- 24, Oct 2018
- #1
Данный учебник посвящен системному изложению теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В книге подробно рассмотрены методы постановки нестандартных задач и способы их решения, законы развития технических систем (ТС), методика прогнозирования развития ТС, структурный анализ и синтез ТС, методы моделирования ТС, способы выявления и разрешения противоречий, методика выявления и использования ресурсов.
Теоретический материал иллюстрируется большим количеством примеров, задач и графического материала (более 300 примеров и задач и более 300 иллюстраций). Описывается более 300 понятий.
В конце каждой главы представлен материал для самостоятельной работы. Книга предназначена для студентов инженерных специальностей.
Она также может быть полезна инженерам и изобретателям, ученым, преподавателям университетов и людям, решающим творческие задачи.
Содержание:
Список сокращений 8
Благодарности 9
Введение 10
Глава 1. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ 13
1.1. Введение 13
1.2. Метод «проб и ошибок» 14
1.3. Психологическая инерция 16
1.3.1. Употребление специальных терминов 17
1.3.2. Параметрические представления 18
1.3.3. Традиция 19
1.3.4. Система ценностей 19
1.3.5. Принцип действия 20
1.3.5. Форма 21
1.4. Отсутствие системного мышления 22
1.5. Самостоятельная работа 23
1.5.1. Контрольные вопросы 23
1.5.2. Темы докладов и рефератов 23
1.5.3. Выполните задания 23
Глава 2. ОБЗОР ТРИЗ 24
2.1. Что такое ТРИЗ? 24
2.2. Уровни изобретений 25
2.3. Функции ТРИЗ 30
2.4. Структура ТРИЗ 30
2.5. Использование инструментов ТРИЗ 34
2.6. Изобретательское мышление 37
2.6.1. Качества изобретательского мышления 37
2.6.2. Способы развития изобретательского мышления 38
2.7. ТРИЗ в мире 39
2.8. Контрольные вопросы 40
Глава 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 41
3.1. Основные определения системного подхода 41
3.1.1. Системное мышление 42
3.1.2. Система 42
3.1.3. Функция 44
3.1.4. Процесс 47
3.1.5. Поток 49
3.1.6. Иерархия 51
3.2. Системность 54
3.2.1. Общие понятия 54
3.2.2. Отсутствие системности 56
3.2.3. Эволюционное развитие 56
3.3. Системный оператор 56
3.4. Учет влияний 61
3.5. Системный подход при проектировании 62
3.5.1. Системный синтез 62
3.5.2. Системный анализ 63
3.5.3. Анализ выявления недостатков 63
3.6. Выводы 74
3.7. Самостоятельная работа 74
3.7.1. Контрольные вопросы 74
3.7.2. Темы докладов и рефератов 75
3.7.3. Выполните задания 75
Глава 4. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СИСТЕМ (ЗРТС) 77
4.1. Общие представления 78
4.2. Закон S–образного развития систем 79
4.2.1. Общие представления 79
4.2.2. Огибающие кривые 81
4.3. Структура законов развития технических систем 82
4.4. Законы организации систем 84
4.4.1. Общие соображения 84
4.4.2. Закон полноты частей системы 84
4.4.3. Закон проводимости потоков 91
4.4.4. Закон минимального согласования частей и параметров системы 93
4.4.5. Построение новой системы 94
4.5. Законы эволюции систем 94
4.5.1. Общие сведения 94
4.5.2. Закон увеличения степени идеальности 95
4.5.3. Закон увеличения степени управляемости 106
4.5.4. Закон увеличения степени динамичности 114
4.5.5. Закон перехода на микроуровень 118
4.5.6. Закон перехода системы в надсистему 120
4.5.7. Закон увеличения степени согласованности 127
4.5.8. Закон свертывания – развертывания ТС 133
4.5.9. Закон сбалансированного развития систем 142
4.6. Законы развития технических систем Г. С. Альтшуллера 144
4.7. Прогнозирование развития технических систем 146
4.7.1. Основные понятия прогнозирования 146
4.7.2. Прогнозирование с использованием ТРИЗ 147
4.7.3. Анализ уровня развития системы 147
4.7.4. Экспресс-прогноз 149
4.8. Пример экспресс-прогноза 151
4.8.1. Описание системы 151
4.8.2. Анализ уровня развития системы по законам развития технических
систем 151
4.8.3. Прогнозирование с помощью системы законов 151
4.9. Самостоятельная работа 154
4.9.1. Вопросы для самопроверки 154
