Золотой Век Мини-Дисков

В честь успешного окончания учебного года родители дарят тебе новинку: портативный проигрыватель мини-дисков и дюжину дисков к нему.

Это шикарная, компактная вещь с отличным звуком и мощным басом.

Кассеты убираются в шкаф, вы копируете компакт-диски с домашней деки и записываете части программ с радио.

Осенью вы демонстрируете свое устройство одноклассникам, а с двумя другими счастливчиками обмениваетесь дисками, за обедом копируете музыку с одного минидиска на другой.

У вас в кармане лежит парочка любимых альбомов, купленных в магазине, а на других носителях у вас постоянно меняющиеся коллекции: вы можете бесконечно перезаписывать минидиски.

О старых музыкальных любимцах, которые стерты навсегда, не жалеешь, зачем сожалеть о прошлом, если впереди столько всего интересного? Музыка и портативное устройство для ее воспроизведения – это одновременно и средство самовыражения, и предмет гордости.



Золотой век мини-дисков

В школьные годы у меня не было ничего подобного; Я обходился кассетным плеером, а таких «устаревших» для середины девяностых аппаратов среди моих одноклассников было не так уж и много.

Музыку они слушали не в дороге, а дома, и почти у каждого там всегда был какой-нибудь двухкассетный плеер.

Минидиск в дикой природе я видел только один раз, в 1998 году, и не у наших сверстников, а у американцев.

Вот уже три года я заново открываю для себя этот устаревший звуковой носитель.

Я изучил его от и до, узнал о нем все и теперь просто коллекционирую устройства из любви к старой электронике.

Я уже рассказывал о наборе мини-дисков для состоятельного меломана пожилого возраста.

Сегодня мы поговорим строго о портативном устройстве.

И я выбрал лучший период в развитии минидиска – когда формат был актуален и относительно доступен, а музыка на компьютере еще не получила широкого распространения.

Золотой период, продлившийся всего пару лет. Предыдущие статьи о минидиске:

  • Минидиск в естественной среде обитания
  • Минидиск в эпоху iPod
  • Sony MZ-1 или история прототипа, пошедшего в серию
  • Домашний минидиск и баллада о гробах
  • Диски, минидиски, CD-TEXT и ретро-радости
  • Sony MZ-RH1 — новейший рекордер минидисков
Веду дневник коллекционера старого железа в Телеграмме .



Sony MZ-R3 и выполнение обещаний

Первый рекордер минидисков увидел свет в конце 1992 года, и он был, мягко говоря, далек от идеала.

Размеры большие, время автономной работы смешное, около часа.

Это был скорее прототип, который выпустили в продажу, не желая давать преимущество формату Цифровая компакт-кассета Компания Филипс.

Sony MZ-1 не выполнил обещаний, данных самим производителем: компактное устройство с возможностью записи и воспроизведения цифрового звука, по размерам ничем не отличающееся от портативной кассеты.

В конце 1993 года они выпустили по-настоящему портативный Сони МЗ-Р2 , но с ограниченными возможностями записи и по-прежнему невысоким временем автономной работы (2,5 часа).

Первый по-настоящему пригодный для использования портативный рекордер Sony MZ-R3 был выпущен в 1995 году.



Золотой век мини-дисков

Сравните с первенцем, моделью 1992 года:

Золотой век мини-дисков

И с кассетным плеером 1994 года:

Золотой век мини-дисков

Это не совсем корректное сравнение: минидисковое устройство имеет возможность записи, а кассетное — всего лишь проигрыватель.

В режиме воспроизведения MZ-R3 проработал 4,5 часа от двух батареек АА и до восьми часов, если добавить внешний фирменный аккумулятор.

Я разобрал этот диктофон и внутри было заметно, что технология цифрового портативного записывающего устройства для тех лет была еще сложной: несколько плат, куча кабелей.

Уместить все это в компактный корпус оказалось непросто.



