Sony PSP — хороший коллекционный артефакт. Уже довольно древний, но вполне доступный и недорогой.
Существуют разные версии самой консоли, а также множество аксессуаров, которые еще можно найти в упаковке новыми.
Красивый дизайн, много функций, много возможностей для модификаций.
Для многих PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине 2000-х, когда консоль поступила в продажу, я пользовался обычными карманными компьютерами.
Это также совершенно беспроблемное ретро.
Именно на PSP Sony впервые разработала методы цифрового распространения игр.
Как и на других древних устройствах, Интернет (и магазин Sony) на PSP со временем перестал работать.
А вот оригинальный метод офлайн-раздачи на дисках живёт хорошо.
И это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была предпринята одна из последних попыток продвинуть в массы еще один фирменный оптический носитель.
Неудачно, конечно, но пользоваться легко: получаете игры или фильмы на UMD-дисках, вставляете, работает! Не нужно копаться в битых ссылках и веб-архивах.
PSP хороша как во взломанном виде, так и в нормально легитимном.
Есть одна проблема: я не особо большой любитель игр.
Поэтому данный обзор посвящен больше аппаратному обеспечению, что, наверное, не очень правильно.
Однако у меня также был план игры: играть в самые продаваемые игры для PSP, игры из вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories на аутентичном оборудовании.
Делюсь запоздалыми впечатлениями.
Веду дневник коллекционера старого железа в Телеграмме .
Playstation Portable была выпущена в самый подходящий для этого момент: когда технологии уже достаточно развились для создания мощной портативной консоли, но еще не было смартфонов, казуальных игр, быстрого Интернета и прочих явлений второго десятилетия двадцать первого.
век.
PSP задала параметры портативных игр, которые до сих пор используются в таких устройствах, как Nintendo Switch и недавно анонсированная консоль Steam Deck, а также во многих китайских портативных компьютерах с джойстиками.
Тогдашний конкурент PSP, Nintendo DS, хоть и был более удачным с точки зрения деталей, но имел свой уникальный дизайн с двумя экранами, не сохранившийся до наших дней.
Говоря о смартфонах, нельзя не вспомнить странного конкурента PSP, Nokia N-Gage:
Это была комбинация не очень удобного смартфона и довольно странной игровой консоли с вертикальным экраном, которая вообще не имела успеха по сравнению со своими основными конкурентами — Sony PSP, Nintendo Game Boy Advance SP и DS. Из всех конкурентов у PSP было самое мощное оборудование, полностью кастомизированное, как это было принято в те времена.
Два процессора с архитектурой MIPS32 с частотой до 333 МГц (против 67 МГц у основного ARM-процессора в Nintendo DS), 32 мегабайта памяти на старте продаж.
Игры включали в себя обширные мультимедийные и сетевые возможности — воспроизведение видео с аппаратным декодированием, музыкальный проигрыватель, интернет по Wi-Fi со встроенным браузером.
Даже в стоковом виде это было не только игровое устройство и уж тем более с софтом Homebrew. PSP поступила в продажу в Японии в конце 2004 года, в США и Европе весной и осенью 2005 года соответственно.
Ближайший аналог PSP из моей коллекции устройств — КПК.
iPad hx4700 , также выпущенный в 2004 году, — гораздо более мощная и дорогая вещь, но с общими мотивами: Wi-Fi, мультимедийные возможности, большой экран.
На старте продаж такой КПК стоил 600 долларов, а PSP продавалась за 250. Экономика игровой консоли позволяла установить гораздо более привлекательную цену на «железо», в надежде окупить затраты на относительно дорогую игры.
Я покупаю свою первую PSP, как обычно, вовремя.
Осенью 2020 года я приезжаю в родной город, немного скучаю без своей обширной коллекции артефактов и решаю добавить к ней что-нибудь легкое, чтобы она легко помещалась в чемодан.
PSP первого поколения мне продал школьник, вроде бы она такая же старая, как и сам аппарат. Цена за потрёпанную, но бодрую консоль, со свежей батареей и приличным набором игр — 5000 рублей.
Любое другое устройство 15-летней давности мне настраивало бы долго: сразу бы возникли проблемы с синхронизацией с современным ПК, пришлось бы доставать картридер и искать информацию на форумах.
