- 23, Oct 2016
- #1
Вы наверняка сталкивались со скриптами.
Скрипт — это сценарий, по которому продавец работает с клиентом.
Вам звонит девушка из колл-центра, называет вас по имени, и понеслась:
— Максим Олегович, как бы оценили услуги нашего банка?
— (Мой ответ неважен, потому что дальше следует одна и та же фраза)
— Максим Олегович, есть ли у вас какие-нибудь планы на ближайшее время? Например, отпуск или большие покупки?
И меня начинают раскручивать на кредит.
Оператор зачитывает текст с экрана и сопоставляет мои ответы с тем, что у нее в сценарии.
Если мой ответ «в целом положительный» — она двигается по одной ветке разговора.
Если «отрицательный» — у нее другой алгоритм.
От такого разговора создается ощущение, как от разговора с роботом.
И даже если бы мне нужен был этот кредит или что там они продают, мне тяжело это понять, потому что невероятно бесит сценарий.
Еще хуже — когда человек работает по скрипту не в колл-центре, а на переговорах.
Тогда перед вами не умный и интересный собеседники, а робот-болванчик.
С ним не о чем говорить: хочется попросить телефон его руководителя и поговорить напрямую.
Если ваши продавцы ездят на переговоры, им не нужен скрипт.
Но и без методологии им не обойтись.
Михаил Кондратенко — основатель и руководитель компании «Нигилист». Налаживает продажи в средних и крупных компаниях, внедряет технологии продаж, создает системы мотивации сотрудников.
Сегодня он делится технологией переговоров, которая не требует жесткого скрипта и помогает добиваться цели.
Скрипт и фрейм Когда дело касается личных продаж, скрипт — зло.
Он сковывает продавца и снимает с него ответственность.
«Я делал все по скрипту!» — оправдывается он, возвращаясь с неудавшейся встречи.
Вместо того чтобы рисовать дерево из ответов «да» или «нет», я заставляю своих клиентов создавать «переговорный фрейм». Фрейм — это набор фундаментальных идей и технологий, которые, с одной стороны, помогают продавцу достигать своих целей, а с другой — быть гибким и говорить о том, что действительно волнует клиента.
В моем понимании переговорный фрейм состоит из базовых ценностей компании и стратегии переговоров.
Базовые ценности Базовая ценность компании — это то, почему вы работаете и зачем вам платят.
Вспомните, что человек никогда не платит за товары и услуги — он платит только за пользу, которую они приносят.
ЧЕЛОВЕК НИКОГДА НЕ ПЛАТИТ ЗА ТОВАР, ОН ПЛАТИТ ТОЛЬКО ЗА ПОЛЬЗУ Задание 1. Сформулируйте ценность своей компании.
Задание 2. Сформулируйте ценность компании-конкурента, которая делает примерно то же, но совершенно по-другому.
Как в примере с дешевой и дорогой мебелью, только применительно к своей компании.
Стратегия Стратегия — это этапы, через которые продавец обязан пройти с клиентом.
У каждого этапа своя цель и свои показатели эффективности.
Внутри этапов продавец может быть гибким и полагаться на чутье и навыки, но сами этапы — нерушимый каркас системы.
Этапы простые: определение контекста, введение во фрейм, установление договоренностей.
1. Определение контекста На этом этапе продавец устраняет все возможности для недопонимания или сорванных переговоров.
Он должен: Убедиться, что клиент готов его слушать, ему удобно и есть время.
Если клиенту неудобно — договориться о более подходящем времени.
Продавать второпях и между делом нельзя.
Если это не первая встреча с клиентом, освежить все предыдущие договоренности и пройденный путь.
Вряд ли клиент помнит все достаточно подробно, вы же у него не одни.
Сформировать ожидания и обозначить повестку встречи; убедиться, что клиент согласен с ней.
Если клиент ожидал, что вы будете делать что-то другое, продавец должен об этом узнать как можно раньше.
Результат этого этапа — продавец и клиент настроились на одну волну, погрузились в единый контекст, продавец знает ожидания клиента.
Упражнение 3. Подумайте, как поступить на первом этапе, если раньше вы встречались с одним сотрудником, а теперь по тому же вопросу встречаетесь с другим.
Упражнение 4. Менеджера, с которым вы общались, уволили.
Вы добились встречи с его руководителем.
Приходите к нему, и он вам говорит: «У вас 15 минут, что там у вас?». Ваши действия? 2. Введение во фрейм На втором этапе встречи продавец погружает клиента в переговорный фрейм.
И есть только один способ это сделать: рассказать о том, как базовые ценности компании помогают решать основные задачи вашего партнера по переговорам.
