- 17, Mar 2015
- #1
Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах.
Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе; другая древняя святыня - могила святого апостола Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея.
Распространение христианской веры на горах Кавказа связано с именем святой равноапостольной Нины, жившей в IV веке.
Под влиянием святой Нины, воздвигшей в стране множество храмов в память великомученика Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем
ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери.
После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них.
Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди.
Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме.
На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.
Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии.
В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение.
Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий.
Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп.
Варфоломея и Фаддея. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям.
К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап.
Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.
Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию.
Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи.
С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство.
Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином.
Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон.
Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку.
В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября). Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России.
В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена.
Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа.
За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука.
В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке.
Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности.
Все это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии.
В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви.
17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами.
Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат. С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.
Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в Мцхетском соборе; другая древняя святыня - могила святого апостола Симона Кананита, ученика и спутника апостола Андрея.
Распространение христианской веры на горах Кавказа связано с именем святой равноапостольной Нины, жившей в IV веке.
Под влиянием святой Нины, воздвигшей в стране множество храмов в память великомученика Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным покровителем
ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери.
После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них.
Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди.
Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме.
На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы.
Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии.
В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение.
Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий.
Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп.
Варфоломея и Фаддея. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям.
К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап.
Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.
Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию.
Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи.
С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство.
Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином.
Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон.
Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку.
В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября). Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России.
В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена.
Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа.
За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука.
В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке.
Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности.
Все это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии.
В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви.
17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами.
Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат. С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.