ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОКЛАД О ЗНАНИИ
В работе "ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОКЛАД О ЗНАНИИ" ("La condition postmoderne. Rapport sur le savoir", 1979) Жан-Франсуа Лиотар представляет свои исследования, посвященные анализу "состояния знания в наиболее развитых обществах". Лиотар строит свою концепцию "постмодерна" на основе идеи "языковых игр", выбирая их в качестве метода, а также изучая понятия "дискурсивности" и "власти-знания" Мишеля Фуко.
Согласно Лиотару, социальность не может быть рассмотрена в терминах функционального единства или диалектических противоположностей. Она представляет собой дискурсивное разнообразие, основанное на языковых играх, которые являются "минимальными отношениями для существования общества" и предотвращают его дезинтеграцию.
Языковые игры определяются как "правила, определяющие характеристики и возможные употребления каждого вида высказываний". Они обладают следующими чертами: 1) правила игры не представляют собой ее легитимацию; 2) изменение правил влечет изменение самой игры; 3) каждое высказывание является ходом в игре. Таким образом, знание имеет в своей основе языковые игры, каждая из которых соответствует своему критерию компетенции, такому как истина, технологическая эффективность, справедливость или красота.
Нарратив, или повествование, является "атрибутивной формой обыденного знания". В нем содержатся положительные или отрицательные образцы поведения и формируется консенсус относительно критериев компетенции, по которым участники языковых игр могут оценить свои действия. Нарратив объединяет различные языковые игры, такие как денотативные, прескриптивные, перформативные и другие, и подчиняет их правилам, определяющим "нарративные должности" участников. Кроме того, нарратив структурирует время, являясь синтезом метра, который разделяет время на равные периоды, и акцента, который изменяет длительность или интенсивность некоторых из них. Таким образом, нарратив основывается на необходимости забывания.
Научное знание, напротив, основано только на денотативной игре. Оно опосредованно порождает социальные связи, становится профессией и источником социальных институций. Научное знание не требует от адресата особой компетенции, связанной с "нарративной должностью", а лишь компетенцию того, кто высказывается. Оно строится на диахронности и кумулятивности, предполагающих память и проект.
Лиотар различает легитимность "гражданского закона", основанную на идее справедливости, и легитимность научного высказывания. Научное высказывание должно удовлетворять определенным условиям, таким как экспериментальная проверка, чтобы быть признанным истинным. Тем не менее, Лиотар отмечает существующую связь между языком науки и языком этики и политики в западной культуре.
Из позиции власти легитимация представляет собой процесс, в результате которого общество признает определенные знания и правила языковых игр. Власть определяет, какие знания считаются действительными и авторитетными, и формирует общественные институты и структуры, основанные на этой легитимации.
Концепция "постмодернистского состояния" Лиотара представляет собой попытку анализа современного общества и знания, основанную на идее языковых игр и дискурсивности. Она вызывает важные вопросы о природе знания, легитимности и власти, открывая новые перспективы для понимания современного мира и его культурных особенностей.
-
Что Создает Самооценку
19 Oct, 24 -
Данных Матрица
19 Oct, 24 -
История Онлайн-Знакомств – В Чем Дело?
19 Oct, 24