- 29, Apr 2023
- #1
После многолетнего изучения философских доктрин Малик Динар, наконец, почувствовал, что теперь пора ему отправляться на поиски знания.
- Я иду искать Скрытого Учителя, - сказал он сам себе, - который, как говорят, находится в моем совершенном "я". Захватив с собой немного фиников, Малик вышел из дому и отправился в путь.
Вскоре он увидел впереди себя дервиша, устало бредущего по пыльной дороге.
Ускорив шаг, он поравнялся со стариком и некоторое время они шли рядом, не говоря друг другу ни слова.
Первым нарушил молчание дервиш.
- Кто ты и куда направляешься? - спросил он. - Меня зовут Динар, - ответил Малик.
- Я иду искать Скрытого учителя.
- А я - эль-Малик эль-Фатих, и я пойду с тобой, - сказал дервиш.
- Можешь ли ты помочь мне разыскать Учителя? - спросил Динар.
- Могу ли я помочь тебе, можешь ли ты помочь мне? - спросил Фатих в нарочито грубой манере дервишей, как они обычно говорят; затем он продолжал: - Скрытый Учитель, говорят, пребывает в самом человеке; находит его человек или нет, зависит от того, как он применяет свой опыт.
А это есть нечто такое, что только частично может быть передано другому человеку.
Вскоре они подошли к дереву, которое раскачивалось и скрипело.
Дервиш остановился, с минуту помолчал, а затем сказал: "Дерево говорит: что-то причиняет мне боль, остановитесь и избавьте меня от страданий". - Я тороплюсь, - сказал Динар, - и вообще, как может дерево говорить? И они отправились дальше.
Когда они отошли от дерева на несколько миль, дервиш сказал: - Когда мы стояли возле дерева, мне почудился запах меда.
Может быть, в его дупле гнездо диких пчел? - Тогда нам нужно скорее вернуться назад, - воскликнул Динар, - если нам посчастливится найти мед, мы немного оставим себе, а остальное продадим по дороге.
- Пусть будет по-твоему, - ответил дервиш, - и они повернули назад.
Но, возвратившись к дереву, Динар и дервиш увидели, что другие путешественники опередили их и достали из дупла очень много меда.
- Какую нужду мы терпели, - сказали эти люди Динару и Фатиху, - а этого меда хватит, чтобы накормить целый город.
Мы, бедные странники, можем теперь стать купцами; отныне мы ни в чем не будем нуждаться.
Динар и дервиш продолжили свой путь.
Через некоторое время они подошли к огромной муравьиной куче, от которой доносилось приглушенное гудение.
Дервиш прижался ухом к земле, вслушиваясь во что-то, затем поднялся и сказал: - Эти муравьи строят колонию.
Своим гудением они молят о помощи.
Они говорят на муравьином языке: "Помогите нам.
Мы натолкнулись на странную преграду, мешающую нам рыть дальше.
Помогите ее убрать". Ну что, поможем им или тебе некогда? - Брат, нам нет дела до муравьев и их преграды, - сказал Малик.
- Лично я должен искать своего Учителя.
- Как знаешь, - ответил дервиш, - но они еще говорят, что все вещи взаимосвязаны, и этот случай может иметь некоторое отношение к нам.
Но Динар не обратил внимания на замечание старика и устремился вперед.
Вечером, когда они остановились на ночлег, Динар обнаружил, что потерял свой нож.
- Наверное, я обронил его у муравейника, - сказал он. На следующее утро путники повернули в обратный путь.
Ножа они так и не нашли, но, подойдя к муравейнику, увидели несколько людей, в перепачканных одеждах, которые сидели прямо на земле перед грудой золотых монет.
- Это, - объяснили они Динару, - клад.
Мы его только что выкопали.
Мы шли по дороге, как вдруг нас окликнул какой-то старый, совсем дряхлый дервиш.
"Ройте здесь, - сказал он, - и вы найдете то, что для одних преграда, а для других золото". Динар проклинал себя за нетерпение.
- Если бы мы задержались здесь прошлой ночью, о дервиш, ты и я сделались бы богачами, - сетовал он. - Этот дервиш, - сказал вдруг один из счастливцев, показывая на Фатиха, - очень похож на того старца, который остановил нас.
- Все дервиши похожи друг на друга, - ответил Фатих, и они с Динаром пошли дальше.
Спустя несколько дней путники подошли к реке.
Они уселись на берегу, поджидая перевозчика и любуясь живописной местностью.
Вдруг из воды вынырнула огромная рыба и уставилась на них.
- Рыба обращается к нам, - промолвил дервиш.
- Она говорит: "Я проглотила камень.
Выловите меня и дайте мне целебной травы, тогда я его выплюну и не буду больше мучаться.
О, странники, проявите ко мне сострадание!" Тут к берегу пристала лодка с перевозчиком, и нетерпеливый Динар втолкнул в нее Фатиха.
Перебравшись на другой берег, они заплатили лодочнику медную монету и направились на ночлег в чайхану, которую специально для странников построил когда-то на берегу один добрый человек.