Игровая консоль — это вещь сама по себе.
Введите дату и время, вставьте диск с игрой и вперед. По сравнению с моими более древними артефактами, требующими некоторых археологических раскопок, PSP удобно выглядит в стиле ретро.
Однако на этом я не останавливаюсь и чуть позже покупаю консоль PSP-2000, модель второго поколения.
По сравнению с первой версией (известной как PSP Fat), эта (логично называемая PSP Slim) тоньше и легче, а также немного мощнее.
Ревизия, выпущенная в 2007 году, имеет 64 мегабайта оперативной памяти, что положительно сказывается на времени загрузки игрового контента с UMD-накопителей.
Следующий артефакт: консоль третьего поколения PSP-3000. Куплена в хорошем состоянии, но без аккумулятора и аксессуаров, выбрана из-за приятного синего цвета корпуса.
В этой ревизии 2008 года дисплей более яркий, но имеет довольно неприятную особенность — заметные артефакты чересстрочного отображения изображения.
Я не купил еще две ревизии PSP. Это удешевленная версия PSP-E1000 (она же PSP Street) по всем параметрам, лишенная Wi-Fi, но с интересным черным матовым корпусом.
И PSP Go, финальная версия PSP 2009 года, в совершенно другом форм-факторе, без UMD-привода (соответственно, только с цифровой дистрибуцией игр).
И, на мой взгляд, с не самым удобным расположением элементов управления, а-ля смартфон с выдвижным корпусом.
Оригинальная PSP больше и, следовательно, удобнее.
Аксессуары
Для PSP было выпущено невероятное количество аксессуаров, как оригинальных от Sony, так и сторонних производителей.Еще мне досталось пять интересных допов.
Это спорная док-станция для PSP, штука удобная, но с ужасными синими светодиодами, которые невозможно выключить.
Новый чехол Logitech в упаковке:
Это тонкий, но очень прочный футляр для вашей консоли и дисков, позволяющий защититься от. другие, которые хотят играть без последствий для консоли.
Кабель для подключения приставки к телевизору через компонентный выход. Используя DVD-рекордер, который преобразует компонент в композит, я смог подключить PSP (второго или третьего поколения) к своему компьютеру.
ТВ-микроволновая печь .
На верхнем торце PSP имеется слот для аппаратного расширения.
У меня есть два таких.
Камера PSP-450x 320x240, поставлявшаяся в комплекте с ранней AR-игрой.
Инвизималы :
И GPS-модуль с картами дорог Западной Европы на UMD:
В машине сочетание довольно крупной PSP с модулем расширения выглядит. оригинально:
Пожалуй, это самый непрактичный аксессуар, как и любой другой древний навигатор: он тяжелый, неудобный, а дорог за последние 15 лет не построено.
Аппаратный моддинг Для PSP существует множество аппаратных модификаций: от простой установки более толстой батареи до подключения более качественного аналогового джойстика от PS Vita. Есть одна модификация, которую мне обязательно хотелось попробовать: замена дисплея оригинальной PSP Fat на экран получше.
Краны доступны на Алиэкспресс, и похоже, что изначально они предназначались для какого-то другого устройства; В комплекте с дисплеем идет переходник на кабель другой конфигурации.
Для установки дисплея PSP придется практически полностью разобрать.
Все довольно просто, но нужно паяльником закоротить перемычку, чтобы подсветка работала корректно.
Картинка хоть и не приближает PSP к возможностям современных OLED-дисплеев, но становится существенно лучше.
В моем случае на одной из двух PSP-1000 дисплей не вылетел - работал, но изображение было сдвинуто вверх на несколько пикселей.
Проблема присутствовала на европейской версии консоли.
На той, что официально продавалась в России, всё нормально.
Сверху — модифицированный IPS-дисплей, снизу — стоковый.
Из-за дисплея, а также из-за более цепкого и толстого корпуса регулярно пользуюсь самой первой ревизией PSP. Еще мне попадались интересные моды с установкой большого (5000 мАч) аккумулятора путем удаления оптического привода UMD. Но я не смог этого сделать: диски UMD стали одной из главных причин добавить в коллекцию PSP.