Золотой век мини-дисков



Sony MZ-R30 и снижение цены



Золотой век мини-дисков

Так называемый «золотой век минидисков» начался в конце 1996 года с выходом рекордера Sony MZ-R30. Sony наконец определилась с дизайном на ближайшие пару лет, а главное снизила цены.

Если MZ-R3 стоил 650 долларов (1150 современных, совсем не молодежная цена), то R30 продавался уже за 400. MZ-R30 и выпущенный позже почти идентичный Sony MZ-R35 являются одними из самых распространенных устройств.

на вторичном рынке в настоящее время.

Именно тогда относительно многие люди решили купить дорогое портативное устройство, привлеченные возможностью неоднократно перезаписывать музыку и приобретать брендовые релизы.



Золотой век мини-дисков

Это очень надежные аппаратные средства, в стальном корпусе, которые по большей части до сих пор хорошо работают. В MZ-R30 используется фирменный аккумулятор, но он основан на стандартном литий-ионном элементе 18650 и до сих пор доступен, так как помимо минидиска использовался в некоторых фото- и видеокамерах Sony. Заряда хватает на 8 часов воспроизведения, а в сочетании с внешним чехлом на две батарейки АА — на 15 часов.

В комплекте был проводной пульт дистанционного управления, но с одним дурацким изобретением Sony. В середине девяностых компания попыталась представить фирменный разъем для наушников, коаксиальный (все контактные площадки на одной оси) и, естественно, совместимый только с наушниками Sony.

Золотой век мини-дисков

При этом разъем на самом плеере нормальный.

Для подавляющего большинства потребителей это не было проблемой — они по-прежнему использовали стандартные наушники.



Sharp MD-MS702: икона стиля

Я купил этот плеер в свою коллекцию по трем причинам: чтобы разбить толпу плееров Sony, из-за его шикарного дизайна, а также потому, что это именно то, что я видел у своих одноклассников в техасской школе в 1998 году.

Sharp MS702 вышел в сентябре.

1997 года, в двух вариантах – с более скромным дизайном и с характерным спортивным видом, а-ля часы Casio G-Shock.

Золотой век мини-дисков

Это первый плеер, в котором кнопки управления размещены прямо над механизмом набора номера, что делает его немного компактнее.

При этом он все же достаточно крупный, с необычным механизмом заряжания – щелевым, как в первом Sony MZ-1, но без электропривода.

Диск легко вставляется одним щелчком и извлекается с помощью механического выступа, расположенного сбоку.



Золотой век мини-дисков

Самый редкий экземпляр в моей коллекции с живым фирменным аккумулятором тех лет. Эти плееры не дожили до наших дней в больших количествах из-за не очень надежного лазерного диода.

И на примере MS702 вы можете представить, как бы я использовал записывающее устройство для мини-дисков в девяностых, если бы оно у меня было.

Для этого желательно добавить в устройство не менее десятка носителей:

Золотой век мини-дисков

Ладно, скорее всего магнитола была куплена взамен кассетной аппаратуры.

Оцифровываем кассеты без проблем: соединяем плеер и рекордер кабелем, переписываем их, расставляем по пути маркеры треков и вводим названия:

Золотой век мини-дисков

Хотите записать что-нибудь с радио? Подключите диктофон к магнитоле и напишите.

Длинную радиопередачу можно записать в монорежиме, тогда на диск поместится не 80 минут, а 160. Друг в школе поделился новым треком? Вы переписываете его прямо на перемене, прямо со своего плеера.

Наконец, если вы найдете столь же богатого друга с мини-диском, вы можете скопировать музыку с одного мини-диска на другой:

Золотой век мини-дисков

Здесь появляются дополнительные возможности и ограничения.

Вы можете выполнить цифровую запись на мини-диск (через оптический цифровой кабель) только один раз.

Через аналоговое соединение вы можете копировать столько раз, сколько захотите.

Вот тут-то и приходит на помощь одна уникальная особенность Sharp MS702. Допустим, вы копируете минидиск с устройства одноклассника.

