть прослежено как в открытом, так и в закрытом алтаре, однако при этом оно по-разному проявляется. Так, в открытом алтаре оно выражается перспективно (с помощью использования той или иной зрительной позиции), в закрытом алтаре – стилистически (с помощью специальных изобразительных средств, прежде всего цветовой палитры). Анализ Гентского алтаря позволяет продемонстрировать сложное богословское содержание этого произведения. Это своего рода богословский трактат, прочтение которого предполагает выявление специального «языка».



Похожие книги

Информация о книге

Популярные книги