- 29, Apr 2023
- #1
Однажды один рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный свинцовой печатью.
Это был какой-то странный кувшин - необычной формы, и рыбак почему-то решил, что в нем спрятаны бесценные сокровища.
К тому же ему не везло в этот день с уловом, а кувшин, даже не окажись в нем сокровищ, можно было продать меднику.
На пробке этого небольшого сосуда был начертан символ, неизвестный рыбаку, - печать Соломона, царя и мастера.
А внутри него томился грозный и могущественный джинн.
Сам Соломон заключил его в медную темницу и бросил на дно моря, дабы избавить людей от его козней.
Этот мятежный гений должен был пребывать в заключении до тех пор, пока не появится человек, который сумеет покорить его и возвратить на путь служения человечеству.
Рыбак, конечно, ничего этого не знал.
В его руках находился предмет, который он собирался исследовать и который мог оказаться ему полезным.
Покрытый изумительно тонким узором, кувшин сверкал и переливался на солнце.
"Конечно, в нем таятся редчайшие драгоценности", - заранее радовался рыбак.
Забыв изречение: "Человек может пользоваться только тем, чем он умеет пользоваться", рыбак вытащил пробку и, торопясь увидеть содержимое сосуда, опрокинул его вверх дном и встряхнул.
В кувшине не было ничего.
Он поставил его перед собой на землю и тут вдруг заметил, что из горлышка выползает тонкая струйка дыма.
Вот она стала завиваться, расти и, спустя мгновение, страшным черным столбом взметнулась к небу и превратилась в огромное и ужасное существо, которое гулким громоподобным голосом заревело: "Я - повелитель джиннов, обладатель чудесных сил.
Я восстал против Соломона и по его приказу был заточен в этот сосуд.
А теперь я уничтожу тебя". Рыбак в ужасе повалился на колени.
- Неужели ты убьешь своего избавителя?! - воскликнул он. - Сейчас ты в этом убедишься, - прогремел джинн.
- Я - порождение злого начала, и хотя я несколько тысячелетий томился в этой темнице, моя сущность духа-разрушителя ничуть не изменилась.
Только теперь человек понял, как жестоко он ошибся, понадеявшись извлечь выгоду из неожиданного улова и при этом даже не подумав о том, что за неосторожность можно поплатиться жизнью.
Он уж было совсем приготовился к смерти, но внезапно его взгляд упал на Соломонову печать на пробке, и его осенило.
- Ты никак не мог выйти из этого кувшина, - сказал он джинну, - разве ты можешь поместиться в нем? - Как? - взревело чудовище, - ты не веришь мне, повелителю джиннов?! С этими словами дух снова превратился в тоненькую струйку дыма и исчез в сосуде.
Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко запечатал отверстие и забросил кувшин в море.
Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук первого, закинул свой невод в этом же месте и вытащил тот же самый сосуд.
Он поставил кувшин на песок и уже собирался его откупорить, но остановился в нерешительности, потому что вспомнил совет, который получил от своего отца, а тот от своего, и совет этот гласил: "Человек может использовать только то, что знает, как использовать".
Между тем дух, разбуженный толчками, подал голос из своей медной тюрьмы: "Сын Адама, кто бы ты ни был, распечатай кувшин и освободи меня, я - повелитель джиннов, обладатель чудесных сил". Помня завещанный ему совет, юноша осторожно отнес кувшин в пещеру, а сам отправился на вершину горы к мудрецу.
Он обо всем рассказал мудрому человеку и спросил, как ему поступить.
Мудрец ответил: "Отец дал тебе правильное наставление, и ты сам должен убедиться в его правильности, но прежде тебе необходимо знать, как за это взяться". - Так что же мне делать? - спросил юноша.
- Ты, вероятно, уже знаешь, что бы тебе хотелось сделать? - Единственно чего я хочу, - это освободить джинна и получить от него волшебное знание или много золота и изумрудов, словом, все, что может дать джинн.
- А подумал ли ты, что джинн, оказавшись на свободе, может не дать тебе всего этого или дать, а потом отнять, - ведь у тебя нет средств сохранить его дары, не говоря уже о том, что ты не знаешь, какие опасности подстерегают тебя, когда ты станешь владельцем несметных богатств, ибо "человек может использовать только то, что он знает, как использовать".
- В таком случае, что вы мне посоветуете?
- Придумай, как заставить джинна проявить свои силы.
Испытай его могущество, но прежде найди способ обезопасить себя.
Ищи знание, а не богатство, потому что богатство без знания бесполезно, и в нем причина всех наших несчастий.
Итак, молодой человек отправился обратно к пещере, где он оставил кувшин, по дороге размышляя над словами мудреца.
И, поскольку юноша был живой и сообразительный, он быстро разработал собственный план.
Подняв кувшин, он встряхнул его, и в то же мгновение раздался ужасающий, хотя и заглушенный металлом голос джинна.
- Во имя Соломона могущественного, мир да будет над ним, освободи меня, сын Адама! - Я не верю, что ты тот, за кого себя выдаешь.
