- 15, Apr 2023
- #1
В жизни ребенка присутствует множество семейных ситуаций, когда общение взрослых с ним и между собой несет в себе либо здоровье и радость, либо боль и страдание.
Если страдание достигает невыносимого уровня, когда психическую боль невозможно терпеть, ребенок может прибегать к разным способам психологической защиты, тем самым заглушая боль.
Но когда эти способы психологической защиты перестают срабатывать, возникает патология.
Итальянский психолог, профессор Г.Барлетта выделяет ряд семейных ситуаций, которые могут привести к детской патологии. Среди них наиболее типичная — недостаток аффективного тепла.
Аффективное тепло — ласка, нежность, внимание, прикосновение к ребенку, добрые слова и т.д.
Недостаток родительского тепла в отношениях с ребенком часто не воспринимается всерьез.
Аргумент прост: все нормальные родители любят своих детей.
Вопрос, однако, заключается в другом — в способности родителей выразить свои чувства через слово, действие, взгляд.
Для ребенка очень важна эта родительская способность.
Дети вообще нуждаются в позитивных чувствах по отношению к себе.
Зачастую это тепло выражается в том, как родители говорят со своим ребенком, с какими интонациями, как могут его утешить, успокоить, если он страдает. Это тепло выражается и в том, каким видят родители своего ребенка и в каких выражениях о нем высказываются.
Например, осторожные, тактичные замечания и критические оценки неизбежны при воспитании ребенка, и они вряд ли свидетельствуют о недостатке тепла по отношению к нему.
Но иногда тотальная критика может быть убийственной.
Негативная оценка, постоянно присутствующая в отношениях с ребенком, закрывает ему все пути к развитию, к построению своей психики.
Присутствие только критики свидетельствует о том, что ребенок живет в дефиците аффективного тепла.
Если страдание достигает невыносимого уровня, когда психическую боль невозможно терпеть, ребенок может прибегать к разным способам психологической защиты, тем самым заглушая боль.
Но когда эти способы психологической защиты перестают срабатывать, возникает патология.
Итальянский психолог, профессор Г.Барлетта выделяет ряд семейных ситуаций, которые могут привести к детской патологии. Среди них наиболее типичная — недостаток аффективного тепла.
Аффективное тепло — ласка, нежность, внимание, прикосновение к ребенку, добрые слова и т.д.
Недостаток родительского тепла в отношениях с ребенком часто не воспринимается всерьез.
Аргумент прост: все нормальные родители любят своих детей.
Вопрос, однако, заключается в другом — в способности родителей выразить свои чувства через слово, действие, взгляд.
Для ребенка очень важна эта родительская способность.
Дети вообще нуждаются в позитивных чувствах по отношению к себе.
Зачастую это тепло выражается в том, как родители говорят со своим ребенком, с какими интонациями, как могут его утешить, успокоить, если он страдает. Это тепло выражается и в том, каким видят родители своего ребенка и в каких выражениях о нем высказываются.
Например, осторожные, тактичные замечания и критические оценки неизбежны при воспитании ребенка, и они вряд ли свидетельствуют о недостатке тепла по отношению к нему.
Но иногда тотальная критика может быть убийственной.
Негативная оценка, постоянно присутствующая в отношениях с ребенком, закрывает ему все пути к развитию, к построению своей психики.
Присутствие только критики свидетельствует о том, что ребенок живет в дефиците аффективного тепла.