Содержание учебной программы курса «История философии »

  • Автор темы Analit
  • 20
  • Обновлено
  • 15, Apr 2023
  • #1
Мифология как общая для всех народов стадия развития духовной жизни общества.

Архаическое общество как социальная основа существования и функционирования мифологического мышления.

Содержание мифов.



Особенности мифологического мышления: 1) синкретизм форм общественного сознания; 2) отсутствие четких граней между естественным и сверхъестественным; 3) образный язык мифа; 4) характерные особенности миропонимания: магия, тотемизм, анимизм; 5) отсутствие каузального объяснения действительности и антропоморфическое объяснение природных процессов; 6) отсутствие верификаций истинности и ее доказательств в мифе.



Функции мифологического мышления.

Мифология и мышление ребенка.

Социокультурные предпосылки кризиса и разложения мифологического мышления: а) разложение первобытного рода; б) расширение практической деятельности человека и возникновение четких граней между сферами естественного и сверхъестественного в человеческом мышлении.

Историческое развитие мифологического мышления.

Принципиальные отличия философского знания от мифологического мышления.

Оживление мифологического мышления в переломные периоды исторического развития человечества при смене исторических смыслов универсалий культуры.

Подверженность современного массового сознания мифологическим стереотипам.

Растущая опасность стереотипов мифологического мышления в современную эпоху.

Особенности исторического развития восточной философии (философия Древней Индии и Древнего Китая)

«Осевое время» и социокультурные предпосылки формирования китайской, индийской и древнегреческой философии: общее и особенности.

Восточная философия как образец философского мышления аграрно-традиционного общества.

Понятие космоцентрического типа мировоззрения и космоцентрической парадигмы социального знания.

Понятие бытия и небытия в Восточной и Западной философии.

Дуализм субъект-объектных отношений в Западной философии и его отсутствие в философии Востока.

Экстравертность западного мышления и интровертность Восточной мысли. Понятие истинности суждения в Западной и Восточной философской мысли. Интуитивизм Восточной философии и рационализм философии Запада.

Теоретичность Запада и практицизм Востока. Активизм Западной и отрешенность Восточной философии. Отличия учений о человеке в Западной и Восточной философской мысли. Преемственность и традиционализм в развитии философии на Востоке и борьба идей в философии Запада.

Основные школы древнеиндийской и древнекитайской философии.

Победа в XIX–XX вв.

западной модели техногенного общества.

Кризис современного техногенного общества и необходимость усвоения наследия Восточной философии: 1) совершенная система психотехники; 2) принципы гармонии между интересом личности и общества; 3) минимизация воздействия человека на окружающую природную среду.

История античной философии

Основные особенности формирования древнегреческой цивилизации.

Древнегреческий полис как социальное основание развития древнегреческой философии.

Натурфилософские ориентации досократической философии.

Основные школы досократического этапа развития античной философии: милетская, элейская, эфеская, италийская.

Атомисты и Анаксагор.

Расцвет афинской полисной демократии и школа софистов.

Сократический поворот в развитии античной философии.

Платон (427–317 гг.

до н.

э.) — родоначальник европейского идеализма.

Учение об идеях.

Учение о познании.

Этика Платона и его социально-политическое учение.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Жизнь и творчество. «Метафизика» Аристотеля. Учение о познании. Взгляды на государство и общество. Этика и эстетика Аристотеля.

Философия Платона и Аристотеля как вершина античной философии.

Кризис классического древнегреческого полиса и основные школы эллинистического этапа развития античной философии: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм.

Кризис античной цивилизации III — V вв. н. э. Античный неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Прокл) и превращение философии в теологию.

Роль достижений античной философии для развития европейской цивилизации.

Основные этапы развития средневековой философии

Возникновение христианства как духовная революция античного общества.

Христианство как синтез восточной религиозной мысли и поздней античной философии.

Роль христианства в духовной жизни средневековой Европы.

Теоцентрический тип мировоззрения и теоцентрическая парадигма социального знания.

Апологетика и патристика II — V вв. как начальный этап формирования и развития средневековой философии. Роль Аврелия Августина в формировании средневековой философии. Схоластическая философия: возникновение и развитие.

Особенности развития средневековой философской мысли в VI — X вв.

Этап высокого средневековья XI — XIII вв.

Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

Философия Фомы Аквинского как высшее достижение средневекового философского мышления.

Метафизика Фомы Аквинского и его учение о познании.

Доказательства бытия Бога.

Кризис средневековой феодальной системы в XIV — XV вв. и кризис схоластической философии.

Новоевропейская философия XVII–XVIII вв.

Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания

Социальные предпосылки и условия формирования новоевропейской философии.

Философия Р.

Декарта и Ф.

Бэкона как создание методологии математического и экспериментального естествознания.

Новоевропейская философия и формирование антропоцентрического типа мировоззрения.

Т.

Гоббс и Б.

Спиноза: формирование естественно-правовой парадигмы социального знания Нового времени.

Кризис великих метафизических систем в конце XVII в.

И.

Ньютон, Д.

Локк, Г.В.

Лейбниц: подведение итогов научной и социальных революций XVII в.

Философия Д.

Локка как идейный источник европейской просветительской мысли.

Отличительные особенности английского, американского и французского Просвещения. Социокультурные условия развития европейской просветительской мысли. Просвещение как проект модернизации европейского общества.

Социальная концепция Ж.-Ж.

Руссо, скептицизм Д.

Юма и критика механицизма Г.В.

Лейбницем как самокритика европейского Просвещения.

Просветительская мысль и социальная и научная революции конца XVIII — первая половина XIX вв.

Философия и национальное самосознание

Национальное и общечеловеческое в развитии философской мысли.

Особенности истории восточнославянских народов и характерные черты становления и развития их философского мышления.

Основные темы русской философии.

Философские воззрения западников и славянофилов.

Демократическая традиция в русской философии.

Новое религиозное сознание начала ХХ века.

Философия русского космизма.

Вклад белорусских мыслителей XVI в. (Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский) в развитии европейской философской мысли. Философия и развитие белорусского национального самосознания: К. Калиновский, М. Богданович, И. Кончевский.

История советской философии: достижения и недостатки. Наследие философской мысли восточнославянских народов и современность.

Заключение: философия на пороге столетий Исторические этапы, характерные черты и глубинные причины кризиса современного техногенного общества.

Развитие позитивистской философии в XX в.: эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Развитие марксистской философии в XX в.: Д. Лукач, А. Грамши, франкфуртская школа.

Фрейдизм и неофрейдизм. Прагматизм и неопрагматизм.

Феноменология и философия экзистенциализма.

Традиционные и нетрадиционные направления в религиозной философии XX века.

Философия постмодернизма как завершение истории философии ХХ века.

Analit


Рег
21 Oct, 2005

Тем
1

Постов
1

Баллов
11
Тем
49554
Комментарии
57426
Опыт
552966

Интересно