- 19, Feb 2015
- #1
Наш сегодняшний собеседник Артём ЖУБРИН, руководитель макетной мастерской MAKFORM из Новосибирска, любезно согласился поделиться с порталом Equipnet секретами своего бизнеса.
– Артём, расскажите для начала в двух словах, что собой представляет ваша мастерская и для чего людям макеты?
– Если коротко, то макетная мастерская – это мини-фабрика, где проходит весь цикл создания макета – уменьшенной копии, как правило, архитектурного объекта.
Цикл производства такой: чертежи, раскрой, покраска, сборка и всякая косметика вроде подсветки и антуража.
Для чего людям нужны макеты, и кто наши основные клиенты? В подавляющем большинстве, наши услуги востребованы в сегменте b2b, обращаются застройщики, девелоперы, реже – архитектурные бюро, в общем, те, кто тесно связан со стройкой и ищет эффективный способ презентации своего объекта.
Макет – это лучшее решение, когда объекта строительства ещё нет в реальности, и вы не можете привести туда человека и сказать: «Вот, смотри». – А разве 3D-визуализация ещё не вытеснила макеты? – Услуги визуализации мы тоже предоставляем, но есть некоторые тонкости.
Неправильно противопоставлять эти технологии, они, скорее, помощники друг другу.
3D – это замечательно, это быстрее и, как правило, дешевле макета, но у картинки есть один существенный минус.
Хотя она и называется трёхмерной, воспринимает её человек всё равно с плоскости – со страницы журнала или баннера, например.
Объект на картинке нельзя обойти вокруг, нельзя посмотреть на него с разного ракурса, в конце концов, нельзя потрогать.
Вы можете возразить, что тут поможет много картинок или видео, но это только полумера.
Я по образованию архитектор и не раз сталкивался с клиентами, которые не понимают хоть как красиво и реалистично сделанную картинку – ну, нет у них пространственного мышления.
И тут помогают макеты, собранные быстро, буквально на коленке – из коробочек, пластилина, даже салфеток.
– Теперь можно подробнее, какими были ваши первые шаги, и что понадобилось на старте, какие трудности были?
– Я, повторюсь, практикующий архитектор, и многие вещи мне были понятны изначально, что называется в силу профессии.
Но оглядываясь назад, понимаю, что такую мастерскую при правильном подходе может открыть по большому счёту любой человек. Мы с другом и партнёром мыслили макетную мастерскую сразу как коммерческую структуру, работающую за хорошие деньги, максимально качественно и с «большими» клиентами.
Поэтому вопреки советам модных книг о стартапах: «сначала заказы, а потом регистрация фирмы, офис и прочее», мы сделали по старинке: регистрация, офис, исполнители.
Конечно, мы параллельно искали клиентов, но совет всем, кто решит открыть мастерскую: без наличия ООО, счёта и прочих атрибутов компании серьёзные заказчики даже не будут с вами разговаривать.
Оно конечно идеологически более верно, сначала найти клиента, а потом искать исполнителя, но тут есть подвох: ты кого-то нашёл, а тебе говорят: мол, вот деньги, срок три недели, выставка горит, делай! – а ты, если не архитектор и не можешь сам, начинаешь искать исполнителей, а время идёт. Так дело не пойдёт…
– Ну, тут пока ничего специфического, а конкретнее – об исполнителях, первых заказчиках? Какое оборудование потребовалось приобретать?
– К этому и веду.
Если вы решите открыть макетную мастерскую, ваши лучшие друзья – архитекторы, а ваши первые работники – это студенты-архитекторы или недавние выпускники.
Даже если у вас очень маленький город, и там нет учебного заведения, где готовят архитекторов, то наверняка есть колледж, где преподают черчение.
Идёте туда и ищете несколько человек, владеющих чертёжными программами и при этом с «прямыми» руками – это важнее и этому сложнее научить.
Когда у вас появились люди, начинайте отрабатывать технологию. Как я уже говорил, начинается всё с построения трёхмерной модели макета и последующей его раскладки на плоскости для раскроя.