Утром, неспеша потягивая чай, Динар и дервиш увидели, как в чайхану вошел знакомый им лодочник.
- Вчерашний вечер оказался для меня счастливым, - объяснил он с порога.
- Странники принесли мне удачу.
Поцеловав руку почтенному дервишу, он попросил его благословения.
- Ты заслужил все это, сын мой, - сказал Фатих.
Лодочник рассказал, что этой ночью он разбогател, и вот как это случилось: с наступлением темноты он, как обычно, хотел закончить работу и отправиться домой, но заметил на другом берегу двух путников и решил задержаться, чтобы перевезти их. Сделал он это не ради денег, ибо увидел, что путники бедно одеты, а ради "бараки", милости, которой удостаиваются те, кто помогает странникам.
И вот когда он, переправив их через реку, стал привязывать лодку к причалу, из воды выбросилась рыба и, забив хвостом по земле, попыталась ухватить ртом листок с прибрежного куста.
Лодочник сорвал листок и положил ей в рот.
Рыба тут же выплюнула камень и плюхнулась в воду.
Камень оказался огромным сверкающим алмазом неисчислимой стоимости.
- Ты сущий дьявол, - воскликнул пораженный Динар, повернувшись к Фатиху.
- Ты заранее знал обо всех трех сокровищах благодаря какому-то внутреннему восприятию, но не сказал об этом мне.
Разве настоящее сотрудничество в этом? И прежде я терпел множество неудач, но без тебя я никогда бы не узнал, что скрывается в дереве, муравейнике и рыбе!
Только он произнес это, как вдруг словно бы могучий порыв ворвался в его душу и Малик Динар осознал, что истина противоположна тому, что он сказал.
Фатих, чье имя означает Победоносный Король, слегка коснулся плеча Динара и улыбнулся.
- Сейчас, брат, - промолвил он, - ты поймешь, что можно учиться через опыт.
Я тот, кто послан тебе Скрытым Учителем.
Когда Малик Динар, наконец, осмелился поднять глаза, он увидел своего учителя, идущего по дороге с небольшой группой путешественников, которые обсуждали трудности предстоящего пути.
Сегодня имя Малика Динара упоминают среди имен наиболее выдающихся дервишей, его называют спутником, образцом, достигшим.
Малик Динар - один из ранних классических мастеров.
Победоносный Король в этой истории олицетворяет "высшую функцию ума", называемую Руми "человеческим духом"; эту функцию человек должен воспитывать в себе, чтобы достичь просветления.
В настоящем варианте сказание принадлежит эмиру аль-Арифину.
- Я иду искать Скрытого Учителя, - сказал он сам себе, - который, как говорят, находится в моем совершенном "я". Захватив с собой немного фиников, Малик вышел из дому и отправился в путь.
Вскоре он увидел впереди себя дервиша, устало бредущего по пыльной дороге.
Ускорив шаг, он поравнялся со стариком и некоторое время они шли рядом, не говоря друг другу ни слова.
Первым нарушил молчание дервиш.
- Кто ты и куда направляешься? - спросил он. - Меня зовут Динар, - ответил Малик.
- Я иду искать Скрытого учителя.
- А я - эль-Малик эль-Фатих, и я пойду с тобой, - сказал дервиш.
- Можешь ли ты помочь мне разыскать Учителя? - спросил Динар.
- Могу ли я помочь тебе, можешь ли ты помочь мне? - спросил Фатих в нарочито грубой манере дервишей, как они обычно говорят; затем он продолжал: - Скрытый Учитель, говорят, пребывает в самом человеке; находит его человек или нет, зависит от того, как он применяет свой опыт.
А это есть нечто такое, что только частично может быть передано другому человеку.
Вскоре они подошли к дереву, которое раскачивалось и скрипело.
Дервиш остановился, с минуту помолчал, а затем сказал: "Дерево говорит: что-то причиняет мне боль, остановитесь и избавьте меня от страданий". - Я тороплюсь, - сказал Динар, - и вообще, как может дерево говорить? И они отправились дальше.
Когда они отошли от дерева на несколько миль, дервиш сказал: - Когда мы стояли возле дерева, мне почудился запах меда.
Может быть, в его дупле гнездо диких пчел? - Тогда нам нужно скорее вернуться назад, - воскликнул Динар, - если нам посчастливится найти мед, мы немного оставим себе, а остальное продадим по дороге.
- Пусть будет по-твоему, - ответил дервиш, - и они повернули назад.
Но, возвратившись к дереву, Динар и дервиш увидели, что другие путешественники опередили их и достали из дупла очень много меда.
- Какую нужду мы терпели, - сказали эти люди Динару и Фатиху, - а этого меда хватит, чтобы накормить целый город.
Мы, бедные странники, можем теперь стать купцами; отныне мы ни в чем не будем нуждаться.
Динар и дервиш продолжили свой путь.
Через некоторое время они подошли к огромной муравьиной куче, от которой доносилось приглушенное гудение.
