- 15, Apr 2023
- #1
Юмор — очень важный элемент игры.
Я убежден, что если вы можете над чем-либо посмеяться, будь то проблема, проект, рецепт приготовления цыплят, способ создания самолетов или взаимоотношения с другим человеком, то вы без труда сумеете взглянуть на это свежим взглядом.
Смех позволяет нам в любой обстановке чувствовать себя легко и свободно.
Вам приятнее общаться с человеком, который только что рассказал анекдот, или с тем, который смертельно серьезен? Какого оратора легче слушать — того, кто говорит о своем предмете сурово и прямолинейно, или того, кто с юмором описывает положение дел?
Если войти в кладовую юмора своего мозга, то найденные там сокровища позволяют нам не только расслабиться, но и повышают творческую активность.
Исследования, посвященные роли юмора в стимулировании творческой активности, подтверждают данный факт.
В таких исследованиях испытуемых делят на две равные группы.
Одна группа людей молча сидит в вестибюле лаборатории в течение получаса до начала испытаний.
Другая проводит время ожидания в помещении, где слушает записанные на магнитофон шутки, рассказываемые известным сатириком, такого, например, рода:
Вопрос: Чему равна глубина океана?
Ответ: Полету одного камня.
.
Вопрос: Что общего между Иоанном Крестителем и Винни-Пухом?
Ответ: У них по два «н» в имени.
Вопрос: Что получится, если соединить крестного отца с юристом? Ответ: Предложение, от которого вы не только не сможете отказаться, но которое даже и не поймете.
После тридцати минут ожидания обе группы выполняют тест на креативность, т.
е.
на творческие способности.
Обычно у той группы, которая слушала шутки, результаты бывают намного лучше.
Юмор снимает напряжение, раскрепощает мышление и создает атмосферу, благоприятную для творчества.
Почему так? Во-первых, юмор раздвигает пределы нашего мышления.
Термин «полет одного камня» обычно соотносится с коротким расстоянием*.
Но если вы бросите камень в воду, он будет лететь до тех пор, пока не достигнет дна, примерно километров десять, смотря где вы его бросите.
Шутка заставляет вас подумать о «полете одного камня» по-новому.
Она служит и упражнением в «ломке стереотипа», что является одним из ключевых моментов творческого мышления и умения «думать несколько иначе».
Если расстояние, на которое улетает камень, может равняться десяти километрам, то кто помешает вам рассматривать разбитую лампочку как нож, пылесос — как музыкальный инструмент, булавку — как игрушку, коробку с пищевой содой как дезодорант для холодильника?
Во-вторых, юмор заставляет вас соединять образы, весьма далекие друг от друга и никак не связанные.
Мало кому придет в голову искать сходство между Иоанном Крестителем и Винни-Пухом.
Первый из них был еврейским пророком, жившим в первом веке, крестившим Иисуса; второй — легкомысленный игрушечный медвежонок, созданный в конце XIX века английским поэтом А.
А.
Милном.
И только ради шутки их можно было объединить друг с другом.
В мире, где можно свести вместе Иоанна Крестителя и Винни-Пуха, что может помешать вам, если захочется, объединить телевизор и средство против блох? Или солнечные очки и молитвенное собрание? Затор на дороге и книжную закладку? Если вы хорошенько подумаете, то обязательно найдете какую-нибудь связь.
Умение мыслить нестандартно тоже входит в понятие креативности.
Древние соединяли мягкое железо с еще более мягким оловом и получали прочную бронзу*.
Подобным образом поступил первый человек, установивший ретранслятор на грузовик и получивший передвижную ретрансляционную станцию.
Неизвестный изобретатель прикрепил парус к доске, в результате чего получился виндсерфинг.
А человек, соединивший кино с самолетом в интересный аттракцион? Я уверен, что вы и сами можете вспомнить множество изобретений, в основе которых лежит необычное сочетание обычных вещей.
В-третьих, юмор позволяет нам относиться ко всему менее серьезно.
В шутке с крестным отцом и юристом под прицелом оказываются и адвокаты, и отцы мафии.
Что делал бы крестный отец, если бы он не мог пугать людей? Какая польза была бы от адвоката, если он не умеет находить и создавать лазейки? Если вы можете из чего угодно «соорудить» шутку, то вы наверняка не чувствуете себя связанным правилами, которые придают законность «чему угодно», и всегда сможете отыскать альтернативу.