4.9.2. Темы докладов и рефератов 155
4.9.3. Выполните задания 155
Глава 5. ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 157
5.1. Понятия вепольного анализа 158
5.2. Основные обозначения 160
5.3. Виды вепольных систем 162
5.3.1. Вепольные модели для полей 162
5.3.2. Виды вепольных систем для измерения и обнаружения 164
5.3.3. Виды вепольных структур 167
5.4. Устранение вредных связей 183
5.4.1. Тенденции устранения вредных связей 183
5.4.2. Устранение вредных связей введением В3 184
5.4.3. Устранение вредных связей введением В3=В1, В2 или их видоизменений 188
5.4.4. Устранение вредных связей введением вещества В3=В’1, В’2 и поля П2 193
5.4.5. «Оттягивание» вредного действия 194
5.4.6. Устранение вредных связей введением П2 195
5.4.7. Устранение вредных связей введением В3 и П2 196
5.4.8. Устранение вредных связей введением В3, П2 и П3 197
5.4.9. Устранение вредных связей между веществом и полем
введением В2 и П3 198
5.4.10. Устранение вредных связей между веществом и полем заменой В1
на В2 и введением П3 200
5.5. Нахождение нужного эффекта 201
5.6. Закон увеличения степени вепольности 202
5.7. Самостоятельная работа 206
5.7.1. Вопросы для самопроверки 206
5.7.2. Темы докладов и рефератов 206
5.7.3. Выполните задания 206
Глава 6. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ (АРИЗ) 208
6.1. Изобретательская ситуация и изобретательская задача 209
6.2. Понятие о противоречиях 211
6.2.1. Общие понятия 211
6.2.2. Административное противоречие 212
6.2.3. Техническое противоречие 213
6.2.4. Физическое противоречие 213
6.2.5. Способы разрешения физического противоречия 215
6.3. Идеальный конечный результат (ИКР) 220
6.4. Практика использования ИКР 222
6.4.1. Условие задач 222
6.4.2. Решение задач 223
6.5. Путь к идеи решения 227
6.6. Логика АРИЗ 229
6.7. Практика по логике АРИЗ 233
6.8. Понятия и определения АРИЗ-85-В 254
6.9. Структура АРИЗ-85-В 260
6.9.1. Общие сведения 260
6.9.2. Первая часть 262
6.9.3. Вторая часть 263
6.9.4. Третья часть 263
6.9.5. Четвертая часть 263
6.8.6. Пятая часть 264
6.9.7. Шестая часть 264
6.9.8. Седьмая часть 264
6.9.9. Восьмая часть 265
6.9.10. Девятая часть 265
6.10. Часть 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ 266
6.10.1. Основные понятия и структура первой части АРИЗ 266
6.10.2. Формулировка мини-задачи 269
6.10.3. Определение конфликтующей пары 270
6.10.4. Формулировка технического противоречия 274
6.10.5. Выбор конфликтующей пары 277
6.10.6. Усиление конфликта 278
6.10.7. Формулировка модели задачи 279
6.10.8. Представление вепольной модели задачи 281
6.11. Часть 2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ 285
6.11.1. Основные понятия и структура второй части АРИЗ 285
6.11.2. Определение оперативной зоны 287
6.11.3. Определение оперативного времени 288
6.11.4. Определение вещественно-полевых ресурсов 288
6.12. Часть 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИКР И ФП 290
6.12.1. Основные понятия и структура третьей части АРИЗ 290
6.12.2. Формулировка ИКР 291
6.12.3. Усиленная формулировка ИКР 291
6.12.4. Формулировка физического противоречия 292
6.12.5. Формулировка ИКР-2 294
6.12.6. Применение системы стандартов 295
6.13. Часть 4. МОБИЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ВПР 297
6.13.1. Основные понятия и структура четвертой части АРИЗ 297
6.13.2. Применение метода ММЧ 298
6.13.3. Шаг назад от ИКР 300
6.13.4. Применение преобразованных ВПР 301
6.14. Часть 5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 304
6.14.1. Основные понятия и структура пятой части АРИЗ 304
6.14.2. Применение системы стандартов 305
6.14.3. Применение задач-аналогов 306
6.14.4. Применение типовых преобразований 306
6.14.5. Применение технологических эффектов 308
6.15. Часть 6. ИЗМЕНЕНИЕ И/ИЛИ ЗАМЕНА ЗАДАЧИ 309
6.16. Часть 7. АНАЛИЗ СПОСОБА УСТРАНЕНИЯ ФП 313
6.16.1. Основные понятия и структура седьмой части АРИЗ 313
6.16.2. Контроль решения 314
6.16.3. Оценка решения 315
