- 15, Apr 2023
- #1
Несколько лет назад Джонни Карсон пошутил в своей телевизионной программе, что в Америке не хватает туалетной бумаги.
Затем он развил свою мысль описанием последствий, вытекающих из такого дефицита.
Его шутка как бы подразумевала, что зрители должны немедленно бежать в магазины и закупать туалетную бумагу про запас, иначе они неизбежно столкнутся с предполагаемыми последствиями.
Весь юмор состоял в том, что нехватки туалетной бумаги не было и в помине, и именно это, по замыслу ведущего, должно было вызвать смех.
Однако через несколько дней дефицит туалетной бумаги действительно появился, ибо люди, подумав, что ее не хватает, бросились в магазины и скупили все имевшиеся там рулоны, что в результате привело к сбою в ее нормальных поставках.
Вот вам пример самоисполняющегося пророчества — феномена, связанного с тем, что человек, уверовав в возможность или нереальность существования чего-либо, действует в соответствии со своим убеждением и своими поступками приводит к осуществлению того, во что он верил.
Как видите, самоисполняющееся пророчество — случай, когда мир мыслей накладывает свой отпечаток на мир реальных вещей.
Мы встречаемся с такими феноменами на всех перекрестках жизни.
Предприниматели хорошо знакомы с самоисполняющимися пророчествами.
Практически именно на них зиждется само понятие деловой конфиденциальности.
Если бизнесмен считает, что рыночная ситуация спокойна (хотя на самом деле все может обстоять с точностью до наоборот), он будет вкладывать деньги в свое предприятие.
Его примеру последуют и другие, и очень скоро наступит полное оздоровление рынка.
Неплохо знакомы с самоисполняющимися пророчествами и педагоги.
Несколько лет назад одной ныо-йоркской учительнице сказали, что ее класс состоит из исключительно одаренных детей, в то время как ученики были самыми обыкновенными ребятами.
В результате учительница превзошла самое себя, развивая способности маленьких «гениев».
Она тщательнее готовилась к урокам, оставалась после занятий, чтобы позаниматься с учениками.
И класс, в свою очередь, положительно отреагировал на ее усилия: в тех же самых тестах, на основании которых детей прежде характеризовали как посредственных, теперь баллы были выше среднего.
Поскольку к детям относились как к одаренным, они и вели себя соответствующим образом.
Нередко подобное наблюдается в торговле.
Несколько лет назад я проводил семинар с торговыми агентами одной крупной фармацевтической фирмы.
До начала занятий у меня была возможность побеседовать с теми, кто попадал в худшие 25% по уровню продаж.
У всех «неудачников» я спрашивал: «Почему вам не удается добиться более высоких показателей в работе?» Отвечали они примерно следующее:
«У нас слишком дорогие товары».
«Мне достался бедный район».
«У меня плохие отношения с руководителем».
«Луна находится в созвездии Стрельца».
В чем была их беда? Коммивояжеры не хотели взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности.
Они тратили время на поиски оправданий, а не на освоение новых приемов работы.
После бесед с «отстающими» я поговорил с теми, кто возглавляет список торговых агентов по объему продаж.
Все они были жизнерадостны, работа приносила им удовольствие, и они добивались поставленных целей.
Я поинтересовался, чем объясняется их успех.
Вот что они сказали:
«Глядя на себя утром в зеркало, я вижу лицо новатора) первопроходца.
Я вижу лицо человека, который отправляется вершить замечательные дела.
Если врач или фельдшер откажутся со мной разговаривать, я буду искать другой способ выполнить намеченное, третий, даже пятый.
Я должен продумать все возможные шаги конкурентов.
Я собираюсь выиграть состязание
Все так и получается — самоисполняющиеся пророчества воплощаются в жизнь.
То же самое явление можно наблюдать и в спорте.
Я заметил, что одно из главных различий между победителями и побежденными в соревнованиях по легкой атлетике состоит в том, что победители видят себя только на верхней ступени пьедестала почета, тогда как побежденные обычно оправдывают свой проигрыш и заранее прощают его себе.