Но наша книга — не трактат о пользе юмора (Боже мой! Самые скучные в мире работы — те, которые анализируют чувство юмора).
Главное в том, что между «ха-ха» шутки и «ага!» открытия существует тесная связь.
Если вы используете в обыденной жизни те же приемы мышления, что и в юморе, т.
е.
ломку стереотипов, помещение идеи в какой-либо новый необычный контекст, подчеркивание неоднозначности элементов, сочетание различных понятий, парадоксальные вопросы «а что, если.», пародирование норм и правил, если все подобные приемы вы приложите к решению проблемы, то, вероятнее всего, сумеете подойти к ней с неожиданной стороны, увидеть ее в непривычном ракурсе.
Юмор, возможно, и не решит ваших проблем, но он создаст вам настроение, которое будет способствовать их решению.
Мой собственный опыт проведения семинаров по творческому мышлению свидетельствует о том, что юмор творит чудеса, вызывая небывалый поток идей.
Если в начале занятий мне удается настроить участников семинара на то, чтобы они подходили к решению проблем с юмором, то их ответы бывают более интересными и продуктивными.
Но дело не только в этом.
Слушатели уже без опаски подходят и к решению более серьезных проблем, которые я предлагаю им впоследствии.
Если же в начале обучения я не призову себе на помощь юмор, то люди будут сидеть сложа руки и выносить тривиальные суждения.
Вот мой совет: Отважно двигайтесь вперед и ничего не бойтесь. Прикиньтесь бестолковым и спросите себя, что можно найти в вашем деле забавного или смешного.
Юмор — эффективное средство даже для решения очень трудных проблем.
Как однажды сказал физик Нильс Бор: «Есть вещи настолько серьезные, что вы вынуждены над ними смеяться».
Некоторые люди так прочно повязаны со своими идеями, что возносят их на пьедестал.
Трудно сохранить творческие способности, если ваше «эго» прочно слилось с какой-то одной идеей.
Поэтому сделайте шаг назад, освободитесь от этих пут и вспомните кредо Ларойо:
«Не так важно быть серьезным, как быть серьезным в важных вещах.
Обезьяна постоянно носит такую маску серьезности, которая сделала бы честь любому великому ученому.
Но обезьяна серьезна лишь потому, что ее мучит зуд».
Я убежден, что если вы можете над чем-либо посмеяться, будь то проблема, проект, рецепт приготовления цыплят, способ создания самолетов или взаимоотношения с другим человеком, то вы без труда сумеете взглянуть на это свежим взглядом.
Смех позволяет нам в любой обстановке чувствовать себя легко и свободно.
Вам приятнее общаться с человеком, который только что рассказал анекдот, или с тем, который смертельно серьезен? Какого оратора легче слушать — того, кто говорит о своем предмете сурово и прямолинейно, или того, кто с юмором описывает положение дел?
Если войти в кладовую юмора своего мозга, то найденные там сокровища позволяют нам не только расслабиться, но и повышают творческую активность.
Исследования, посвященные роли юмора в стимулировании творческой активности, подтверждают данный факт.
В таких исследованиях испытуемых делят на две равные группы.
Одна группа людей молча сидит в вестибюле лаборатории в течение получаса до начала испытаний.
Другая проводит время ожидания в помещении, где слушает записанные на магнитофон шутки, рассказываемые известным сатириком, такого, например, рода:
Вопрос: Чему равна глубина океана?
Ответ: Полету одного камня.
.
Вопрос: Что общего между Иоанном Крестителем и Винни-Пухом?
Ответ: У них по два «н» в имени.
Вопрос: Что получится, если соединить крестного отца с юристом? Ответ: Предложение, от которого вы не только не сможете отказаться, но которое даже и не поймете.
После тридцати минут ожидания обе группы выполняют тест на креативность, т.
е.
на творческие способности.
Обычно у той группы, которая слушала шутки, результаты бывают намного лучше.
Юмор снимает напряжение, раскрепощает мышление и создает атмосферу, благоприятную для творчества.
Почему так? Во-первых, юмор раздвигает пределы нашего мышления.
Термин «полет одного камня» обычно соотносится с коротким расстоянием*.
Но если вы бросите камень в воду, он будет лететь до тех пор, пока не достигнет дна, примерно километров десять, смотря где вы его бросите.
Шутка заставляет вас подумать о «полете одного камня» по-новому.
Она служит и упражнением в «ломке стереотипа», что является одним из ключевых моментов творческого мышления и умения «думать несколько иначе».