Что такое «основные задачи»: если вы встречаетесь с коммерческим директором, то его задача — увеличить прибыль компании; если с директором по рекламе — увеличить входящий поток клиентов; директора по логистике — перевозить грузы вовремя и недорого.
Основная задача занимает большую часть интеллектуальной работы человека, поэтому именно она максимально погрузит человека в ваш фрейм.
На этом этапе продавец показывает, как его продукт решает основную задачу клиента.
Часто это требует серьезной предварительной подготовки: если вы продаете дизель-генераторы директору салона красоты, вы должны разобраться, как бесперебойное электричество поможет ему развивать бизнес.
Не делайте выводов за клиента.
Не говорите: «Это позволит вам», или «в результате вы получите». Пусть клиент сам сделает вывод, что ему стоит вам довериться.
Оперируйте фактами, расчетами и опытом.
Не обещайте лишнего.
Делайте оговорки и ограничивайте себя.
Говорите о потенциальных проблемах.
Помните, что самые прочные выводы — те, к которым ваш собеседник пришел сам.
ОПЕРИРУЙТЕ ФАКТАМИ, РАСЧЕТАМИ И ОПЫТОМ.
НЕ ОБЕЩАЙТЕ ЛИШНЕГО Хороший стратегический ход — не продавать сразу длинный дорогой проект, а попробовать «пилот»: недорогой и короткий проектик, который поможет клиенту ощутить пользу от сотрудничества.
О том, как это организовать, я рассказывалв статье о технологичных продажах.
На этом этапе могут возникнуть трудности.
Клиент будет сомневаться.
Однако ни в коем случае нельзя приступать к «работе с возражениями».
ОТСТУПЛЕНИЕ О РАБОТЕ С ВОЗРАЖЕНИЯМИ
Не знаю, открою ли я вам тайну, но клиентские сомнения связаны в первую очередь не с тем, что озвучивает («Я не уверен, что вы сможете выдержать такие условия поставки»). Чаще они связаны с его страхом перед вашим планом продаж.
Он боится, что все обещания связаны только с финансовыми целями вашей компании, а не с реальным желанием ему помочь.
Работать нужно именно с этим страхом.
Критерий успешности этого этапа — получить от клиента согласие, что ваш метод решения задач может ему помочь.
Больше ничего.
Скрипт — это сценарий, по которому продавец работает с клиентом.
Вам звонит девушка из колл-центра, называет вас по имени, и понеслась:
— Максим Олегович, как бы оценили услуги нашего банка?
— (Мой ответ неважен, потому что дальше следует одна и та же фраза)
— Максим Олегович, есть ли у вас какие-нибудь планы на ближайшее время? Например, отпуск или большие покупки?
И меня начинают раскручивать на кредит.
Оператор зачитывает текст с экрана и сопоставляет мои ответы с тем, что у нее в сценарии.
Если мой ответ «в целом положительный» — она двигается по одной ветке разговора.
Если «отрицательный» — у нее другой алгоритм.
От такого разговора создается ощущение, как от разговора с роботом.
И даже если бы мне нужен был этот кредит или что там они продают, мне тяжело это понять, потому что невероятно бесит сценарий.
Еще хуже — когда человек работает по скрипту не в колл-центре, а на переговорах.
Тогда перед вами не умный и интересный собеседники, а робот-болванчик.
С ним не о чем говорить: хочется попросить телефон его руководителя и поговорить напрямую.
Если ваши продавцы ездят на переговоры, им не нужен скрипт.
Но и без методологии им не обойтись.
Михаил Кондратенко — основатель и руководитель компании «Нигилист». Налаживает продажи в средних и крупных компаниях, внедряет технологии продаж, создает системы мотивации сотрудников.
Сегодня он делится технологией переговоров, которая не требует жесткого скрипта и помогает добиваться цели.
Скрипт и фрейм Когда дело касается личных продаж, скрипт — зло.
Он сковывает продавца и снимает с него ответственность.
«Я делал все по скрипту!» — оправдывается он, возвращаясь с неудавшейся встречи.
Вместо того чтобы рисовать дерево из ответов «да» или «нет», я заставляю своих клиентов создавать «переговорный фрейм». Фрейм — это набор фундаментальных идей и технологий, которые, с одной стороны, помогают продавцу достигать своих целей, а с другой — быть гибким и говорить о том, что действительно волнует клиента.
В моем понимании переговорный фрейм состоит из базовых ценностей компании и стратегии переговоров.
Базовые ценности Базовая ценность компании — это то, почему вы работаете и зачем вам платят.