6.16.4. Определение новизны и подзадач 316
6.17. Часть 8. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННОГО РЕШЕНИЯ 316
6.17.1. Основные понятия и структура восьмой части АРИЗ 316
6.17.2. Согласование полученного решения 317
6.17.3. Использование полученной системы по новому назначению 318
6.17.4. Использование идеи решения 318
6.18. Часть 9. АНАЛИЗ ХОДА РЕШЕНИЯ 321
6.19. Практический АРИЗ 323
6.20. Самостоятельная работа 332
6.20.1. Вопросы для самопроверки 332
6.20.2. Темы докладов и рефератов 333
6.20.3. Выполните задания 334
Глава 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ 337
7.1. Приемы разрешения противоречий 338
7.1.1. Система приемов 338
7.1.2. Приемы устранения технических противоречий 338
7.1.3. Приемы устранения физических противоречий 342
7.1.4. Использование таблицы приемов устранения технических противоречий 345
7.2. Технологические эффекты 350
7.2.1. Физические эффекты 352
7.2.2. Химические эффекты 355
7.2.3. Биологические эффекты 356
7.2.4. Математические эффекты 357
7.3. Ресурсы 360
7.3.1. Общие понятия 360
7.3.2. Классификация системы ресурсов 361
7.4. Применение системы по новому назначению 372
7.4.1. Общие понятия 372
7.4.2. Выявление свойств 373
7.4.3. Применение выявленных свойств 374
7.5. Стандарты на решение изобретательских задач 376
7.5.1. Обзор стандартов 376
7.5.2. Алгоритм применения стандартов 386
7.6. Самостоятельная работа 388
7.6.1. Вопросы для самопроверки 388
7.62. Темы докладов и рефератов 388
7.6.3. Выполните задания 389
Глава 8. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА 391
8.1. Методы развития творческого воображения (РТВ) 392
8.1.1. Общие понятия 392
8.1.2. Обзор приемов и методов развития творческого воображения 393
8.1.3. Оператор РВС 402
8.1.4. Метод ММЧ 410
8.2. Теория развития творческой личности 417
8.2.1. Достойная Цель 418
8.2.2. Рабочие планы 419
8.2.3. Работоспособность 419
8.2.4. Техника решения задач 419
8.2.5. Умение держать удар 420
8.2.6. Результативность.
420
8.3. Теория развития творческих коллективов 420
8.4. Литература 421
8.4.1. Методы развития творческого воображения 421
8.4.2. Теория развития творческой личности 423
8.4.3. Развитие творческих коллективов 424
8.5. Самостоятельная работа 424
8.5.1. Вопросы для самопроверки 424
8.5.2. Темы докладов и рефератов 424
8.5.3. Выполните задания 424
Глава 9. Заключение 427
9.1. Рекомендации по использованию инструментов ТРИЗ 428
9.2. Рекомендации по совершенствованию знаний ТРИЗ 429
9.3. Отработка навыков 431
ЛИТЕРАТУРА 433
Приложения 437
Приложение 1. Петров В. Практический АРИЗ (текст) 437
Приложение 2. Разбор задач 449
Разбор задач по Логике АРИЗ 449
Разбор задач по Практическому АРИЗ 453
Приложение 3. Сайты ТРИЗ 469
Сайты с материалами ТРИЗ 469
Сайты организаций ТРИЗ 469
Приложение 4. Список примеров, задач, иллюстраций, таблиц и формул 470
Список сокращений в таблице 470
Список примеров 470
Список задач 475
Список иллюстраций 477
Список таблиц 482
Список формул 483
Алфавитный указатель 485
Автор -
Владимир Петров
Специалист по применению методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы, в том числе в области эстетики, искусствознания, философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор.
Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, почетный профессор ряда отечественных и зарубежных университетов, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук.
В течение 20 лет возглавлял Российское отделение Международной ассоциации эмпирической эстетики, в то же время являясь вице-президентом этой ассоциации.
В.М.Петров - активный участник социальной и художественной жизни, автор оригинальной (экспериментальной) прозы и поэзии ("Обратимость времени"), переводов из английской, французской и итальянской поэзии ("Калейдоскоп"). Опубликовал более 600 научных работ по физике и гуманитарным наукам (переведены на 14 языков), включая 13 монографий, а также учебник "Количественные методы в искусствознании".
