- 22, Jun 2013
- #1
Создать DLL намного легче, чем вы думаете.
Библиотеки DLL очень полезны, если вы программируете под Windows.
В этих библиотеках обычно хранят часто используемые подпрограммы.
В статье рассказывается как создать простую DLL и показано, как вызвать функции, содержащиеся в ней.
Примеры расчитаны на использование Microsoft Visual C++ 6.0, но нетрудно перевести их на любой диалект C++.
Ничего особенного здесь нет.
Как обычно, вы просто пишите функции, как в обычной программе.
Если вы используете MSVC, создайте новый проект и укажите, что вы создаете Win32 Dynamic-Link Library.
После компиляции вы получите DLL, библиотеку импорта (.lib) и библиотеку экспорта (.exp). Далее показан примерный код вашей DLL:
Заголовочный файл (DLLTEST.H)
#ifndef _DLLTEST_H_
#define _DLLTEST_H_
#include <iostream.h>
#include <stdio.h>
#include <windows.h>
extern "C" __declspec(dllexport) void NumberList();
extern "C" __declspec(dllexport) void LetterList();
#endif
Код библиотеки (DLLTEST.CPP)
#include "dlltest.h"
#define MAXMODULE 50
char module[MAXMODULE];
extern "C" __declspec(dllexport) void NumberList()
{
GetModuleFileName(NULL, (LPTSTR)module, MAXMODULE);
cout << "\n\nThis function was called from "
<< module
<< endl << endl;
cout << "NumberList(): ";
for(int i=0; i<10; i++)
{
cout << i << " ";
}
cout << endl << endl;
}
extern "C" __declspec(dllexport) void LetterList()
{
GetModuleFileName(NULL, (LPTSTR)module, MAXMODULE);
cout << "\n\nThis function was called from "
<< module
<< endl << endl;
cout << "LetterList(): ";
for(int i=0; i<26; i++)
{
cout << char(97 + i) << " ";
}
cout << endl << endl;
}
Как видите, ничего особенного в коде нет. Приложение, используемое для примера - консольное, так что здесь просто запрограммированы две функции, выводящие текст. Строка
extern "C" __declspec(dllexport)
означает, что функция будет видна вне DLL (т.е. ее можно вызывать из нашей программы).
После компиляции мы получим библиотеку. Теперь посммотрим, как ее можно использовать.
Сначала посмотрим, как использовать DLL вместе с библиотекой импорта (dlltest.lib), которая получается при компиляции предыдущего примера. Этот метод очень прост, так как в таком случае нужно просто включить заголовочный файл библиотеки и саму библиотеку в проект. Пример:
Исходный файл приложения, использующего библиотеку DLL (DLLRUN01.EXE)
extern "C" __declspec(dllexport)
означает, что функция будет видна вне DLL (т.е. ее можно вызывать из нашей программы).
После компиляции мы получим библиотеку. Теперь посммотрим, как ее можно использовать.
Сначала посмотрим, как использовать DLL вместе с библиотекой импорта (dlltest.lib), которая получается при компиляции предыдущего примера. Этот метод очень прост, так как в таком случае нужно просто включить заголовочный файл библиотеки и саму библиотеку в проект. Пример:
Исходный файл приложения, использующего библиотеку DLL (DLLRUN01.EXE)
#include <conio.h>
#include <dlltest.h>
void main()
{
NumberList();
LetterList();
getch();[CENTER]}[/CENTER]
Это будет прекрасно работать, если у вас есть заголовочный файл и библиотека импорта (dlltest.lib) находится в каталоге, прописанном в библиотечных путях.
Перед запуском приложения, убедитесь, что DLL находится в каталоге, прописанном в системной переменной PATH или в том же каталоге, что и исполняемый файл, иначе вы получите сообщение об ошибке.
Однако если 10 программ используют эту DLL, вам нужна всего одна ее копия, лежащая, например, в каталоге Windows\System.
Результаты работы DLLRUN01.EXE
This function was called from C:\DLLTEST\DLLRUN01.EXE
NumberList(): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
This function was called from C:\DLLTEST\DLLRUN01.EXE
LetterList(): a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
Теперь посмотрим, как загрузить DLL "на лету". Это нужно в случае, если не вы разрабатывали эту DLL и у вас нет заголовочного файла и библиотеки импорта.
Исходный файл приложения, использующего библиотеку DLL - консольное приложение Win32 (DLLRUN01.EXE)
#include <windows.h>
#include <iostream.h>
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#define MAXMODULE 50
typedef void (WINAPI*cfunc)();
cfunc NumberList;
cfunc LetterList;
void main()
{
HINSTANCE hLib=LoadLibrary("DLLTEST.DLL");
if(hLib==NULL)
{
cout << "Unable to load library!" << endl;
getch();
return;
}
char mod[MAXMODULE];
GetModuleFileName((HMODULE)hLib, (LPTSTR)mod, MAXMODULE);
cout << "Library loaded: " << mod << endl;
NumberList=(cfunc)GetProcAddress((HMODULE)hLib, "NumberList");
LetterList=(cfunc)GetProcAddress((HMODULE)hLib, "LetterList");
if((NumberList==NULL) || (LetterList==NULL))
{
cout << "Unable to load function(s)." << endl;
FreeLibrary((HMODULE)hLib);
return;
}
NumberList();
LetterList();
FreeLibrary((HMODULE)hLib);
getch();
}
Этот код загружает DLL (если она находится в путях или в текущем каталоге), а затем определяет адреса функций, которые мы будем вызывать.
Конечно, в этом случае пришлось написать намного больше кода, и, соответственно, придется отловить немало ошибок.
Однако такой подход универсальней.
Результаты работы DLLRUN02.EXE
Конечно, в этом случае пришлось написать намного больше кода, и, соответственно, придется отловить немало ошибок.
Однако такой подход универсальней.
Результаты работы DLLRUN02.EXE
[/B][/FONT][/COLOR]Library loaded: C:\DLLTEST\DLLTEST.DLL
This function was called from C:\DLLTEST\DLLRUN02.EXE
NumberList(): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
This function was called from C:\DLLTEST\DLLRUN02.EXE
LetterList(): a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z[COLOR=#ffd700][FONT=Tahoma][B]