Социальная Реальность

Социальная реальность: осмысление и объективность социального мира

Социальная реальность (С.Р.) представляет собой действительность социального мира, которая включает в себя все существующие социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии понятие С.Р. еще не получило четкой формулировки и часто используется как синоним понятий "общественная жизнь", "общество", "социально-историческое бытие", "общественный процесс" и других.

На сегодняшний день термин "Социальная реальность" употребляется в двух смыслах: онтологическом и эпистемологическом. Онтологический смысл отражает все объективно существующие социальные процессы и явления, в то время как эпистемологический смысл связан с изучением социальной реальности в рамках конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.

В истории социологии существуют две основные теоретические линии, которые рассматривают сущность и природу социальной реальности в онтологическом смысле: индивидуалистская и позитивистская. Индивидуалистская позиция подчеркивает, что социальная реальность является результатом целенаправленного или осмысленного человеческого поведения. Феноменологическая социология определяет социальную реальность как "общую сумму объектов и явлений социального мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношениями взаимодействия". Социальная реальность, таким образом, представляет собой повседневный мир, который воспринимается и интерпретируется людьми, действующими в нем. Это мир ценностей, проявляющихся в виде типичных представлений об объектах этого мира.

В свою очередь, позитивистская трактовка социальной реальности, наиболее ярко представленная ?милем Дюркгеймом, предлагает рассматривать ее как социальные факты, выходящие за пределы сознания индивидов. По мнению Дюркгейма, там, где люди вступают во взаимодействие, возникает новый уровень реальности, который нельзя свести к сознанию индивидов и который контролирует их действия. ?та реальность включает два рода явлений: во-первых, способы действия, мышления, чувствования, которые являются внешними по отношению к индивидам и оказывают на них принуждающее воздействие, контролируя их. Такие явления включают в себя представления и действия, их источником является общество вцелом, а не отдельные индивиды. Во-вторых, социальные институты и структуры, которые регулируют и организуют деятельность людей в обществе.

Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Индивидуалистская трактовка подчеркивает активную роль людей в создании социальной реальности и учитывает разнообразие социальных опытов и интерпретаций. Однако она может упускать из виду объективные структуры и закономерности, которые оказывают влияние на индивидов и организуют их действия.

Позитивистский подход, в свою очередь, акцентирует внешние социальные факты и структуры, которые оказывают существенное воздействие на индивидов. Он позволяет анализировать общественные явления и процессы с точки зрения объективных закономерностей и тенденций. Однако этот подход может недооценивать индивидуальные мотивы, ценности и субъективное восприятие социальной реальности.

В современных социальных науках все больше признается необходимость комбинирования обоих подходов для полного понимания социальной реальности. Изучение социальной реальности требует учета как объективных структур и процессов, так и индивидуальных интерпретаций и опыта. Важно понимать, что социальная реальность является сложным и многогранным явлением, которое проявляется на разных уровнях - от микросоциальных взаимодействий до макросоциальных структур.

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2011-07-23 05:15:35
Баллов опыта: 552966
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.