После успешного копирования вы можете вставить оригинальный диск и перенести с него все названия треков! Для этого достаточно, чтобы количество дорожек на источнике и копии совпадало.

Минидиск портативный в 1997-1998 годах был универсальным и невероятно удобным устройством для обмена музыкой, в эпоху, когда аудио на компьютере было еще мало кому доступно.

Наконец, при необходимости вы всегда можете подключить к диктофону микрофон и записать либо лекции, либо дневник наблюдений за природой.



Золотой век мини-дисков



Sony MZ-R50: эталонный портативный компьютер

Еще один выдающийся плеер 1997 года, многие считают его лучшим устройством для этой среды.

Sony MZ-R50 поступила в продажу в октябре 1997 года.

По сравнению с предшественником MZ-R30 габариты рекордера уменьшились на треть.

Аудиобуфер увеличен в четыре раза — до 16 мегабит или 40 секунд. Минидисковые устройства и раньше не сильно страдали от тряски, но теперь заставить оптический привод выйти из строя при чтении стало очень сложно.



Золотой век мини-дисков

Впервые появляется полноценная панель управления с экраном и подсветкой.

Фирменный аккумулятор позволяет слушать музыку в течение 7 часов.

В сочетании с двумя батарейками АА – до 22 часов.

К сожалению, аккумуляторов для этой модели (тоньше R30) больше нет в наличии.



Золотой век мини-дисков

На фото выше я показываю еще один сценарий пиратства при копировании портативной музыки для очень богатых людей.

Берем портативный CD-плеер с оптическим цифровым выходом, в данном случае Sony Discman D-321 1992 года выпуска.

Не забудьте отключить антишок на дискмане, оптический выход у него не работает. Подключаемся кабелем, вставляем минидиск и включаем запись.

Содержимое компакт-диска переносится на минидиск со всеми маркерами дорожек на своих местах и в цифровом качестве (если не учитывать сжатие с потерями).

Остается только ввести имена вручную, если хотите.

Позже, в 1999-2000 годах, некоторые модели рекордеров минидисков также могли передавать теги, если компакт-диск был записан с функцией CD-Text.

Sony MZ-E11 и баллада о мегабасе

Собирая минидисковые устройства, желательно не забывать о пустых проигрывателях, без возможности записи.

Они обычно более компактны, чем рекордеры, и если у вас есть стационарная дека для минидисков, нет необходимости записывать их на ходу.

Довольно часто со скидкой продавались комплекты из деки для домашнего использования и плеера для прослушивания в дороге.

Прелесть этого древнего формата в том, что производитель экспериментировал практически с каждым устройством.

Видите ли, эти ретро-гаджеты все разные! Трудно остановиться.



Золотой век мини-дисков

Например, в MZ-E11 используется оригинальный механизм загрузки и извлечения дисков, аналогичный механизму рекордера Sharp. Я уверен, что это была очень модная вещь в 1998 году.



Золотой век мини-дисков

Плеер продавался как с пультом, так и без него – здесь он, честно говоря, не требуется.

Все необходимые кнопки удобно расположены на торце.

На примере этого плеера хотелось бы рассказать о таком явлении, как Mega Bass. Это то, что Sony назвала системой усиления басов; у других производителей были другие названия, но они всегда присутствовали.

Mega Bass усиливает низкие частоты и в целом исправляет недостатки наушников тех лет. Типичными портативными наушниками девяностых годов были вкладыши, закрывавшие ушной канал, но не вставлявшиеся в него.



Золотой век мини-дисков

Или полуоткрытые накладные наушники.

Оба варианта в принципе не обеспечивают достаточной изоляции, что приводит к неизбежным трудностям, особенно при передаче низких частот. Мегабас в девяностые годы был не модой «зажигать», а скорее суровой необходимостью.

В кассетных плеерах Mega Bass полностью поднимает как низкие, так и высокие частоты, одновременно решая проблему нехватки таковых на кассете.