Дервиш прижался ухом к земле, вслушиваясь во что-то, затем поднялся и сказал: - Эти муравьи строят колонию.
Своим гудением они молят о помощи.
Они говорят на муравьином языке: "Помогите нам.
Мы натолкнулись на странную преграду, мешающую нам рыть дальше.
Помогите ее убрать". Ну что, поможем им или тебе некогда? - Брат, нам нет дела до муравьев и их преграды, - сказал Малик.
- Лично я должен искать своего Учителя.
- Как знаешь, - ответил дервиш, - но они еще говорят, что все вещи взаимосвязаны, и этот случай может иметь некоторое отношение к нам.
Но Динар не обратил внимания на замечание старика и устремился вперед.
Вечером, когда они остановились на ночлег, Динар обнаружил, что потерял свой нож.
- Наверное, я обронил его у муравейника, - сказал он. На следующее утро путники повернули в обратный путь.
Ножа они так и не нашли, но, подойдя к муравейнику, увидели несколько людей, в перепачканных одеждах, которые сидели прямо на земле перед грудой золотых монет.
- Это, - объяснили они Динару, - клад.
Мы его только что выкопали.
Мы шли по дороге, как вдруг нас окликнул какой-то старый, совсем дряхлый дервиш.
"Ройте здесь, - сказал он, - и вы найдете то, что для одних преграда, а для других золото". Динар проклинал себя за нетерпение.
- Если бы мы задержались здесь прошлой ночью, о дервиш, ты и я сделались бы богачами, - сетовал он. - Этот дервиш, - сказал вдруг один из счастливцев, показывая на Фатиха, - очень похож на того старца, который остановил нас.
- Все дервиши похожи друг на друга, - ответил Фатих, и они с Динаром пошли дальше.
Спустя несколько дней путники подошли к реке.
Они уселись на берегу, поджидая перевозчика и любуясь живописной местностью.
Вдруг из воды вынырнула огромная рыба и уставилась на них.
- Рыба обращается к нам, - промолвил дервиш.
- Она говорит: "Я проглотила камень.
Выловите меня и дайте мне целебной травы, тогда я его выплюну и не буду больше мучаться.
О, странники, проявите ко мне сострадание!" Тут к берегу пристала лодка с перевозчиком, и нетерпеливый Динар втолкнул в нее Фатиха.
Перебравшись на другой берег, они заплатили лодочнику медную монету и направились на ночлег в чайхану, которую специально для странников построил когда-то на берегу один добрый человек.
Утром, неспеша потягивая чай, Динар и дервиш увидели, как в чайхану вошел знакомый им лодочник.
- Вчерашний вечер оказался для меня счастливым, - объяснил он с порога.
- Странники принесли мне удачу.
Поцеловав руку почтенному дервишу, он попросил его благословения.
- Ты заслужил все это, сын мой, - сказал Фатих.
Лодочник рассказал, что этой ночью он разбогател, и вот как это случилось: с наступлением темноты он, как обычно, хотел закончить работу и отправиться домой, но заметил на другом берегу двух путников и решил задержаться, чтобы перевезти их. Сделал он это не ради денег, ибо увидел, что путники бедно одеты, а ради "бараки", милости, которой удостаиваются те, кто помогает странникам.
И вот когда он, переправив их через реку, стал привязывать лодку к причалу, из воды выбросилась рыба и, забив хвостом по земле, попыталась ухватить ртом листок с прибрежного куста.
Лодочник сорвал листок и положил ей в рот.
Рыба тут же выплюнула камень и плюхнулась в воду.
Камень оказался огромным сверкающим алмазом неисчислимой стоимости.
- Ты сущий дьявол, - воскликнул пораженный Динар, повернувшись к Фатиху.
- Ты заранее знал обо всех трех сокровищах благодаря какому-то внутреннему восприятию, но не сказал об этом мне.
Разве настоящее сотрудничество в этом? И прежде я терпел множество неудач, но без тебя я никогда бы не узнал, что скрывается в дереве, муравейнике и рыбе!
Только он произнес это, как вдруг словно бы могучий порыв ворвался в его душу и Малик Динар осознал, что истина противоположна тому, что он сказал.
Фатих, чье имя означает Победоносный Король, слегка коснулся плеча Динара и улыбнулся.
- Сейчас, брат, - промолвил он, - ты поймешь, что можно учиться через опыт.
Я тот, кто послан тебе Скрытым Учителем.
Когда Малик Динар, наконец, осмелился поднять глаза, он увидел своего учителя, идущего по дороге с небольшой группой путешественников, которые обсуждали трудности предстоящего пути.
Сегодня имя Малика Динара упоминают среди имен наиболее выдающихся дервишей, его называют спутником, образцом, достигшим.
Малик Динар - один из ранних классических мастеров.
Победоносный Король в этой истории олицетворяет "высшую функцию ума", называемую Руми "человеческим духом"; эту функцию человек должен воспитывать в себе, чтобы достичь просветления.
В настоящем варианте сказание принадлежит эмиру аль-Арифину.