Вспомните, что человек никогда не платит за товары и услуги — он платит только за пользу, которую они приносят.
ЧЕЛОВЕК НИКОГДА НЕ ПЛАТИТ ЗА ТОВАР, ОН ПЛАТИТ ТОЛЬКО ЗА ПОЛЬЗУ Задание 1. Сформулируйте ценность своей компании.
Задание 2. Сформулируйте ценность компании-конкурента, которая делает примерно то же, но совершенно по-другому.
Как в примере с дешевой и дорогой мебелью, только применительно к своей компании.
Стратегия Стратегия — это этапы, через которые продавец обязан пройти с клиентом.
У каждого этапа своя цель и свои показатели эффективности.
Внутри этапов продавец может быть гибким и полагаться на чутье и навыки, но сами этапы — нерушимый каркас системы.
Этапы простые: определение контекста, введение во фрейм, установление договоренностей.
1. Определение контекста На этом этапе продавец устраняет все возможности для недопонимания или сорванных переговоров.
Он должен: Убедиться, что клиент готов его слушать, ему удобно и есть время.
Если клиенту неудобно — договориться о более подходящем времени.
Продавать второпях и между делом нельзя.
Если это не первая встреча с клиентом, освежить все предыдущие договоренности и пройденный путь.
Вряд ли клиент помнит все достаточно подробно, вы же у него не одни.
Сформировать ожидания и обозначить повестку встречи; убедиться, что клиент согласен с ней.
Если клиент ожидал, что вы будете делать что-то другое, продавец должен об этом узнать как можно раньше.
Результат этого этапа — продавец и клиент настроились на одну волну, погрузились в единый контекст, продавец знает ожидания клиента.
Упражнение 3. Подумайте, как поступить на первом этапе, если раньше вы встречались с одним сотрудником, а теперь по тому же вопросу встречаетесь с другим.
Упражнение 4. Менеджера, с которым вы общались, уволили.
Вы добились встречи с его руководителем.
Приходите к нему, и он вам говорит: «У вас 15 минут, что там у вас?». Ваши действия? 2. Введение во фрейм На втором этапе встречи продавец погружает клиента в переговорный фрейм.
И есть только один способ это сделать: рассказать о том, как базовые ценности компании помогают решать основные задачи вашего партнера по переговорам.
Что такое «основные задачи»: если вы встречаетесь с коммерческим директором, то его задача — увеличить прибыль компании; если с директором по рекламе — увеличить входящий поток клиентов; директора по логистике — перевозить грузы вовремя и недорого.
Основная задача занимает большую часть интеллектуальной работы человека, поэтому именно она максимально погрузит человека в ваш фрейм.
На этом этапе продавец показывает, как его продукт решает основную задачу клиента.
Часто это требует серьезной предварительной подготовки: если вы продаете дизель-генераторы директору салона красоты, вы должны разобраться, как бесперебойное электричество поможет ему развивать бизнес.
Не делайте выводов за клиента.
Не говорите: «Это позволит вам», или «в результате вы получите». Пусть клиент сам сделает вывод, что ему стоит вам довериться.
Оперируйте фактами, расчетами и опытом.
Не обещайте лишнего.
Делайте оговорки и ограничивайте себя.
Говорите о потенциальных проблемах.
Помните, что самые прочные выводы — те, к которым ваш собеседник пришел сам.
ОПЕРИРУЙТЕ ФАКТАМИ, РАСЧЕТАМИ И ОПЫТОМ.
НЕ ОБЕЩАЙТЕ ЛИШНЕГО Хороший стратегический ход — не продавать сразу длинный дорогой проект, а попробовать «пилот»: недорогой и короткий проектик, который поможет клиенту ощутить пользу от сотрудничества.
О том, как это организовать, я рассказывалв статье о технологичных продажах.
На этом этапе могут возникнуть трудности.
Клиент будет сомневаться.
Однако ни в коем случае нельзя приступать к «работе с возражениями».
ОТСТУПЛЕНИЕ О РАБОТЕ С ВОЗРАЖЕНИЯМИ
Не знаю, открою ли я вам тайну, но клиентские сомнения связаны в первую очередь не с тем, что озвучивает («Я не уверен, что вы сможете выдержать такие условия поставки»). Чаще они связаны с его страхом перед вашим планом продаж.
Он боится, что все обещания связаны только с финансовыми целями вашей компании, а не с реальным желанием ему помочь.
Работать нужно именно с этим страхом.
Критерий успешности этого этапа — получить от клиента согласие, что ваш метод решения задач может ему помочь.
Больше ничего.