Минидиск 2.0
Universal Media Disk — это традиционная попытка Sony вывести на рынок носитель информации и сделать его стандартным.Из всего множества носителей, разработанных Sony, абсолютным успехом пользовались, пожалуй, только два: компакт-диск (созданный совместно с Philips) и 3,5-дюймовая дискета.
Жизнь многих других форматов можно описать словами от «умеренного успеха» до «полного провала».
UMD больше относится к первой категории.
С одной стороны, эти диски использовались только в PSP и больше нигде.
Записать на этот носитель дома так и не удалось.
С другой стороны, UMD успешно решила проблему защиты игр; пиратских дисков в этом формате никто не выпускал.
Наконец, для достаточно больших 3D-игр и фильмов приличного качества в начале 2000-х оптические носители были действительно необходимы: цифровая дистрибуция тогда еще не была развита, и игры на картах памяти получились бы золотыми.
В конце 2003 года максимальная емкость карт Compact Flash составляла 4 гигабайта.
Карта Memory Stick Pro емкостью 512 мегабайт при этом стоила 300 долларов (445 с учетом инфляции).
UMD можно было штамповать за небольшую стоимость, а объем составлял 900 мегабайт в однослойном варианте и 1800 в двухслойном.
Этот формат имеет что-то общее с моим любимым фирменным носителем информации Sony — мини-диском:
Диаметр диска тот же – 64 миллиметра.
Конструкция UMD была упрощена; исчезла защитная металлическая шторка (в исходная спецификация его присутствие было предусмотрено).
Технически это разные форматы.
Минидиск представляет собой магнитооптический перезаписываемый носитель.
UMD доступен только для чтения и по параметрам является близким родственником DVD. UMD в первую очередь использовался для распространения игр, но не только.
В конце 2000-х можно было купить фильмы для PSP. Вместе с одной из приставок покупаю на UMD представительную коллекцию фильмов:
Хотя UMD имеет меньшую емкость, чем DVD, он использует более эффективный кодек H.264. По кругу получается примерно то же самое, а на маленьком экране PSP вообще идеально.
Дело не в том, что это дополнение к играм популярно, особенно в нашей стране, где локализованных релизов вроде бы вообще нет. Пленки, импортированные из Европы, я встретил в московском магазине «Пурпурный Легион».
И тогда, и сейчас это была очень странная покупка, но интересная: просмотр «Матрицы» на игровом ноутбуке, с носителя, который больше нигде не использовался – такая особая ретро-дисциплина.
С выходом новых модификаций PSP оптический привод для UMD-дисков был серьезно упрощен.
Если в первом релизе есть кнопка извлечения диска, направляющие и т.п.
, то в PSP Slim осталась только пластиковая крышка.
Диск просто забрасывается в отсек и после закрытия самостоятельно совмещается с механизмом считывания.
В стране, где широко распространено пиратство в области программного обеспечения, распространение через UMD представляло собой определенную проблему, которую мы хотели решить.
Но дело не только в желании получать игры бесплатно.
UMD — медленный носитель.
Взлом PSP и перенос игровых данных на карту памяти в некоторых случаях ускоряет загрузку в несколько раз.
Давайте поговорим о взломе.
Побег из тюрьмы
Игровые устройства привлекают максимальное внимание хакеров.Их мотивация разная: некоторые говорят о свободе использования имеющегося у вас оборудования, а другие просто хотят бесплатно играть в платные игры.
Можно сказать, что некоторые самые сложные хаки были применены именно к игровым устройствам — игра стоит свеч.
История взлома Sony PSP представляет собой типичную борьбу между хакерами и поставщиком.
Первые ищут новые уязвимости, позволяющие установить на устройство кастомную прошивку, вторые закрывают найденные уязвимости с помощью обновлений.
В какой-то момент появился интересный метод взлома Playstation Portable с помощью модифицированная батарея .
С точки зрения информационной безопасности, «использовалась встроенная в PSP система отладки, которая активировалась, если к устройству была подключена батарея с определенным серийным номером».
В версии PSP Slim аппаратная дыра была закрыта, но регулярно обнаруживались и другие методы взлома.
Купленная мной в России приставка была взломана предыдущим владельцем и похоже это типичная ситуация для нашей страны.
Модификация позволяет устанавливать стороннее программное обеспечение, а также запускать образы игр (в формате .
iso) прямо с карты памяти.
