- 15, Apr 2023
- #1
Эта книга представляет собой четвертый уровень изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) из серии «ТРИЗ от А до Я». Данная книга описывает методы развития творческого воображения (РТВ) и другие составляющие изобретательского мышления.
Основное внимание уделено отработке навыков изобретательского мышления.
В книге приводится более 200 примеров и задач, и более 100 иллюстраций.
Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет особенно полезна тем, кто хочет быстро получать новые идеи и иметь развитое изобретательское (талантливое) мышление.
Содержание:
Список сокращений 3
Благодарности 3
Введение 4
1. Введение 4
2. Содержание учебников 1-3 уровней 6
3. Описание данного учебника 8
Глава 1. Методы развития творческого воображения 10
1.1. Введение 10
1.2. Общие понятия 13
1.3. Обзор приемов и методов развития творческого воображения 15
1.3.1. Приемы фантазирования 15
1.3.2. Метод фантограмм 20
1.3.3. Метод ступенчатого конструирования 25
1.3.4. Метод ассоциаций 26
1.3.5. Метод тенденций 27
1.3.6. Метод разложения и синтеза фантастических идей (метод золотой рыбки) 28
1.3.7. Метод выявления скрытых свойств объекта 30
1.3.8. Метод взгляда со стороны 30
1.3.9. Метод изменения системы ценностей 31
1.3.10. Метод ситуационного задания 31
1.3.11. Шкала «Фантазия» 32
1.3.12. Тест Роршаха 32
1.3.13. Другие виды РТВ 33
1.4. Оператор РВС 35
1.5. Метод ММЧ 46
1.6. Прогноз на будущее 56
1.7. Самостоятельная работа 61
1.7.1. Вопросы для самопроверки 61
1.7.2. Темы докладов и рефератов 61
1.7.3. Выполните задания 61
Глава 2. Системное мышление 67
2.1. Несистемный подход 67
2.2. Основные понятия системного подхода 69
2.3. Примеры 73
2.4. Самостоятельная работа 80
2.4.1. Вопросы для самопроверки 80
2.4.2. Темы докладов и рефератов 80
2.4.3. Выполните задания 80
Глава 3. Эволюционное мышление 84
3.1. Обзор 84
3.2. Выявление закономерностей развития 86
3.3. Использование законов развития систем 93
3.4. Самостоятельная работа 107
3.4.1. Вопросы для самопроверки 107
3.4.2. Темы докладов и рефератов 107
3.4.3. Выполните задания 107
Глава 4. Мышление через противоречие 117
4.1.Обзор 117
4.2. Практика 121
4.2.1. Условия задач 121
4.2.2. Разбор задач 123
4.3. Самостоятельная работа 131
4.3.1. Вопросы для самопроверки 131
4.3.2. Темы докладов и рефератов 131
4.3.3. Выполните задания 131
Глава 5. Ресурсное мышление 138
5.1. Обзор 138
5.2. Практика 141
5.3. Самостоятельная работа 151
5.3.1. Вопросы для самопроверки 151
5.3.2. Темы докладов и рефератов 151
5.3.3. Выполните задания 151
Глава 6. Моделирование 157
6.1. Виды моделей 157
6.2. Инструменты моделирования в ТРИЗ 160
6.3. Примеры моделирования 161
6.4. Самостоятельная работа 164
6.4.1. Вопросы для самопроверки 164
6.4.2. Темы докладов и рефератов 164
6.4.3. Выполните задания 164
Глава 7. Комплексное использование 167
7.1. Обзор 167
7.2. Практика 168
Заключение 172
Рекомендации по отработке навыков 172
Что дальше? 174
Приложения 175
Приложение 1. Разбор задач 175
П1.1. Развитие творческого воображения 175
П1.2. Системное мышление 184
П 1.3. Эволюционное мышление 191
П 1.4. Мышление через противоречия 202
П1.5. Ресурсное мышление 226
П 1.6. Моделирование 246
П 1.7. Комплексное использование 246
Приложение 2. Список примеров, задач, иллюстраций,
таблиц и формул 256
П 2.1. Список примеров 256
П 2.2. Список задач 258
П 2.3. Список иллюстраций 263
П 2.4. Список таблиц 266
П 2.5. Список формул 266
Алфавитный указатель 267
Продажник