Прирост динамичен и зависит от громкости – на малой громкости он максимальный, на большой почти отсутствует. В современных наушниках усиление низких частот, по-видимому, не является необходимым, хотя иногда оно может сделать звук «более интересным» или даже научно предпочтительным, по словам Кривая Хармана .

Итак, у MZ-E11 есть одна особенность: басы по умолчанию усилены.

Увы, так было сделано во многих минидисковых устройствах, особенно ближе к концу жизни формата.

Два уровня усиления добавляют их еще больше, что звучит… ну, странно.

Я называю звуковые вариации этого проигрывателя: «гудение», «удар» и «аннигиляция».



Aiwa AM-F70: громко и странно

Еще один не Sony минидиск 1998 года.

У компании Aiwa непростая судьба: когда-то она была известна своими качественными и недорогими кассетными деками, но в восьмидесятые годы выпустила крутую портативную кассету.

К концу девяностых бизнес стал менее успешным, и компания со временем была поглощена той же Sony. AM-F70 — рекордер собственной разработки, и он, мягко говоря, необычный.



Золотой век мини-дисков

Плеер довольно крупный, дископриемник открывается вбок, а кнопки щедро разбросаны по корпусу.

Но колесо используется для самой очевидной функции — регулировки громкости во время воспроизведения.

В плеерах Sony Jog Dial и его вариации переключают треки, пункты меню, буквы, что угодно, но не регулируют громкость.



Золотой век мини-дисков

Большой проводной пульт, но у него экран с несколькими строками.

Плеер работает до 10 часов от фирменного аккумулятора — по размеру практически идентичен имеющимся в продаже аккумуляторам от КПК Sony Clie SJ. Если аккумулятор разрядился, можно подключить внешний блок питания размером с плеер на трех батарейках типа ААА.

Это очень неудобно: батарейный отсек не закреплен, а болтается на проводке; носить такую конструкцию в кармане будет непросто.

Почему они это сделали? Плеер не экономит электроэнергию, в том числе обеспечивая относительно высокую выходную мощность для наушников – 10 милливатт (32 Ом).

Плеер легко прокачивает наушники, с чем Sony R50 не справляется.

Правда звучит немного грязно и искаженно.



Золотой век мини-дисков

Уникальная особенность магнитолы Aiwa в том, что это один из трёх известных мне плееров с подсветкой дисплея на корпусе, а не только на пульте.



Sony MZ-R55: светлое будущее



Золотой век мини-дисков

Закончу статью фотографией плеера Sony MZ-R55, использованного в популярном видеоролике.

Фристайлер Группа Бомфанк МС.

Это октябрь 1998 года, и этот игрок представляет другое поколение игроков.

По длине и ширине он уже мало чем отличается от самого минидиска.

В последующие годы новые модели станут тоньше, но общий внешний стиль сохранится.

Этот плеер уже считается не таким надежным, как его предшественник MZ-R50; в одной из неисправностей, например, упоминается как «произвольная запись при нажатии на крышку».

На этой модели заканчивается золотой век минидисков.

Не потому, что это плохой регистратор.

Просто девяностые подходят к концу и наступают новые времена.

Цены на заготовки CD-R/RW падают до небес; проще носить с собой портативный компакт-диск, чем возиться с минидисками.

Появляется распространение MP3-файлов, сначала просто через Интернет, а затем с использованием файлообменных сетей.

В 1998 году появились первые MP3-плееры на базе компакт-дисков с флэш-памятью.

Устройство для записи звука в реальном времени без компьютера становится необязательным.

1998 год также ознаменовался максимальными инвестициями в рекламу на мини-дисках.

В сочетании с набором выдающихся устройств, излечивших почти все детские болезни формата, мы получаем эпоху, в которой на короткое время минидиск имел хоть какой-то смысл.

Однако остается слишком дорогим для большинства людей.

Надеюсь, вам понравилось смотреть на эти ретро-устройства.

В следующий раз расскажу о выдающихся железках 2000-х, последнего десятилетия минидиска.

Теги: #Звук #Старое железо #минидиск #сумасшедшее коллекционирование #много железа

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.