Ван Чун

Ван Чжунжэнь (27 - ок. 97-107), китайский философ-энциклопедист, с радикально натуралистической и рационально-критической позиции осмысливший основные достижения предшествующей философской мысли разных направлений. Родился в 27 году в уезде Шанъюй области Куайцзи (Гуйцзи, совр. провинция Чжэцзян) в незнатной и бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тайсюэ) в Лояне и у Бань Бяо (отца Бань Гу, 32-92). Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете.

Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна - Лунь хэн (Взвешивание рассуждений) - построено на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих философских взглядов.

Основное значение Ван Чуна в истории китайской философии состоит не столько в создании оригинального учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемического антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирическим данным обыденной жизни и естественных наук (особенно астрономии и медицины).

В традиционных классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к конфуцианству, обычно относят к «эклектикам», или «энциклопедистам» (цза цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние даосизма (трактовка миропорядка - «небесного дао» в категориях спонтанной «естественности» - цзы жань и «недеяния» - у вэй) и инь-ян цзя (универсальный дуализм сил инь ян в духе воззрений, представленных в Чжоу и).

?тико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного общества и государства, регулирующего «[индивидуальную] природу» - син и чувства людей с помощью этико-ритуальной «благопристойности» - ли и «музыки»-юэ) и легизма (признание законов - фа в качестве необходимого дополнения к «благопристойности» и отказ от принципа абсолютного приоритета «древности» - гу перед современностью).

Непосредственными предшественниками Ван Чуна, на идеи которых он опирался, были Ян Сюн (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) и Хуань Тань (1 в. н.э.), а главными объектами критики – школа Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) и оракуло-апокрифические сочинения (чэнь вэй).

В полемике с их телеологической концепцией волевой деятельности Неба (тянь) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов Ван Чун утверждал идею вневолевой спонтанности естественного порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеческого существования чисто природными факторами.

Судьбу он трактовал как врожденно «предопределенную» (мин) неизбежность, отделяя от нее понятие этического воздаяния (счастьем за добро и несчастьем за зло).

Небо в онтологическом плане Ван Чун определял как бестелесное скопление газообразной «пневмы» (ци), а в космологическом плане – как «тело (ти), не являющееся пневмой» (в духовном смысле), что соответствовало астрономическим представлениям о «крышкообразном небе» (гай тянь), представлявшемся твердой полусферой.

Единство мира, по Ван Чуну, обусловлено универсальной динамичной субстанцией – «изначальной пневмой» (юань ци), которая представляет собой «эссенциальную (цзин) утонченность Неба и Земли» и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью ее чистоты и густоты. Жизнь и психика, по Ван Чуну, присущи эссенциальному состоянию самой «пневмы».

?та концепция в наиболее развитой форме выражает представления и конфуцианцев (Мэн-цзы), и даосов (Чжуан-цзы) об универсальном характере «пневмы». Использованная Ван Чуном для опровержения религиозных представлений о духах и достижении бессмертия аналогия между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лед и таянием воды стала популярной в китайской философии (особенно в неоконфуцианстве начиная с Чжан Цзая, 1020-1078).

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2011-07-23 05:15:35
Баллов опыта: 552966
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.