- 15, Apr 2023
- #1
Чувства просветления, восстановления гармонии с миром, возникающие в результате воздействия произведений искусства на человека, называются катарсисом.
Понятие катарсиса встречалось у мыслителей Античности задолго до Аристотеля, но в европейскую культурную традицию это понятие вошло именно благодаря обсуждению трактатов великого мыслителя античности "Политика" и "Поэтика".
Катарсисом Аристотель считал очищение аффектов через страх и сострадание трагическому действию, ибо о катарсисе он говорил применительно к трагедии, а также к инструментальной музыке и песнопениям.
Очищение катарсисом Аристотель понимал как состояние духа, поднимающегося выше самой души с присущими ей силами и особенностями и оттуда, "сверху", в просветленном состоянии созерцавшего смысл идей, их взаимоотношений, смысл трагедии.
При этом очищение не есть чисто эстетическая удовлетворенность, оно возникает, только когда трагедия или музыка затрагивают самые основы бытия.
Интересно, что в греческом театре наиболее страшное событие всегда происходило за сценой и передавалось криками ужаса и соответствующей музыкой.
Понятие катарсиса разрабатывал в своих трудах и древнегреческий философ Платон, понимавший его как очищение души от всего чувственного и телесного, от того, что заслоняет красоту вечных, самотождественных, прекрасных идей.
Понятие катарсиса, перешедшее в эстетику Нового времени, воспринималось учеными ка этическое и основанное на удовольствии состояние.
Катарсис связан с самой сущностью.
И как бы ни трансформировалось эстетическое восприятие в будущем, по мере развития новых видов искусства, можно уверенно сказать, что катарсис будет существовать столь же долго, сколь и само искусство.
Понятие катарсиса встречалось у мыслителей Античности задолго до Аристотеля, но в европейскую культурную традицию это понятие вошло именно благодаря обсуждению трактатов великого мыслителя античности "Политика" и "Поэтика".
Катарсисом Аристотель считал очищение аффектов через страх и сострадание трагическому действию, ибо о катарсисе он говорил применительно к трагедии, а также к инструментальной музыке и песнопениям.
Очищение катарсисом Аристотель понимал как состояние духа, поднимающегося выше самой души с присущими ей силами и особенностями и оттуда, "сверху", в просветленном состоянии созерцавшего смысл идей, их взаимоотношений, смысл трагедии.
При этом очищение не есть чисто эстетическая удовлетворенность, оно возникает, только когда трагедия или музыка затрагивают самые основы бытия.
Интересно, что в греческом театре наиболее страшное событие всегда происходило за сценой и передавалось криками ужаса и соответствующей музыкой.
Понятие катарсиса разрабатывал в своих трудах и древнегреческий философ Платон, понимавший его как очищение души от всего чувственного и телесного, от того, что заслоняет красоту вечных, самотождественных, прекрасных идей.
Понятие катарсиса, перешедшее в эстетику Нового времени, воспринималось учеными ка этическое и основанное на удовольствии состояние.
Катарсис связан с самой сущностью.
И как бы ни трансформировалось эстетическое восприятие в будущем, по мере развития новых видов искусства, можно уверенно сказать, что катарсис будет существовать столь же долго, сколь и само искусство.