Скрытая информация :: Авторизуйтесь для просмотра »
Скачать: Скрытая информация :: Авторизуйтесь для просмотра »
Теоретический материал иллюстрируется большим количеством примеров, задач и графического материала (более 300 примеров и задач и более 300 иллюстраций). Описывается более 300 понятий.
В конце каждой главы представлен материал для самостоятельной работы. Книга предназначена для студентов инженерных специальностей.
Она также может быть полезна инженерам и изобретателям, ученым, преподавателям университетов и людям, решающим творческие задачи.
Содержание:
Список сокращений 8
Благодарности 9
Введение 10
Глава 1. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ 13
1.1. Введение 13
1.2. Метод «проб и ошибок» 14
1.3. Психологическая инерция 16
1.3.1. Употребление специальных терминов 17
1.3.2. Параметрические представления 18
1.3.3. Традиция 19
1.3.4. Система ценностей 19
1.3.5. Принцип действия 20
1.3.5. Форма 21
1.4. Отсутствие системного мышления 22
1.5. Самостоятельная работа 23
1.5.1. Контрольные вопросы 23
1.5.2. Темы докладов и рефератов 23
1.5.3. Выполните задания 23
Глава 2. ОБЗОР ТРИЗ 24
2.1. Что такое ТРИЗ? 24
2.2. Уровни изобретений 25
2.3. Функции ТРИЗ 30
2.4. Структура ТРИЗ 30
2.5. Использование инструментов ТРИЗ 34
2.6. Изобретательское мышление 37
2.6.1. Качества изобретательского мышления 37
2.6.2. Способы развития изобретательского мышления 38
2.7. ТРИЗ в мире 39
2.8. Контрольные вопросы 40
Глава 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 41
3.1. Основные определения системного подхода 41
3.1.1. Системное мышление 42
3.1.2. Система 42
3.1.3. Функция 44
3.1.4. Процесс 47
3.1.5. Поток 49
3.1.6. Иерархия 51
3.2. Системность 54
3.2.1. Общие понятия 54
3.2.2. Отсутствие системности 56
3.2.3. Эволюционное развитие 56
3.3. Системный оператор 56
3.4. Учет влияний 61
3.5. Системный подход при проектировании 62
3.5.1. Системный синтез 62
3.5.2. Системный анализ 63
3.5.3. Анализ выявления недостатков 63
3.6. Выводы 74
3.7. Самостоятельная работа 74
3.7.1. Контрольные вопросы 74
3.7.2. Темы докладов и рефератов 75
3.7.3. Выполните задания 75
Глава 4. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ
СИСТЕМ (ЗРТС) 77
4.1. Общие представления 78
4.2. Закон S–образного развития систем 79
4.2.1. Общие представления 79
4.2.2. Огибающие кривые 81
4.3. Структура законов развития технических систем 82
4.4. Законы организации систем 84
4.4.1. Общие соображения 84
4.4.2. Закон полноты частей системы 84
4.4.3. Закон проводимости потоков 91
4.4.4. Закон минимального согласования частей и параметров системы 93
4.4.5. Построение новой системы 94
4.5. Законы эволюции систем 94
4.5.1. Общие сведения 94
4.5.2. Закон увеличения степени идеальности 95
4.5.3. Закон увеличения степени управляемости 106
4.5.4. Закон увеличения степени динамичности 114
4.5.5. Закон перехода на микроуровень 118
4.5.6. Закон перехода системы в надсистему 120
4.5.7. Закон увеличения степени согласованности 127
4.5.8. Закон свертывания – развертывания ТС 133
4.5.9. Закон сбалансированного развития систем 142
4.6. Законы развития технических систем Г. С. Альтшуллера 144
4.7. Прогнозирование развития технических систем 146
4.7.1. Основные понятия прогнозирования 146
4.7.2. Прогнозирование с использованием ТРИЗ 147
4.7.3. Анализ уровня развития системы 147
4.7.4. Экспресс-прогноз 149
4.8. Пример экспресс-прогноза 151
4.8.1. Описание системы 151
4.8.2. Анализ уровня развития системы по законам развития технических
систем 151
4.8.3. Прогнозирование с помощью системы законов 151
4.9. Самостоятельная работа 154
4.9.1. Вопросы для самопроверки 154
4.9.2. Темы докладов и рефератов 155
4.9.3. Выполните задания 155
Глава 5. ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 157
5.1. Понятия вепольного анализа 158
5.2. Основные обозначения 160
5.3. Виды вепольных систем 162
5.3.1. Вепольные модели для полей 162
5.3.2. Виды вепольных систем для измерения и обнаружения 164