Советую минимизировать ручной труд, так как невозможно вручную сделать, скажем, двадцать одинаковых деталей, да и это долго.
Тут мы подходим к оборудованию.
Потребуется что-то, что произведёт раскрой листового материала – пластика или оргстекла.
Фреза или лазер небольшого формата.
Такое оборудование стоит недёшево, а качественное – тем более, поэтому начать можно с аутсорса этого процесса.
Тут помогут рекламщики и те, кто занимается сувенирами, у них почти всегда есть лазерный станок.
У тех же рекламщиков можно купить листовой материал, советую ПВХ и полистирол, но не китайский. Раскрой стоит тоже не мало, но на старте это дешевле покупки своего станка.
Когда у вас есть детали, по большому счёту остаётся два этапа – покраска и сборка.
Последовательность индивидуальна для каждого макета.
На старте для покраски советую использовать краску для граффити в баллонах, лучше MTN hardcore ещё ничего не придумали – большая палитра и приятно пахнет.
Кстати, про запах и покраску есть небольшое отступление: при выборе помещения для мастерской, вам не подойдёт новенький офис в центре города, т. к. ваши соседи наверняка не будут рады запаху краски, а вот угол в какой-нибудь фабрике или бывшем заводе – самое то, там и дешевле.
Клей нужно подбирать для каждого конкретного материала, на нём экономить крайне не советую, используйте дорогой 3M или аналог. – А про особенности работы с клиентами что можете рассказать? – Основные клиенты, как я уже говорил – люди и организации, связанные со строительством.
Так же это могут быть какие-то производства, заводы, музеи, риэлторы.
Нам, опять-таки в силу образования и сферы деятельности, первых клиентов искать долго не пришлось, достаточно было зайти в список контактов телефона.
Для всех остальных могу посоветовать посещать тематические выставки, ярмарки новостроек и подобные мероприятия. Предупрежу, что получить первый заказ довольно сложно – вам нечего показать в портфолио, у вас нет отзывов и рекомендаций.
Как тут быть? Есть, как минимум, два пути: сделать что-то для себя, например какой-то знаковый городской объект, и второй путь – предложить клиенту сделать первый макет бесплатно.
Конечно, это потребует личных вложений в материалы и зарплату сотрудникам, но через это нужно пройти.
Я себе слабо представляю заказчика, который отдаст вам деньги, не видя ваших возможностей и слушая только обещания сделать хорошо и в срок. О работе с клиентом могу сказать одну главную вещь.
У любого клиента есть два главных страха: что вы сделаете плохо и не сделаете вовремя, тем самым сорвав какое-то его мероприятие.
Тут, конечно, нужно отдавать себе отчёт и не браться за заказ, если не уверены в своих силах.
Если вы сказали, что сделаете через три недели, значит, разбейтесь в лепёшку, не спите ночами, но выполните обещание.
Разговоры про непредсказуемость творческих натур оставьте при себе – это бизнес, тут это никому не интересно.
И здесь не пройдёт абстрактное «у нас индивидуальный подход и хорошее качество», всем нужны гарантии сроков с ответственностью деньгами и гарантии обслуживания макета, т. к. что-то может сломаться не по вашей вине, а искать клей и запчасти клиент не должен.
–И что, часто вам приходится не спать или сидеть до поздней ночи, чтобы успеть за сроками?
– Не знаю, как у других, но у нас это редкость, я стараюсь назначать реалистичные сроки, когда обсуждаю детали договора с клиентом.
Такое бывает в случаях, когда клиент приходит слишком поздно, т. е. у него намечена презентация объекта, а до неё осталось три недели, а ещё чертежей нет и архитектор уехал.
Вот в таких случаях приходится прилагать сверхусилия.
Например, когда мы делали самый большой макет в городе – технопарк, времени было чуть больше месяца, совсем мизер, учитывая сложность и размеры макета.