Для примера хочу рассказать о Бобе Хоппере, моем товарище по команде колледжа в штате Огайо в середине 60-х годов.
Боб был чемпионом Национальной студенческой спортивной ассоциации по плаванию.
Он крайне редко проигрывал заплыв кому-либо из соперников.
Однажды в бассейне я спросил у него, почему он так успешно выступает на соревнованиях.
И он ответил:
«Тому есть несколько причин.
Во-первых, у меня хорошо отработана техника.
Во-вторых, я много тренируюсь.
Ни на одной тренировке в своей жизни я не волынил.
В-третьих, я очень забочусь о себе и правильно питаюсь.
Но то же самое делают и мои главные соперники.
Так что ключ к моим победам в том, что перед каждыми соревнованиями я настраиваю себя на то, что “я великолепный“ и “победа будет моей“.
День соревнований я начинаю с того, что мысленно прокручиваю себе такой фильм: я вижу себя входящим в Нататориум*, на трибунах которого сидят три тысячи фанатов.
Я вижу отражающийся в воде свет прожекторов.
Ощущаю запах хлора и чувствую, как у меня в животе начинают “порхать бабочки”.
Потом я вижу себя поднимающимся на стартовую тумбочку.
По бокам от меня стоят мои соперники.
Слышу выстрел и вижу, как я ныряю в воду и делаю первый гребок.
Ощущаю толчок вперед, делаю второй взмах, за ним третий, еще и еще.
Дохожу до стенки, разворачиваюсь и плыву на спине обратно уже с небольшим отрывом.
Отрыв становится все больше и больше по мере того, как я начинаю сильнее и сильнее работать ногами.
Я перехожу на брасс — мой любимый стиль плавания, где я действительно могу показать себя.
Я выигрываю заплыв, переходя на вольный стиль.
Я вижу себя победившим! Подобную пленку я прокручиваю мысленно двадцать-тридцать, а то и сорок раз перед каждыми соревнованиями.
Когда нужно плыть, я просто “вхожу" в свой фильм — и побеждаю». Все эти примеры показывают, что прокручивание в мозгу какой-то конкретной мысли может оказать огромное влияние на мир поступков и действий.
Затем он развил свою мысль описанием последствий, вытекающих из такого дефицита.
Его шутка как бы подразумевала, что зрители должны немедленно бежать в магазины и закупать туалетную бумагу про запас, иначе они неизбежно столкнутся с предполагаемыми последствиями.
Весь юмор состоял в том, что нехватки туалетной бумаги не было и в помине, и именно это, по замыслу ведущего, должно было вызвать смех.
Однако через несколько дней дефицит туалетной бумаги действительно появился, ибо люди, подумав, что ее не хватает, бросились в магазины и скупили все имевшиеся там рулоны, что в результате привело к сбою в ее нормальных поставках.
Вот вам пример самоисполняющегося пророчества — феномена, связанного с тем, что человек, уверовав в возможность или нереальность существования чего-либо, действует в соответствии со своим убеждением и своими поступками приводит к осуществлению того, во что он верил.
Как видите, самоисполняющееся пророчество — случай, когда мир мыслей накладывает свой отпечаток на мир реальных вещей.
Мы встречаемся с такими феноменами на всех перекрестках жизни.
Предприниматели хорошо знакомы с самоисполняющимися пророчествами.
Практически именно на них зиждется само понятие деловой конфиденциальности.
Если бизнесмен считает, что рыночная ситуация спокойна (хотя на самом деле все может обстоять с точностью до наоборот), он будет вкладывать деньги в свое предприятие.
Его примеру последуют и другие, и очень скоро наступит полное оздоровление рынка.
Неплохо знакомы с самоисполняющимися пророчествами и педагоги.
Несколько лет назад одной ныо-йоркской учительнице сказали, что ее класс состоит из исключительно одаренных детей, в то время как ученики были самыми обыкновенными ребятами.
В результате учительница превзошла самое себя, развивая способности маленьких «гениев».
Она тщательнее готовилась к урокам, оставалась после занятий, чтобы позаниматься с учениками.