5.3.3. Виды вепольных структур 167
5.4. Устранение вредных связей 183
5.4.1. Тенденции устранения вредных связей 183
5.4.2. Устранение вредных связей введением В3 184
5.4.3. Устранение вредных связей введением В3=В1, В2 или их видоизменений 188
5.4.4. Устранение вредных связей введением вещества В3=В’1, В’2 и поля П2 193
5.4.5. «Оттягивание» вредного действия 194
5.4.6. Устранение вредных связей введением П2 195
5.4.7. Устранение вредных связей введением В3 и П2 196
5.4.8. Устранение вредных связей введением В3, П2 и П3 197
5.4.9. Устранение вредных связей между веществом и полем
введением В2 и П3 198
5.4.10. Устранение вредных связей между веществом и полем заменой В1
на В2 и введением П3 200
5.5. Нахождение нужного эффекта 201
5.6. Закон увеличения степени вепольности 202
5.7. Самостоятельная работа 206
5.7.1. Вопросы для самопроверки 206
5.7.2. Темы докладов и рефератов 206
5.7.3. Выполните задания 206
Глава 6. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАЧ (АРИЗ) 208
6.1. Изобретательская ситуация и изобретательская задача 209
6.2. Понятие о противоречиях 211
6.2.1. Общие понятия 211
6.2.2. Административное противоречие 212
6.2.3. Техническое противоречие 213
6.2.4. Физическое противоречие 213
6.2.5. Способы разрешения физического противоречия 215
6.3. Идеальный конечный результат (ИКР) 220
6.4. Практика использования ИКР 222
6.4.1. Условие задач 222
6.4.2. Решение задач 223
6.5. Путь к идеи решения 227
6.6. Логика АРИЗ 229
6.7. Практика по логике АРИЗ 233
6.8. Понятия и определения АРИЗ-85-В 254
6.9. Структура АРИЗ-85-В 260
6.9.1. Общие сведения 260
6.9.2. Первая часть 262
6.9.3. Вторая часть 263
6.9.4. Третья часть 263
6.9.5. Четвертая часть 263
6.8.6. Пятая часть 264
6.9.7. Шестая часть 264
6.9.8. Седьмая часть 264
6.9.9. Восьмая часть 265
6.9.10. Девятая часть 265
6.10. Часть 1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ 266
6.10.1. Основные понятия и структура первой части АРИЗ 266
6.10.2. Формулировка мини-задачи 269
6.10.3. Определение конфликтующей пары 270
6.10.4. Формулировка технического противоречия 274
6.10.5. Выбор конфликтующей пары 277
6.10.6. Усиление конфликта 278
6.10.7. Формулировка модели задачи 279
6.10.8. Представление вепольной модели задачи 281
6.11. Часть 2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ 285
6.11.1. Основные понятия и структура второй части АРИЗ 285
6.11.2. Определение оперативной зоны 287
6.11.3. Определение оперативного времени 288
6.11.4. Определение вещественно-полевых ресурсов 288
6.12. Часть 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИКР И ФП 290
6.12.1. Основные понятия и структура третьей части АРИЗ 290
6.12.2. Формулировка ИКР 291
6.12.3. Усиленная формулировка ИКР 291
6.12.4. Формулировка физического противоречия 292
6.12.5. Формулировка ИКР-2 294
6.12.6. Применение системы стандартов 295
6.13. Часть 4. МОБИЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ВПР 297
6.13.1. Основные понятия и структура четвертой части АРИЗ 297
6.13.2. Применение метода ММЧ 298
6.13.3. Шаг назад от ИКР 300
6.13.4. Применение преобразованных ВПР 301
6.14. Часть 5. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ФОНДА 304
6.14.1. Основные понятия и структура пятой части АРИЗ 304
6.14.2. Применение системы стандартов 305
6.14.3. Применение задач-аналогов 306
6.14.4. Применение типовых преобразований 306
6.14.5. Применение технологических эффектов 308
6.15. Часть 6. ИЗМЕНЕНИЕ И/ИЛИ ЗАМЕНА ЗАДАЧИ 309
6.16. Часть 7. АНАЛИЗ СПОСОБА УСТРАНЕНИЯ ФП 313
6.16.1. Основные понятия и структура седьмой части АРИЗ 313
6.16.2. Контроль решения 314
6.16.3. Оценка решения 315
6.16.4. Определение новизны и подзадач 316
6.17. Часть 8. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННОГО РЕШЕНИЯ 316
6.17.1. Основные понятия и структура восьмой части АРИЗ 316
6.17.2. Согласование полученного решения 317
6.17.3. Использование полученной системы по новому назначению 318