Когда я понял, что все привлечённые восемь человек могут не успеть, сам сел за чертежи, сборку и покраску, и не спал последние две ночи подряд, но результат того стоил.
– Что можете рассказать о конкуренции на этом рынке, рекламе, маркетинге?
– Конкуренция довольна слабая, но чем крупнее город, тем она больше.
У нас, в Новосибирске, есть ещё две-три мастерских, которые могут сделать макеты примерно на том же уровне, но никто не даёт таких гарантий как мы. Один из наших самых крупных клиентов перешёл к нам от конкурентов как раз из-за их систематического невыполнения сроков.
На рекламу мы пока не потратили ни рубля.
По моему глубокому убеждению, лучший маркетинг – «сарафанный». Предвосхищая ваши вопросы о финансовой стороне дела, скажу: на старт нам понадобилось около 400 тысяч рублей.
Они ушли на косметический ремонт арендуемого помещения, мебель, пару компьютеров, покрасочное оборудование, ручной инструмент, расходные материалы и запас заработной платы на два месяца.
Вышли в плюс мы примерно через полгода.
В заключение дам несколько советов начинающим:
1. Давайте гарантии и отвечайте за свои слова.
2. Отработайте технологию и следуйте ей, экспериментируйте отдельно от рабочего процесса.
3. На начальном этапе в качестве чертёжных программ подойдут бесплатные SketchUp и nanoCAD.
4. Используйте только качественные материалы, например, японские и немецкие.
5. Антураж, деревья, машинки и т. п. покупайте лучше немецкого производства, а не делайте самостоятельно.
Это дорого, но несравнимо качественнее. 6. Уделяйте особенное внимание деталям, мелочам и тем местам которые «всё равно никто не увидит». 7. Наймите себе хорошего и аккуратного электрика для подсветки макетов.
Это дорого, но см. предыдущий пункт.
8. Никогда не используйте бумагу и всё, что может намокнуть в макете, – рано или поздно на него что-нибудь прольют.
9. Любопытные дети – главные враги макета, используйте защитные колпаки для макетов.
10. Архитекторы – ваши главные друзья, они всегда могут поделиться контактами гипотетических клиентов.
– Артём, расскажите для начала в двух словах, что собой представляет ваша мастерская и для чего людям макеты?
– Если коротко, то макетная мастерская – это мини-фабрика, где проходит весь цикл создания макета – уменьшенной копии, как правило, архитектурного объекта.
Цикл производства такой: чертежи, раскрой, покраска, сборка и всякая косметика вроде подсветки и антуража.
Для чего людям нужны макеты, и кто наши основные клиенты? В подавляющем большинстве, наши услуги востребованы в сегменте b2b, обращаются застройщики, девелоперы, реже – архитектурные бюро, в общем, те, кто тесно связан со стройкой и ищет эффективный способ презентации своего объекта.
Макет – это лучшее решение, когда объекта строительства ещё нет в реальности, и вы не можете привести туда человека и сказать: «Вот, смотри». – А разве 3D-визуализация ещё не вытеснила макеты? – Услуги визуализации мы тоже предоставляем, но есть некоторые тонкости.
Неправильно противопоставлять эти технологии, они, скорее, помощники друг другу.
3D – это замечательно, это быстрее и, как правило, дешевле макета, но у картинки есть один существенный минус.
Хотя она и называется трёхмерной, воспринимает её человек всё равно с плоскости – со страницы журнала или баннера, например.
Объект на картинке нельзя обойти вокруг, нельзя посмотреть на него с разного ракурса, в конце концов, нельзя потрогать.
Вы можете возразить, что тут поможет много картинок или видео, но это только полумера.
Я по образованию архитектор и не раз сталкивался с клиентами, которые не понимают хоть как красиво и реалистично сделанную картинку – ну, нет у них пространственного мышления.
И тут помогают макеты, собранные быстро, буквально на коленке – из коробочек, пластилина, даже салфеток.
– Теперь можно подробнее, какими были ваши первые шаги, и что понадобилось на старте, какие трудности были?
