«Продукт В Стакане» Или Как Сделать Концепцию За Ночь И Не Сойти С Ума

Всем привет! Меня зовут Никита, я руководитель профессиональной интерфейсной команды дизайн-студии Ростелеком! Мы одна из самых молодых, но в то же время самых крупных команд в нашем центре компетенций и за относительно короткий период времени нам удалось решить немалое количество интересных и сложных задач.

В рамках работы над концепциями различных продуктов мы разработали методику продуктовых интенсивов, которая позволяет в кратчайшие сроки давать вполне адекватные результаты.

По состоянию на весну 2021 года мы провели около пяти таких семинаров.

В этой статье я постараюсь рассказать о сути метода на примере нашего первого и самого интенсивного интенсива.



Важный момент: проект, над которым мы работали, находится под NDA, поэтому обойдемся без названия.

Не важно — статья о процессе работы.

Я постарался описать это как можно подробнее.



Постановка задачи

Была середина апреля, разгар самоизоляции.

К нам пришли партнеры и рассказали о новом и интересном проекте.

Описание проекта звучало очень круто, интересно и сложно, поэтому мы с большим удовольствием взялись за эту задачу.

Кроме того, проект был для нас вполне имиджевым, что фактически означало острую необходимость вписаться и сделать это.

Но есть одна вещь НО.



«Продукт в стакане» или как сделать концепцию за ночь и не сойти с ума

«НО» заключалось в том, что о проекте мы узнали в 16:00. А в конце партнёры добавили, что завтра в 13:00 должна быть презентация концепции заказчику, и к 11:00 у них всё будет на руках, чтобы успеть подготовиться и дать нам замечания по правкам.

И такие сроки явно выглядят в масштабах системы гораздо хуже, чем «пятилетка в три года».

Но что делать? Мы не были бы самими собой, если бы не ввязались в это приключение.

Сразу оговорюсь - это было необходимо сформировать концепцию , определить направление проекта и показать примерное видение, максимально приближенное к реальности.

В конце концов, мы все понимаем, что создать адекватный продукт в одночасье просто нереально.

Поэтому из отдела профессиональных интерфейсов отобрали «банду избранных головорезов» из мира дизайна и начали продумывать процесс создания концепции системы за 19 часов.

Очевидно, что строить «по книге» за это время не получится, поэтому пришлось пожертвовать идеализацией и взглянуть в лицо реальности!

«Продукт в стакане» или как сделать концепцию за ночь и не сойти с ума

Критериев для формирования команды было несколько: небольшой, слаженный коллектив для быстрого и удобного общения; универсальные навыки для дизайнеров, чтобы они могли быстро менять и передавать задачи друг другу.

Нас было пятеро, поэтому мы могли разделиться на команды и распараллелить какую-то работу.

За целостностью проекта следил один человек и подкидывал идеи, которые помогали оптимизировать проект — этакий надсмотрщик-архитектор.



16:00

Ладно, обратный отсчет начался.

Мы сразу составили примерный план процессов проектирования и временные интервалы, которые нам необходимы для этого проектирования:

  1. Создание каркасных макетов на основе основного функционала системы;
  2. Создание каркасных макетов дашбордов и дополнительных разделов основных ролей;
  3. Поиск UI-решений и быстрый рендеринг компонентов;
  4. Рисование основных экранов с использованием каркасных макетов с использованием компонентов пользовательского интерфейса;
  5. Написание скриптов для демонстрации работы системы;
  6. Отрисовка полного набора экранов в UI, соответствующих сценариям для демо;
  7. Создавать кликабельные прототипы на основе скриптов;
  8. Демонстрация партнерам;
  9. Внесение правок;
  10. ???
  11. ВЫГОДА!!!


«Продукт в стакане» или как сделать концепцию за ночь и не сойти с ума

Да, план есть.

Перейдем к первому этапу — оставшихся четырех человек делим на пары: одна пара идет на нарезку вайрфреймов (они же вайрфрейм-макеты или просто черновые наброски) основного функционала, а другая — вайрфреймов дашбордов и дополнительных разделов.



20:00

Первая веха случилась через три часа после старта.

Для необходимых разделов был подготовлен ряд низкоуровневых макетов.

Мы быстро пробежались, скорректировали концепцию и пошли дальше.

В ходе встречи мы все согласились, что тратить драгоценное время на разработку пользовательского интерфейса — это просто супернерационально.

Мы быстро посмотрели, что у нас в закромах – и, ох, спасибо, что у нас такая большая команда! Да, мы просто смело переиспользовали компоненты существующих проектов в компании, слегка изменив цвета.

Все оказалось в порядке.

Поверьте - нам понравилось).



«Продукт в стакане» или как сделать концепцию за ночь и не сойти с ума

Отлично, мы выполнили первые три задания! Но было уже 21:30, поэтому было решено отдохнуть часик и продолжить работу в 22:30.