Если расстояние, на которое улетает камень, может равняться десяти километрам, то кто помешает вам рассматривать разбитую лампочку как нож, пылесос — как музыкальный инструмент, булавку — как игрушку, коробку с пищевой содой как дезодорант для холодильника?
Во-вторых, юмор заставляет вас соединять образы, весьма далекие друг от друга и никак не связанные.
Мало кому придет в голову искать сходство между Иоанном Крестителем и Винни-Пухом.
Первый из них был еврейским пророком, жившим в первом веке, крестившим Иисуса; второй — легкомысленный игрушечный медвежонок, созданный в конце XIX века английским поэтом А.
А.
Милном.
И только ради шутки их можно было объединить друг с другом.
В мире, где можно свести вместе Иоанна Крестителя и Винни-Пуха, что может помешать вам, если захочется, объединить телевизор и средство против блох? Или солнечные очки и молитвенное собрание? Затор на дороге и книжную закладку? Если вы хорошенько подумаете, то обязательно найдете какую-нибудь связь.
Умение мыслить нестандартно тоже входит в понятие креативности.
Древние соединяли мягкое железо с еще более мягким оловом и получали прочную бронзу*.
Подобным образом поступил первый человек, установивший ретранслятор на грузовик и получивший передвижную ретрансляционную станцию.
Неизвестный изобретатель прикрепил парус к доске, в результате чего получился виндсерфинг.
А человек, соединивший кино с самолетом в интересный аттракцион? Я уверен, что вы и сами можете вспомнить множество изобретений, в основе которых лежит необычное сочетание обычных вещей.
В-третьих, юмор позволяет нам относиться ко всему менее серьезно.
В шутке с крестным отцом и юристом под прицелом оказываются и адвокаты, и отцы мафии.
Что делал бы крестный отец, если бы он не мог пугать людей? Какая польза была бы от адвоката, если он не умеет находить и создавать лазейки? Если вы можете из чего угодно «соорудить» шутку, то вы наверняка не чувствуете себя связанным правилами, которые придают законность «чему угодно», и всегда сможете отыскать альтернативу.
Но наша книга — не трактат о пользе юмора (Боже мой! Самые скучные в мире работы — те, которые анализируют чувство юмора).
Главное в том, что между «ха-ха» шутки и «ага!» открытия существует тесная связь.
Если вы используете в обыденной жизни те же приемы мышления, что и в юморе, т.
е.
ломку стереотипов, помещение идеи в какой-либо новый необычный контекст, подчеркивание неоднозначности элементов, сочетание различных понятий, парадоксальные вопросы «а что, если.», пародирование норм и правил, если все подобные приемы вы приложите к решению проблемы, то, вероятнее всего, сумеете подойти к ней с неожиданной стороны, увидеть ее в непривычном ракурсе.
Юмор, возможно, и не решит ваших проблем, но он создаст вам настроение, которое будет способствовать их решению.
Мой собственный опыт проведения семинаров по творческому мышлению свидетельствует о том, что юмор творит чудеса, вызывая небывалый поток идей.
Если в начале занятий мне удается настроить участников семинара на то, чтобы они подходили к решению проблем с юмором, то их ответы бывают более интересными и продуктивными.
Но дело не только в этом.
Слушатели уже без опаски подходят и к решению более серьезных проблем, которые я предлагаю им впоследствии.
Если же в начале обучения я не призову себе на помощь юмор, то люди будут сидеть сложа руки и выносить тривиальные суждения.
Вот мой совет: Отважно двигайтесь вперед и ничего не бойтесь. Прикиньтесь бестолковым и спросите себя, что можно найти в вашем деле забавного или смешного.
Юмор — эффективное средство даже для решения очень трудных проблем.
Как однажды сказал физик Нильс Бор: «Есть вещи настолько серьезные, что вы вынуждены над ними смеяться».
Некоторые люди так прочно повязаны со своими идеями, что возносят их на пьедестал.
Трудно сохранить творческие способности, если ваше «эго» прочно слилось с какой-то одной идеей.
Поэтому сделайте шаг назад, освободитесь от этих пут и вспомните кредо Ларойо:
«Не так важно быть серьезным, как быть серьезным в важных вещах.
Обезьяна постоянно носит такую маску серьезности, которая сделала бы честь любому великому ученому.
Но обезьяна серьезна лишь потому, что ее мучит зуд».