– Я, повторюсь, практикующий архитектор, и многие вещи мне были понятны изначально, что называется в силу профессии.
Но оглядываясь назад, понимаю, что такую мастерскую при правильном подходе может открыть по большому счёту любой человек. Мы с другом и партнёром мыслили макетную мастерскую сразу как коммерческую структуру, работающую за хорошие деньги, максимально качественно и с «большими» клиентами.
Поэтому вопреки советам модных книг о стартапах: «сначала заказы, а потом регистрация фирмы, офис и прочее», мы сделали по старинке: регистрация, офис, исполнители.
Конечно, мы параллельно искали клиентов, но совет всем, кто решит открыть мастерскую: без наличия ООО, счёта и прочих атрибутов компании серьёзные заказчики даже не будут с вами разговаривать.
Оно конечно идеологически более верно, сначала найти клиента, а потом искать исполнителя, но тут есть подвох: ты кого-то нашёл, а тебе говорят: мол, вот деньги, срок три недели, выставка горит, делай! – а ты, если не архитектор и не можешь сам, начинаешь искать исполнителей, а время идёт. Так дело не пойдёт…
– Ну, тут пока ничего специфического, а конкретнее – об исполнителях, первых заказчиках? Какое оборудование потребовалось приобретать?
– К этому и веду.
Если вы решите открыть макетную мастерскую, ваши лучшие друзья – архитекторы, а ваши первые работники – это студенты-архитекторы или недавние выпускники.
Даже если у вас очень маленький город, и там нет учебного заведения, где готовят архитекторов, то наверняка есть колледж, где преподают черчение.
Идёте туда и ищете несколько человек, владеющих чертёжными программами и при этом с «прямыми» руками – это важнее и этому сложнее научить.
Когда у вас появились люди, начинайте отрабатывать технологию. Как я уже говорил, начинается всё с построения трёхмерной модели макета и последующей его раскладки на плоскости для раскроя.
Советую минимизировать ручной труд, так как невозможно вручную сделать, скажем, двадцать одинаковых деталей, да и это долго.
Тут мы подходим к оборудованию.
Потребуется что-то, что произведёт раскрой листового материала – пластика или оргстекла.
Фреза или лазер небольшого формата.
Такое оборудование стоит недёшево, а качественное – тем более, поэтому начать можно с аутсорса этого процесса.
Тут помогут рекламщики и те, кто занимается сувенирами, у них почти всегда есть лазерный станок.
У тех же рекламщиков можно купить листовой материал, советую ПВХ и полистирол, но не китайский. Раскрой стоит тоже не мало, но на старте это дешевле покупки своего станка.
Когда у вас есть детали, по большому счёту остаётся два этапа – покраска и сборка.
Последовательность индивидуальна для каждого макета.
На старте для покраски советую использовать краску для граффити в баллонах, лучше MTN hardcore ещё ничего не придумали – большая палитра и приятно пахнет.
Кстати, про запах и покраску есть небольшое отступление: при выборе помещения для мастерской, вам не подойдёт новенький офис в центре города, т. к. ваши соседи наверняка не будут рады запаху краски, а вот угол в какой-нибудь фабрике или бывшем заводе – самое то, там и дешевле.
Клей нужно подбирать для каждого конкретного материала, на нём экономить крайне не советую, используйте дорогой 3M или аналог. – А про особенности работы с клиентами что можете рассказать? – Основные клиенты, как я уже говорил – люди и организации, связанные со строительством.
Так же это могут быть какие-то производства, заводы, музеи, риэлторы.
Нам, опять-таки в силу образования и сферы деятельности, первых клиентов искать долго не пришлось, достаточно было зайти в список контактов телефона.
Для всех остальных могу посоветовать посещать тематические выставки, ярмарки новостроек и подобные мероприятия. Предупрежу, что получить первый заказ довольно сложно – вам нечего показать в портфолио, у вас нет отзывов и рекомендаций.
