- 15, Apr 2023
- #1
Итак, как же нам подобрать ключи к интеллектуальным замкам? Давайте обратимся к следующей истории: Педагог, специализирующийся на развитии творческого мышления, пригласил одного из своих учеников к себе домой на чашку чая.
Сначала они просто беседовали, а потом пришло время чаепития и учитель стал наливать чай в чашку ученику.
Но даже после того, как она наполнилась, он продолжал лить и лить.
Чашка переполнилась, и чай потек на пол.
Озадаченно смотревший на действия старшего ученик наконец сказал: «Учитель, пора остановиться: чай переливается через край, он не помещается в чашке».
И тогда педагог ответил: «Очень ценное замечание.
То же самое справедливо и в отношении тебя.
Если ты хочешь воспринять мои уроки, то сначала должен освободить для них место в своем мозгу».
Мораль: Нам необходимо уметь отрешиться от того, что мы уже знаем.
В примерах, которые мы разбирали выше, можно было увидеть: Гутенберг «забыл» о том, что винный пресс предназначен только для винограда (вот он, «правильный ответ»); Хоппер не считала, что упаковочная тесемка не «относится» к области сверхскоростных вычислений; Гайдн не думал о том, что приравнять музыку и трудовые конфликты — весьма «дурацкая» идея; Пикассо нарушил «правило», согласно которому велосипедное сиденье предназначено только для того, чтобы на нем сидеть.
Если мы не способны забыть на время то, что знаем, наш мозг оказывается забит готовыми ответами, не оставляющими нам возможности задать вопрос, который уведет нас с проторенной дорожки в новые дали.
Поскольку все установки, вследствие которых наш интеллект оказался заблокирован психологическими замками (или, как их еще называют, блоками), были когда-то нами усвоены в процессе обучения, для того чтобы открыть запоры, нам нужно на время «разучиться», то есть временно забыть о давно сложившихся стереотипах, тем самым освободив свой интеллектуальный «сосуд» для новых знаний.
На первый взгляд, воспользоваться такой отмычкой вроде бы несложно, но применить ее на деле бывает очень и очень трудно.
Зачастую замки оказываются настолько прочно встроенными в нашу систему мышления и поведения, что мы перестаем осознавать, что они просто управляют нами.
Оковы стали привычными.
А опасность любой привычки в том и состоит, что человек превращается в ее пленника, в узника собственных знаний и предрассудков.
Чем чаще вы делаете что-то так, а не иначе, будь то приготовление еды или руководство проектом, тем труднее вам согласиться попробовать «новый рецепт».
Вы оказываетесь в плену стереотипов, сковывающих ваше мышление и восприятие.
Поэтому, чтобы подобрать нужную отмычку и открыть заклинивший замок, нам частенько не обойтись без посторонней помощи.
Обратимся еще раз к нашему педагогу по развитию творческого мышления:
На другом уроке учитель и ученик обсуждали какую-то проблему.
Несмотря на продолжительную беседу, ученик, казалось, никак не мог понять, что хочет сказать педагог.
В конце концов учитель поднимает палку и бьет ею «несмышленыша» по голове.
И вдруг ученик начинает осознавать ситуацию и «думать несколько иначе».
Мораль: Иногда не хватает как раз такого удара, чтобы выбить у нас из головы те допущения и предположения, которые заставляют нас думать «все так же».
Сначала они просто беседовали, а потом пришло время чаепития и учитель стал наливать чай в чашку ученику.
Но даже после того, как она наполнилась, он продолжал лить и лить.
Чашка переполнилась, и чай потек на пол.
Озадаченно смотревший на действия старшего ученик наконец сказал: «Учитель, пора остановиться: чай переливается через край, он не помещается в чашке».
И тогда педагог ответил: «Очень ценное замечание.
То же самое справедливо и в отношении тебя.
Если ты хочешь воспринять мои уроки, то сначала должен освободить для них место в своем мозгу».
Мораль: Нам необходимо уметь отрешиться от того, что мы уже знаем.
В примерах, которые мы разбирали выше, можно было увидеть: Гутенберг «забыл» о том, что винный пресс предназначен только для винограда (вот он, «правильный ответ»); Хоппер не считала, что упаковочная тесемка не «относится» к области сверхскоростных вычислений; Гайдн не думал о том, что приравнять музыку и трудовые конфликты — весьма «дурацкая» идея; Пикассо нарушил «правило», согласно которому велосипедное сиденье предназначено только для того, чтобы на нем сидеть.
Если мы не способны забыть на время то, что знаем, наш мозг оказывается забит готовыми ответами, не оставляющими нам возможности задать вопрос, который уведет нас с проторенной дорожки в новые дали.
Поскольку все установки, вследствие которых наш интеллект оказался заблокирован психологическими замками (или, как их еще называют, блоками), были когда-то нами усвоены в процессе обучения, для того чтобы открыть запоры, нам нужно на время «разучиться», то есть временно забыть о давно сложившихся стереотипах, тем самым освободив свой интеллектуальный «сосуд» для новых знаний.
На первый взгляд, воспользоваться такой отмычкой вроде бы несложно, но применить ее на деле бывает очень и очень трудно.
Зачастую замки оказываются настолько прочно встроенными в нашу систему мышления и поведения, что мы перестаем осознавать, что они просто управляют нами.
Оковы стали привычными.
А опасность любой привычки в том и состоит, что человек превращается в ее пленника, в узника собственных знаний и предрассудков.
Чем чаще вы делаете что-то так, а не иначе, будь то приготовление еды или руководство проектом, тем труднее вам согласиться попробовать «новый рецепт».
Вы оказываетесь в плену стереотипов, сковывающих ваше мышление и восприятие.
Поэтому, чтобы подобрать нужную отмычку и открыть заклинивший замок, нам частенько не обойтись без посторонней помощи.
Обратимся еще раз к нашему педагогу по развитию творческого мышления:
На другом уроке учитель и ученик обсуждали какую-то проблему.
Несмотря на продолжительную беседу, ученик, казалось, никак не мог понять, что хочет сказать педагог.
В конце концов учитель поднимает палку и бьет ею «несмышленыша» по голове.
И вдруг ученик начинает осознавать ситуацию и «думать несколько иначе».
Мораль: Иногда не хватает как раз такого удара, чтобы выбить у нас из головы те допущения и предположения, которые заставляют нас думать «все так же».