Может ли быть, чтобы ты был обладателем столь великого могущества, на которое притязаешь? - Ты не веришь мне?! Разве ты не знаешь, что я не умею лгать? - Я этого не знаю.
- Но как же мне убедить тебя? - Можешь ли ты проявить свои силы сквозь стенки сосуда? - Могу, но с помощью этих сил мне не выбраться на волю.
- Вот и прекрасно.
Тогда сделай так, чтобы я узнал истину о том, о чем я сейчас думаю.
В тот же миг рыбак узнал, откуда произошло изречение, которое он получил по наследству от деда.
Он словно бы перенесся в прошлое и увидел все, что произошло между его дедом и джинном, а также осознал, как передать другим людям способ, которым они могли бы получить от джинна такое же знание.
Еще он понял, что ничего больше он получить от джинна не сможет.
И тогда он поступил так же, как его дед - отнес кувшин с джинном к морю и забросил его подальше.
С тех пор рыбак не возвращался больше к своему прежнему ремеслу и всю свою жизнь разъяснял людям опасность попыток пользоваться тем, чем человек пользоваться не умеет.
Но так как немногим людям попадаются кувшины с джиннами, его последователи, не зная ни одного мудреца, который мог бы предостеречь их в подобных случаях, извратили то, что они называли его "учением" и без конца повторяли историю своего основателя.
Спустя какое-то время память о нем превратилась в религию, и последователи рыбака стали выставлять в богатых храмах, выстроенных специально для этой цели, самые обыкновенные медные сосуды.
Глубоко почитая рыбака, они старались во всем ему подражать.
Кувшин и сейчас, спустя много столетий, по-прежнему остается для этих людей святым символом и сокровенной тайной.
Они пытаются любить друг друга, потому что любят древнего рыбака.
И они собираются по определенным дням, и облачаются в прекрасные одежды, и совершают тщательно разработанный ритуал в месте, где он некогда обосновался и устроил свое скромное жилище.
К святому месту толпами стекаются ревностные почитатели.
Неизвестные им ученики того же мудреца живы по сей день; живы и истинные последователи рыбака.
А на дне моря лежит медный кувшин со спящим джинном.
Эта история в одном из вариантов хорошо знакома читателям арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Здесь она представлена в том виде, в котором ее используют суфии.
Интересно отметить, что "Знание, полученное от джинна", говорят, было источником могущества жившего в средние века в Неаполе чародея Вергилия, а также Герберта, который стал папой Сильвестром II в 999 году.
Это был какой-то странный кувшин - необычной формы, и рыбак почему-то решил, что в нем спрятаны бесценные сокровища.
К тому же ему не везло в этот день с уловом, а кувшин, даже не окажись в нем сокровищ, можно было продать меднику.
На пробке этого небольшого сосуда был начертан символ, неизвестный рыбаку, - печать Соломона, царя и мастера.
А внутри него томился грозный и могущественный джинн.
Сам Соломон заключил его в медную темницу и бросил на дно моря, дабы избавить людей от его козней.
Этот мятежный гений должен был пребывать в заключении до тех пор, пока не появится человек, который сумеет покорить его и возвратить на путь служения человечеству.
Рыбак, конечно, ничего этого не знал.
В его руках находился предмет, который он собирался исследовать и который мог оказаться ему полезным.
Покрытый изумительно тонким узором, кувшин сверкал и переливался на солнце.
"Конечно, в нем таятся редчайшие драгоценности", - заранее радовался рыбак.
Забыв изречение: "Человек может пользоваться только тем, чем он умеет пользоваться", рыбак вытащил пробку и, торопясь увидеть содержимое сосуда, опрокинул его вверх дном и встряхнул.
В кувшине не было ничего.
Он поставил его перед собой на землю и тут вдруг заметил, что из горлышка выползает тонкая струйка дыма.
Вот она стала завиваться, расти и, спустя мгновение, страшным черным столбом взметнулась к небу и превратилась в огромное и ужасное существо, которое гулким громоподобным голосом заревело: "Я - повелитель джиннов, обладатель чудесных сил.
Я восстал против Соломона и по его приказу был заточен в этот сосуд.
А теперь я уничтожу тебя". Рыбак в ужасе повалился на колени.
- Неужели ты убьешь своего избавителя?! - воскликнул он. - Сейчас ты в этом убедишься, - прогремел джинн.
- Я - порождение злого начала, и хотя я несколько тысячелетий томился в этой темнице, моя сущность духа-разрушителя ничуть не изменилась.
Только теперь человек понял, как жестоко он ошибся, понадеявшись извлечь выгоду из неожиданного улова и при этом даже не подумав о том, что за неосторожность можно поплатиться жизнью.
Он уж было совсем приготовился к смерти, но внезапно его взгляд упал на Соломонову печать на пробке, и его осенило.
- Ты никак не мог выйти из этого кувшина, - сказал он джинну, - разве ты можешь поместиться в нем? - Как? - взревело чудовище, - ты не веришь мне, повелителю джиннов?! С этими словами дух снова превратился в тоненькую струйку дыма и исчез в сосуде.
Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко запечатал отверстие и забросил кувшин в море.
Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук первого, закинул свой невод в этом же месте и вытащил тот же самый сосуд.
Он поставил кувшин на песок и уже собирался его откупорить, но остановился в нерешительности, потому что вспомнил совет, который получил от своего отца, а тот от своего, и совет этот гласил: "Человек может использовать только то, что знает, как использовать".
Между тем дух, разбуженный толчками, подал голос из своей медной тюрьмы: "Сын Адама, кто бы ты ни был, распечатай кувшин и освободи меня, я - повелитель джиннов, обладатель чудесных сил". Помня завещанный ему совет, юноша осторожно отнес кувшин в пещеру, а сам отправился на вершину горы к мудрецу.
Он обо всем рассказал мудрому человеку и спросил, как ему поступить.
Мудрец ответил: "Отец дал тебе правильное наставление, и ты сам должен убедиться в его правильности, но прежде тебе необходимо знать, как за это взяться". - Так что же мне делать? - спросил юноша.
- Ты, вероятно, уже знаешь, что бы тебе хотелось сделать? - Единственно чего я хочу, - это освободить джинна и получить от него волшебное знание или много золота и изумрудов, словом, все, что может дать джинн.
- А подумал ли ты, что джинн, оказавшись на свободе, может не дать тебе всего этого или дать, а потом отнять, - ведь у тебя нет средств сохранить его дары, не говоря уже о том, что ты не знаешь, какие опасности подстерегают тебя, когда ты станешь владельцем несметных богатств, ибо "человек может использовать только то, что он знает, как использовать".
- В таком случае, что вы мне посоветуете?
- Придумай, как заставить джинна проявить свои силы.
Испытай его могущество, но прежде найди способ обезопасить себя.
Ищи знание, а не богатство, потому что богатство без знания бесполезно, и в нем причина всех наших несчастий.
Итак, молодой человек отправился обратно к пещере, где он оставил кувшин, по дороге размышляя над словами мудреца.
И, поскольку юноша был живой и сообразительный, он быстро разработал собственный план.
Подняв кувшин, он встряхнул его, и в то же мгновение раздался ужасающий, хотя и заглушенный металлом голос джинна.
- Во имя Соломона могущественного, мир да будет над ним, освободи меня, сын Адама! - Я не верю, что ты тот, за кого себя выдаешь.
Может ли быть, чтобы ты был обладателем столь великого могущества, на которое притязаешь? - Ты не веришь мне?! Разве ты не знаешь, что я не умею лгать? - Я этого не знаю.
- Но как же мне убедить тебя? - Можешь ли ты проявить свои силы сквозь стенки сосуда? - Могу, но с помощью этих сил мне не выбраться на волю.
- Вот и прекрасно.
Тогда сделай так, чтобы я узнал истину о том, о чем я сейчас думаю.
В тот же миг рыбак узнал, откуда произошло изречение, которое он получил по наследству от деда.
Он словно бы перенесся в прошлое и увидел все, что произошло между его дедом и джинном, а также осознал, как передать другим людям способ, которым они могли бы получить от джинна такое же знание.
Еще он понял, что ничего больше он получить от джинна не сможет.
И тогда он поступил так же, как его дед - отнес кувшин с джинном к морю и забросил его подальше.
С тех пор рыбак не возвращался больше к своему прежнему ремеслу и всю свою жизнь разъяснял людям опасность попыток пользоваться тем, чем человек пользоваться не умеет.
Но так как немногим людям попадаются кувшины с джиннами, его последователи, не зная ни одного мудреца, который мог бы предостеречь их в подобных случаях, извратили то, что они называли его "учением" и без конца повторяли историю своего основателя.
Спустя какое-то время память о нем превратилась в религию, и последователи рыбака стали выставлять в богатых храмах, выстроенных специально для этой цели, самые обыкновенные медные сосуды.
Глубоко почитая рыбака, они старались во всем ему подражать.
Кувшин и сейчас, спустя много столетий, по-прежнему остается для этих людей святым символом и сокровенной тайной.
Они пытаются любить друг друга, потому что любят древнего рыбака.
И они собираются по определенным дням, и облачаются в прекрасные одежды, и совершают тщательно разработанный ритуал в месте, где он некогда обосновался и устроил свое скромное жилище.
К святому месту толпами стекаются ревностные почитатели.
Неизвестные им ученики того же мудреца живы по сей день; живы и истинные последователи рыбака.
А на дне моря лежит медный кувшин со спящим джинном.
Эта история в одном из вариантов хорошо знакома читателям арабских сказок "Тысяча и одна ночь". Здесь она представлена в том виде, в котором ее используют суфии.
Интересно отметить, что "Знание, полученное от джинна", говорят, было источником могущества жившего в средние века в Неаполе чародея Вергилия, а также Герберта, который стал папой Сильвестром II в 999 году.