Образы можно создавать с помощью прошитой PSP — при подключении к компьютеру вставленный в привод UMD-диск сразу виден как ISO-файл.
Хоть я и не пробовал взломать PSP - у меня достаточно официальных релизов на UMD, и мне хотелось получить аутентичный опыт работы с жужжащим диском - следует отметить, что взломанная PSP удобнее невзломанной.
В PSP используется фирменная карта памяти Memory Stick Pro, для которой, правда, придуманы переходники для обычных карт MicroSD. Карты памяти сейчас намного дешевле, чем 15 лет назад, и у меня нет проблем с расширением памяти PSP до 128 гигабайт. Еще пробовал карту на 256 ГБ, но при обращении к ней приставка заметно тормозила.
В результате можно хранить сотни игр прямо на консоли, которые загружаются гораздо быстрее, чем при использовании оригинального UMD.
Из всего спектра самодельного ПО меня больше всего интересовали эмуляторы старых консолей.
В результате получилась очень удобная портативная ретро-консоль с удобным управлением.
Несколько слов об играх
Я думаю, предпочтение к играм определенной эпохи формируется еще в юности — я играл в DOS-игры в школьные годы и до сих пор нахожу их отличными.Но кому-то они могут показаться слишком примитивными.
Я имею в виду, что PSP появилась в моей жизни немного поздно, когда идеи о замечательный уже сформированы.
Где-то в 2006 году я одолжил у друзей приставку и как-то совсем не понял ее преимуществ.
Особенно после игры в GTA Vice City на компьютере.
GTA Vice City Stories, имеющая похожую графику, показалась мне ужасно неудобной в управлении.
Честно говоря, мне до сих пор так кажется: аналоговый джойстик в PSP оставляет желать лучшего, если сравнивать его, например, с PS Vita или Nintendo Switch. Но это всего лишь мое восприятие.
Я уверен, что для многих PlayStation Portable была и остаётся любимым устройством всех времён.
А что касается неудобного джойстика и отсутствующего второго стика управления камерой, как это было сделано на стационарной Playstation 2. Скажу так: компьютерная игра - это вообще симуляция альтернативной вселенной, с неизбежными костылями в процессе .
Все зависит от вашего желания обойти эти трудности, ведь сюжет игры интересный, графика классная, играют все ваши одноклассники или она вам просто нравится.
GTA на PSP я в итоге прошел, но очень хотелось перейти на эмулятор - там удобнее.
В результате большую часть времени за последний год я потратил не на GTA, а на отличную игру LocoRoco, которая идеально подходит для PSP (и для меня).
Возможно, потому, что он управляется двумя кнопками, и аналоговый джойстик вообще не требуется.
Закончить текст хотелось бы словами сожаления о том, что в школьные годы у меня не было такого портативного устройства.
Ух ты, я бы хотел в это сыграть.
Увы, в девяностые годы я не мог позволить себе что-то вроде Nintendo Game Boy, и единственной «консолью» с батарейным питанием был вездесущий тетрис «9999 в 1».
Поэтому с 2021 года я смотрю на PSP глазами уставшего взрослого человека, которому и без PSP есть чем себя развлечь, но просто нет времени.
Несмотря на это, мои впечатления положительные; PlayStation Portable легко вошла в список регулярно используемого ретро-оборудования.
Для середины 2000-х это было выдающееся устройство, хотя и со своими особенностями, такими как недавно изобретенный, но быстро устаревший оптический носитель.
Для Sony эта консоль также оказалась успешной, было продано более 80 миллионов копий.
В следующем десятилетии была предпринята попытка повторить успех PSP с Playstation Vita, и.
не получилось.
Но провал был настолько велик, что вокруг PS Vita до сих пор существует активное сообщество игроков и разработчиков игр.
Об этом устройстве я расскажу вам как-нибудь в другой раз.
Теги: #Игры и игровые приставки #Старое железо #UMD #sony psp #умеренные рыдания #умеренные рыдания
-
Обслуживание Компьютеров – Сделай Сам!
19 Oct, 24 -
О Цвете Неба
19 Oct, 24 -
Не Бывает Хорошего Кода
19 Oct, 24 -
Медиаспектакль «Нейроинтеграм»
19 Oct, 24