22:30

Немного перераспределено.

Трое отправились собирать каркасы компонентов пользовательского интерфейса, а один — писать сценарии для демонстрации.

Час отдыха дал мне заряд новых сил – мы побежали это делать.



01:00

Следующий рубеж.

Написаны сценарии для демонстрации.

Чтобы построить непрерывный поток, мы решили немного приблизиться к нашим персонажам, на которых проводим демонстрацию, поэтому сначала сценарий был построен в виде простого текста, описывающего определенного человека и жизненный случай.



«Продукт в стакане» или как сделать концепцию за ночь и не сойти с ума

Теперь абстрактное описание нужно разбить на экраны и действия над ними, поэтому мы быстро создали поток в Miro для всех трёх ключевых ролей.

Параллельно основные экраны собирались по проводам с использованием UI-компонентов.

Трое ребят продолжили работу над отрисовкой необходимых экранов и состояний по описанным сценариям, а писака лег спать, чтобы отдохнуть и продолжить работу.



06:30

Около 5 утра ребята дорисовали все необходимые экраны и состояния по сценариям и пошли спать.

В 6:30 человек, написавший сценарии, проснулся и сел готовить кликабельные прототипы.

Нам пришлось немного отредактировать экраны с точки зрения описанных на них данных, так как ребята сделали это быстро и не всегда обращали внимание на некоторые атрибуты и тексты, а это очень важно для демонстрации.



«Продукт в стакане» или как сделать концепцию за ночь и не сойти с ума

Работа по сборке трех кликабельных прототипов (на три основные роли) продолжалась буквально до 11:00 — скрипты отдавались на рассмотрение партнерам, были получены комментарии и оперативно вносились мелкие правки в макеты.



Нижняя граница

В 13:00 наши партнеры выехали презентовать заказчику концепцию системы.

Еще через час ребята, работавшие в ночную смену, проснулись.

А через час мы узнали, что концепция нас устраивает, и теперь мы берем проект на дальнейшую разработку в чуть менее бешеном режиме.

Это была победа.

По сути, цикл разработки дизайнерского решения продукта мы провели без исследований — концепция основывалась лишь на наших гипотезах и небольших фрагментах информации, которые нам предоставили партнеры.

Самое смешное, что наши гипотезы в основном оказались верными.



«Продукт в стакане» или как сделать концепцию за ночь и не сойти с ума

Именно наш процесс работы в этой ситуации заслуживает большого внимания.

Мы сразу поняли, что чем-то придется пожертвовать, и построить идеал в такие сроки нам не удастся.

Большую роль сыграл правильный выбор команды для работы над проектом, распараллеливание задач, тесное общение и отдых.

Да, отдыхай.

Вспомним час с 21:30 до 22:30, а также то, что рано утром сценаристу разрешалось заснуть, а потом проснуться и закончить задания.

Но чем ни при каких обстоятельствах нельзя было пожертвовать, так это смыслом.

Поэтому мы перешли от общего к конкретному — от проводов к раскладкам в UI; сначала идея, а потом реализация.



Эпилог

После первого интенсива, как уже говорилось выше, мы не раз возвращались к этому формату.

В большинстве случаев конечный результат и объем работ сильно менялись в зависимости от понимания требований к демонстрации концепции – кому мы показываем, что от нас ждут, что мы хотим продемонстрировать сами.

Проект разрабатывался еще месяц, мы его доработали, «переделали» на более осмысленный кастомный UI и отправили наверх на согласование.

Это был крутой и абсолютно бесценный опыт быстрого создания проекта с четкой организацией работы команды и планом действий.

Но применим ли этот подход, когда сроки проектирования большие? Не совсем.

Опираться только на гипотезы — опасный путь, который может привести к преждевременной кончине продукта.

Информация о сценариях должна поступать либо от аналитиков, либо быть получена самостоятельно в ходе проектных исследований.

Возможно, мы поговорим об этом в следующих статьях).

А пока большое спасибо за внимание! Еще увидимся! Подготовлен: Денисенко Никита (TG: @contragore) Руководитель группы профессиональных интерфейсов центра UX/UI компетенций ИТ-кластера Ростелеком Теги: #ui #личный опыт #разработка интерфейсов #разработка интерфейсов #дизайн интерфейсов #срок #как можно скорее

Вместе с данным постом часто просматривают:

Автор Статьи


Зарегистрирован: 2019-12-10 15:07:06
Баллов опыта: 0
Всего постов на сайте: 0
Всего комментарий на сайте: 0
Dima Manisha

Dima Manisha

Эксперт Wmlog. Профессиональный веб-мастер, SEO-специалист, дизайнер, маркетолог и интернет-предприниматель.