- 16, Apr 2023
- #1
Многие несетевые торговые точки в настоящее время проигрывают крупным «сетевикам» – сказывается отсутствие возможностей для полноценного учета товаров и настройки автоматизации бизнес-процессов.
В итоге между поставщиками и традиционным ритейлом возникает «технологическая пропасть», из-за которой малая розница вытесняется с рынка.
Автоматизация несетевых торговых точек на основе онлайн-касс и ПО от сервиса «Мерката.
Умная касса» дает возможность изменить эту ситуацию – ритейлеры получают возможность общения с поставщиками на «одном» технологическом уровне, поставщики находят прозрачный для себя и стабильно работающий канал для поставок. Начало пути
В 2012 году Антон Еликов (бывший коммерческий директор проекта «Контур.Ритэйл» компании «СКБ-Контур», бывший директор сектора оптовой торговли и дистрибьюции компании SAP) на одной из конференций встретил знакомого, с которым когда-то работал в «ДатаКрате». Он поделился своим знанием ситуации документооборота между розницей и поставщиками, своим видением перспектив развития электронного документооборота (EDI), а также идеями о том, какие темы можно развивать на основе EDI.
У Антона в голове как будто щелкнуло: «Вот оно». Решение было не самым простым: на одной чаше весов – работа на высокой должности в крупной немецкой компании (SAP), со стабильным высоким доходом и командировками по всему миру, на другой – только идея и желание создавать свое.
А еще – команда единомышленников и очень туманное будущее.
Тем не менее в начале 2013 года Антон «обрубил концы и отчалил», то есть ушел из компании и сосредоточился на создании стартапа. «Очень часто предприниматели говорят о себе, что чувствовали в себе желание «предпринимать» с детства.
Я не могу сказать, что всегда видел себя только в роли владельца собственного бизнеса и никого больше.
Нет, большую часть своей сознательной жизни я был наемным работником в крупных компаниях на топовых позициях, связанных с продажами.
Пока однажды не почувствовал, что чего-то не хватает». Как говорится, «поперло» далеко не сразу.
Прежде чем у новоиспеченного стартапа появились внятные очертания, пришлось достаточно потрудиться и совершить большое количество ошибок, которые неизбежны для новичков в бизнесе.
Например, в поисках инвестиций и опыта стартап примкнул к крупной компании, специализирующейся на создании (как тогда казалось Антону и его партнеру) как раз тех продуктов, которые они и хотели развивать.
Так Антон еще на два года стал коммерческим директором проекта «Контур.Ритэйл» в компании «СКБ-Контур», а его партнер – руководителем этого проекта.
Однако совместной работы с «СКБ-Контуром» у них так и не получилось – проект постоянно стопорился то из-за громоздкости и долгосрочности принятия решений в компании, то из-за постоянной смены смежных команд.
А в те моменты, когда по проекту что-то сдвигалось, – уходило все дальше от того, как это себе видели Антон со своим партнером.
В итоге был сделан вывод о том, что надо уходить из «Контура» и искать другие способы воплощения собственного проекта в жизнь. «Для старта нам нужно было около 2 млн долларов.
Которых у нас, конечно же, не было.
Чтобы найти хоть какие-то первые инвестиции, мы воспользовались старой американской поговоркой: «Fake it until you make it» – сделай вид, что у тебя уже что-то получается.
Это поможет уберечься от очень серьезной ошибки.
Можно потратить 2 миллиона долларов, сделать продукт, выйти с ним на рынок, и рынок скажет: «Что-то не то, можно по-другому?» А деньги ты уже потратил! Поэтому, когда мы вышли на рынок, ничего кроме идеи и веры в нее, у нас не было.
Но мы на каждом углу твердили о том, что все уже есть в реале и прекрасно работает».
Победы в конкурсах и одобрение Microsoft В 2015 году бизнес-идея, которую продвигали Антон с партнером, победила в двух конкурсах (один из них Web & Tech Ready от фонда Сколково), что дало ей отличный толчок вперед.
В сервисе по работе с ЕГАИС, который они предоставляли пользователям бесплатно, зарегистрировались и начали пользоваться 18 тысяч магазинов.
Партнеры получили обратную связь о том, как дальше развивать продукт и первую клиентскую базу.
После этого в стартап поверили инвестиционные фонды.
Свердловский венчурный фонд в 2016 году предоставил конвертируемый заем, который и помог дальше развивать проект.
Весной 2017 года проект был признан компанией Microsoft лучшим российским разработчиком приложений.
«В октябре 2017 года на инвестиционном форуме «Открытые инновации» сделка Свердловского венчурного фонда по предоставлению нам займа была признана лучшей сделкой «ранней» стадии – мы полностью выполнили все показатели, под которые получали заем».
Сам фонд благодаря этой сделке, ставшей самой крупной за всю историю существования фонда (23,4 млн рублей), вошел в тройку лидеров среди инвестиционных фондов страны.
Особенности бизнеса На сегодняшний день в РФ 700 тысяч торговых точек.
70 тысяч из них – это сетевой ритэйл.
Все остальное – несетевая розница – малый, традиционный ритэйл.
Проект «Мерката.
Умная касса» – поставщик кассового оборудования и разработчик собственного ПО для автоматизации малой (традиционной, несетевой) розницы.
В данный момент имеет более 20 тысяч активных пользователей продукта, а выручка в 2017 году составила 80 млн рублей. На первом этапе ПО, разработанное для сервиса, позволяло автоматизировать только отдельную функцию по работе с ЕГАИС в торговых точках, в ассортименте которых был алкоголь.
Сегодня у проекта имеется программное обеспечение, способное полностью автоматизировать работу отдельной торговой точки либо небольшой сети магазинов, включая аналитику продаж по различным параметрам, а также товароучетную систему и работу со складом.
Следующим шагом и закономерным развитием ПО, производимого компанией, стала разработка VMI – продукта, дающего возможность автоматизации взаимодействия с поставщиками и совместного управления товарными запасами. Юрий Кушпель, сооснователь и директор «Мерката.
Умная касса»: «Ключевая задача нового продукта – обеспечить розничных предпринимателей и поставщиков FMCG (товаров народного потребления) технологией, которая позволит качественно улучшить их операционные показатели.
Речь и про рост показателя доступности товара на полке, который напрямую влияет на продажи, и про сокращение размера страхового запаса на всех этапах цепочки поставок.
Данные о продажах товаров с полки вкупе с автоматизацией процесса заказ-поставка позволяют обеспечить традиционной (несетевой) рознице схожие показатели эффективности, как у крупных сетевых игроков».
В октябре 2017 года Венчурный фонд FinSight Venturs, входящий в инвестиционный холдинг «Финам», инвестировал в «Умную кассу Мерката» (подробности и суммы сделки не раскрываются). Заемные средства пойдут на развитие функционала нового продукта и интеграционного слоя, а также на развитие технической поддержки, масштабирование продаж и маркетинг.
«Мерката» в цифрах и фактах
Год основания 2015.
Число активных пользователей сервиса 20 тысяч.
Сумма стартовых инвестиций в развитие бизнеса 15 млн рублей.
Дополнительное финансирование 23,4 млн рублей (Свердловский венчурный фонд).
Окупаемость стартовых вложений Планируемый срок выхода компании в операционный плюс – весна 2018 года.
Стоимость услуг сервиса (предоставление ПО, техподдержка и др.) От 3000 до 15000 рублей в год.
Количество сотрудников 60.
Выручка за 2017 год 80 млн рублей.