И класс, в свою очередь, положительно отреагировал на ее усилия: в тех же самых тестах, на основании которых детей прежде характеризовали как посредственных, теперь баллы были выше среднего.
Поскольку к детям относились как к одаренным, они и вели себя соответствующим образом.
Нередко подобное наблюдается в торговле.
Несколько лет назад я проводил семинар с торговыми агентами одной крупной фармацевтической фирмы.
До начала занятий у меня была возможность побеседовать с теми, кто попадал в худшие 25% по уровню продаж.
У всех «неудачников» я спрашивал: «Почему вам не удается добиться более высоких показателей в работе?» Отвечали они примерно следующее:
«У нас слишком дорогие товары».
«Мне достался бедный район».
«У меня плохие отношения с руководителем».
«Луна находится в созвездии Стрельца».
В чем была их беда? Коммивояжеры не хотели взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности.
Они тратили время на поиски оправданий, а не на освоение новых приемов работы.
После бесед с «отстающими» я поговорил с теми, кто возглавляет список торговых агентов по объему продаж.
Все они были жизнерадостны, работа приносила им удовольствие, и они добивались поставленных целей.
Я поинтересовался, чем объясняется их успех.
Вот что они сказали:
«Глядя на себя утром в зеркало, я вижу лицо новатора) первопроходца.
Я вижу лицо человека, который отправляется вершить замечательные дела.
Если врач или фельдшер откажутся со мной разговаривать, я буду искать другой способ выполнить намеченное, третий, даже пятый.
Я должен продумать все возможные шаги конкурентов.
Я собираюсь выиграть состязание
Все так и получается — самоисполняющиеся пророчества воплощаются в жизнь.
То же самое явление можно наблюдать и в спорте.
Я заметил, что одно из главных различий между победителями и побежденными в соревнованиях по легкой атлетике состоит в том, что победители видят себя только на верхней ступени пьедестала почета, тогда как побежденные обычно оправдывают свой проигрыш и заранее прощают его себе.
Для примера хочу рассказать о Бобе Хоппере, моем товарище по команде колледжа в штате Огайо в середине 60-х годов.
Боб был чемпионом Национальной студенческой спортивной ассоциации по плаванию.
Он крайне редко проигрывал заплыв кому-либо из соперников.
Однажды в бассейне я спросил у него, почему он так успешно выступает на соревнованиях.
И он ответил:
«Тому есть несколько причин.
Во-первых, у меня хорошо отработана техника.
Во-вторых, я много тренируюсь.
Ни на одной тренировке в своей жизни я не волынил.
В-третьих, я очень забочусь о себе и правильно питаюсь.
Но то же самое делают и мои главные соперники.
Так что ключ к моим победам в том, что перед каждыми соревнованиями я настраиваю себя на то, что “я великолепный“ и “победа будет моей“.
День соревнований я начинаю с того, что мысленно прокручиваю себе такой фильм: я вижу себя входящим в Нататориум*, на трибунах которого сидят три тысячи фанатов.
Я вижу отражающийся в воде свет прожекторов.
Ощущаю запах хлора и чувствую, как у меня в животе начинают “порхать бабочки”.
Потом я вижу себя поднимающимся на стартовую тумбочку.
По бокам от меня стоят мои соперники.
Слышу выстрел и вижу, как я ныряю в воду и делаю первый гребок.
Ощущаю толчок вперед, делаю второй взмах, за ним третий, еще и еще.
Дохожу до стенки, разворачиваюсь и плыву на спине обратно уже с небольшим отрывом.
Отрыв становится все больше и больше по мере того, как я начинаю сильнее и сильнее работать ногами.
Я перехожу на брасс — мой любимый стиль плавания, где я действительно могу показать себя.
Я выигрываю заплыв, переходя на вольный стиль.
Я вижу себя победившим! Подобную пленку я прокручиваю мысленно двадцать-тридцать, а то и сорок раз перед каждыми соревнованиями.
Когда нужно плыть, я просто “вхожу" в свой фильм — и побеждаю». Все эти примеры показывают, что прокручивание в мозгу какой-то конкретной мысли может оказать огромное влияние на мир поступков и действий.