Как тут быть? Есть, как минимум, два пути: сделать что-то для себя, например какой-то знаковый городской объект, и второй путь – предложить клиенту сделать первый макет бесплатно.
Конечно, это потребует личных вложений в материалы и зарплату сотрудникам, но через это нужно пройти.
Я себе слабо представляю заказчика, который отдаст вам деньги, не видя ваших возможностей и слушая только обещания сделать хорошо и в срок. О работе с клиентом могу сказать одну главную вещь.
У любого клиента есть два главных страха: что вы сделаете плохо и не сделаете вовремя, тем самым сорвав какое-то его мероприятие.
Тут, конечно, нужно отдавать себе отчёт и не браться за заказ, если не уверены в своих силах.
Если вы сказали, что сделаете через три недели, значит, разбейтесь в лепёшку, не спите ночами, но выполните обещание.
Разговоры про непредсказуемость творческих натур оставьте при себе – это бизнес, тут это никому не интересно.
И здесь не пройдёт абстрактное «у нас индивидуальный подход и хорошее качество», всем нужны гарантии сроков с ответственностью деньгами и гарантии обслуживания макета, т. к. что-то может сломаться не по вашей вине, а искать клей и запчасти клиент не должен.
–И что, часто вам приходится не спать или сидеть до поздней ночи, чтобы успеть за сроками?
– Не знаю, как у других, но у нас это редкость, я стараюсь назначать реалистичные сроки, когда обсуждаю детали договора с клиентом.
Такое бывает в случаях, когда клиент приходит слишком поздно, т. е. у него намечена презентация объекта, а до неё осталось три недели, а ещё чертежей нет и архитектор уехал.
Вот в таких случаях приходится прилагать сверхусилия.
Например, когда мы делали самый большой макет в городе – технопарк, времени было чуть больше месяца, совсем мизер, учитывая сложность и размеры макета.
Когда я понял, что все привлечённые восемь человек могут не успеть, сам сел за чертежи, сборку и покраску, и не спал последние две ночи подряд, но результат того стоил.
– Что можете рассказать о конкуренции на этом рынке, рекламе, маркетинге?
– Конкуренция довольна слабая, но чем крупнее город, тем она больше.
У нас, в Новосибирске, есть ещё две-три мастерских, которые могут сделать макеты примерно на том же уровне, но никто не даёт таких гарантий как мы. Один из наших самых крупных клиентов перешёл к нам от конкурентов как раз из-за их систематического невыполнения сроков.
На рекламу мы пока не потратили ни рубля.
По моему глубокому убеждению, лучший маркетинг – «сарафанный». Предвосхищая ваши вопросы о финансовой стороне дела, скажу: на старт нам понадобилось около 400 тысяч рублей.
Они ушли на косметический ремонт арендуемого помещения, мебель, пару компьютеров, покрасочное оборудование, ручной инструмент, расходные материалы и запас заработной платы на два месяца.
Вышли в плюс мы примерно через полгода.
В заключение дам несколько советов начинающим:
1. Давайте гарантии и отвечайте за свои слова.
2. Отработайте технологию и следуйте ей, экспериментируйте отдельно от рабочего процесса.
3. На начальном этапе в качестве чертёжных программ подойдут бесплатные SketchUp и nanoCAD.
4. Используйте только качественные материалы, например, японские и немецкие.
5. Антураж, деревья, машинки и т. п. покупайте лучше немецкого производства, а не делайте самостоятельно.
Это дорого, но несравнимо качественнее. 6. Уделяйте особенное внимание деталям, мелочам и тем местам которые «всё равно никто не увидит». 7. Наймите себе хорошего и аккуратного электрика для подсветки макетов.
Это дорого, но см. предыдущий пункт.
8. Никогда не используйте бумагу и всё, что может намокнуть в макете, – рано или поздно на него что-нибудь прольют.
9. Любопытные дети – главные враги макета, используйте защитные колпаки для макетов.
10. Архитекторы – ваши главные друзья, они всегда могут поделиться контактами гипотетических клиентов.