6.17.4. Использование идеи решения 318
6.18. Часть 9. АНАЛИЗ ХОДА РЕШЕНИЯ 321
6.19. Практический АРИЗ 323
6.20. Самостоятельная работа 332
6.20.1. Вопросы для самопроверки 332
6.20.2. Темы докладов и рефератов 333
6.20.3. Выполните задания 334
Глава 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД ТРИЗ 337
7.1. Приемы разрешения противоречий 338
7.1.1. Система приемов 338
7.1.2. Приемы устранения технических противоречий 338
7.1.3. Приемы устранения физических противоречий 342
7.1.4. Использование таблицы приемов устранения технических противоречий 345
7.2. Технологические эффекты 350
7.2.1. Физические эффекты 352
7.2.2. Химические эффекты 355
7.2.3. Биологические эффекты 356
7.2.4. Математические эффекты 357
7.3. Ресурсы 360
7.3.1. Общие понятия 360
7.3.2. Классификация системы ресурсов 361
7.4. Применение системы по новому назначению 372
7.4.1. Общие понятия 372
7.4.2. Выявление свойств 373
7.4.3. Применение выявленных свойств 374
7.5. Стандарты на решение изобретательских задач 376
7.5.1. Обзор стандартов 376
7.5.2. Алгоритм применения стандартов 386
7.6. Самостоятельная работа 388
7.6.1. Вопросы для самопроверки 388
7.62. Темы докладов и рефератов 388
7.6.3. Выполните задания 389
Глава 8. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА 391
8.1. Методы развития творческого воображения (РТВ) 392
8.1.1. Общие понятия 392
8.1.2. Обзор приемов и методов развития творческого воображения 393
8.1.3. Оператор РВС 402
8.1.4. Метод ММЧ 410
8.2. Теория развития творческой личности 417
8.2.1. Достойная Цель 418
8.2.2. Рабочие планы 419
8.2.3. Работоспособность 419
8.2.4. Техника решения задач 419
8.2.5. Умение держать удар 420
8.2.6. Результативность.
420
8.3. Теория развития творческих коллективов 420
8.4. Литература 421
8.4.1. Методы развития творческого воображения 421
8.4.2. Теория развития творческой личности 423
8.4.3. Развитие творческих коллективов 424
8.5. Самостоятельная работа 424
8.5.1. Вопросы для самопроверки 424
8.5.2. Темы докладов и рефератов 424
8.5.3. Выполните задания 424
Глава 9. Заключение 427
9.1. Рекомендации по использованию инструментов ТРИЗ 428
9.2. Рекомендации по совершенствованию знаний ТРИЗ 429
9.3. Отработка навыков 431
ЛИТЕРАТУРА 433
Приложения 437
Приложение 1. Петров В. Практический АРИЗ (текст) 437
Приложение 2. Разбор задач 449
Разбор задач по Логике АРИЗ 449
Разбор задач по Практическому АРИЗ 453
Приложение 3. Сайты ТРИЗ 469
Сайты с материалами ТРИЗ 469
Сайты организаций ТРИЗ 469
Приложение 4. Список примеров, задач, иллюстраций, таблиц и формул 470
Список сокращений в таблице 470
Список примеров 470
Список задач 475
Список иллюстраций 477
Список таблиц 482
Список формул 483
Алфавитный указатель 485
Автор -
Владимир Петров
Специалист по применению методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы, в том числе в области эстетики, искусствознания, философии, культурологии, психологии, социологии, лингвистики, литературоведения и др. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор.
Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор Государственного университета управления, почетный профессор ряда отечественных и зарубежных университетов, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук.
В течение 20 лет возглавлял Российское отделение Международной ассоциации эмпирической эстетики, в то же время являясь вице-президентом этой ассоциации.
В.М.Петров - активный участник социальной и художественной жизни, автор оригинальной (экспериментальной) прозы и поэзии ("Обратимость времени"), переводов из английской, французской и итальянской поэзии ("Калейдоскоп"). Опубликовал более 600 научных работ по физике и гуманитарным наукам (переведены на 14 языков), включая 13 монографий, а также учебник "Количественные методы в искусствознании".
Скрытая информация :: Авторизуйтесь для просмотра »
Скачать: Скрытая информация :: Авторизуйтесь для просмотра »