Сегодня малолитражным компьютером формата Intel NUC (Next Unit of Computing) уже никого не удивишь.
Кого-то привлекает лаконичный дизайн, кого-то сама компактность, а кого-то просто его уникальность.
А вдруг ретрокомпьютер могло ли быть так? Не ржавое АТ-ведро, которое семья уже несколько раз спокойно выносила на помойку, а аккуратная коробочка, прикрученная к монитору по стандарту VESA. Фантастика?.
Привет ты кто?
Ни для кого не секрет, что поиск компактной и интересной ретро-платформы часто приводит к одному и тому же знаменателю, ведь процессоры С ПОМОЩЬЮ всегда были ориентированы на минимальное энергопотребление, рассеивание тепла и глюки.В это же время команда Centaur Technology под руководством главного «кентавра», легендарного Гленн Генри , обновляется настолько медленно, что продукты середины 2000-х годов больше похожи на небольшое переосмысление первых Pentium. А чип x86 с TDP около 1 Вт — это совершенно уникальное предложение даже по меркам 2022 года.
Так что осталось понять, на что способна такая система.
Если с совместимостью и производительностью всё будет в порядке, то мы получим идеальный вариант для ностальгических нетребовательных игр конца 90-х начала 2000-х.
Кнопки, индикаторы, разъемы – как у взрослых!
Внешне коробка в стильном индустриальном дизайне полностью повторяет более раннюю продукцию тайваньской DM&P — eBox-2300 (Больше об этом в другой раз).
Ну, рассмотрев устройство чисто пользовательским взглядом, вы сделаете вывод, что здесь все банально: три USB, разъем CF и еще какая-то скучная звуковая карта.
Здесь может быть антенна Wi-Fi!
И вывод будет не совсем верным.
Ведь чипсет здесь относительно современный, и все три USB-порта версии 2.0, а звуковой чип от VIA напомнит, что именно эта компания когда-то выпустила легендарный Зависть24 .
Шутки в сторону, но звук у этой HD встроенной субъективно действительно лучше, чем у многих старых решений AC97.
Сухие характеристики
В центре внимания вполне заслуженно находится процессор.
ВИА Эдем (он же C7; компания использует название Eden только для самых экономичных встраиваемых процессоров).
Переход на 90-нм техпроцесс, шину 400 МГц и другие новшества выглядят настоящей революцией по сравнению с вялыми конвульсиями или попытками вырастить новые ложноножки у старших представителей.
И совершенно логично, что именно ядро Эстер получило название С7 , что дистанцирует его от псевдопроцессоров для Socket-370 (о которых я когда-нибудь расскажу).
На бумаге прогресс есть!
Мобильный чипсет VIA CX700M со встроенным видеоядром, берущий свое начало от славных ретро-карт, сегодня также выглядит необычно.
S3 .
Его частота составляет 200 МГц, есть поддержка DirectX 7, а память выделяется из оперативной памяти объемом до 128 МБ.
Именно это я ей и дал на время тестов, а в качестве носителя выбрал карту Transcend CF на 16 ГБ.
Теоретически сюда, прямо внутрь, можно поставить 2,5-дюймовый жёсткий диск ноутбука, но, забегая вперед, возможно, лишь теоретически.
хх, если бы это был встроенный S3 2000!
Богатый внутренний мир
Давайте разденем коробку и наконец заглянем внутрь.С разборкой у меня проблем не возникло: четыре винта и давно высохший термоклей.
Но сама плата встречает нас тревожной новостью — весьма недвусмысленная наклейка» 586 «чип BIOS переносит нас из 90-нм облаков на грешную землю времен первых Pentium.
Процессор, чипсет, оперативная память и сетевой чип Realtek — аккуратно и компактно
Процессор имеет маркировку Eden 500/400+.
На чипсете CX700M имеется красивая гравировка.
Здесь же установлена батарейка CMOS – типа CR2354. По сравнению с CR2032 его емкость примерно в 3 раза больше, хотя зачем это нужно, если коробка так легко разбирается?.
Процессор ВИА Эдем 500МГц
Микросхемы памяти расположены под батареей BIOS. Да, их здесь не двое.
На самом деле даже не четыре, а остальные уже находятся на задней стороне, так что это как бы модуль DDR2, встроенный прямо в материнскую плату.
На обратной стороне, явно с намеком на Pink Floyd, находится аудиочип.
На этой плате также есть.
разъем для вентилятора.
Так что если вы не любите тихие компьютеры, то для этого нетипичного случая все предусмотрено .
Двухконтактный разъем для вентилятора
Разъем CompactFlash оснащен переключателем Master/Slave. На практике адаптер CF-IDE здесь вообще не нуждается в каких-либо настройках, а канал, на котором он висит, второстепенен.
Потому что основной — это 44-контактный разъем на задней стороне платы! Именно в этот узкий отсек, по мнению DM&P, и следует установить жесткий диск.
Правда, полноразмерный жесткий диск сюда в любом случае не поместится, а учитывая, что чипсет поддерживает еще и Serial ATA, такой разъем здесь был бы логичнее, и найти тонкий накопитель среди современных SATA-устройств было бы гораздо проще.
.
Обычный 2,5" IDE сюда не поместится: подойдут только накопители уменьшенной высоты.
Установка Windows 98SE на CF прошла без проблем и даже довольно быстро.
Но, к сожалению, именно здесь нас ждет первый облом.
Видеодрайвер не работает. Система с ним не загружается.
Пробовал Windows 95, Windows ME, разные настройки биоса, разные версии драйверов, но, короче, ничего не помогло.
Диагностика - С ПОМОЩЬЮ .
С другой стороны, я думаю, что я первый, кто обнаружил эту несовместимость экспериментальным путем - в конце 2000-х о серьезном, рабочем использовании операционок семейства Win9x не было и речи.
Что еще более удивительно, так это то, что Windows 2000 меня тоже не порадовала — Ultra DMA на карте CompactFlash ни разу не улучшилась, а в некоторых тестах результаты оказались почти на треть ниже, чем… в XP. Да, еще раз мой предполагаемый ретро эксперименты необходимо проводить на этой практически современной операционной системе.
Подробно о процессоре, CPU-Z 1.70
Что касается субъективных впечатлений от работы с этим микрокомпьютером, то у вас всегда будет ощущение, что ты пришел не в то время .
Ведь несмотря на серьёзный апгрейд и красивую, почти подарочную коробку (см.
фото в шапке), это, конечно, не домашний компьютер для самых маленьких, не х86-приставка для телевизора, а обычный промышленный ПК - кассовый аппарат, платежный терминал и вот все те медленные машины, которыми был заполонен наш город в 2000-х и начале 2010-х.
Давайте пройдём тестирование!
Имея уже некоторые результаты Pentium 200 MMX или Celeron 266, мне будет с чем сравнить сегодняшнего соперника.Почему бы хотя бы Пентиуму-3500 не соответствовать частоте? Потому что С ПОМОЩЬЮ .
Начинаем тесты с катастрофы в WinRar. Ни увеличенный кэш, ни заметно обновленная микроархитектура не помогли VIA C7 опередить Celeron, у которого нет кэша второго уровня ; а Celeron 366 вообще всего в два раза быстрее:
WinBench 99, как видите, тоже не впечатлил возможностями Эстер, однако надо понимать, что этот тест ничего не знает о более поздних расширениях SSE, и вряд ли он был заточен под архитектуру VIA. Ну а после встроенного теста CPU-Z, в принципе, можно и закончить: рядом с древним Cyrix III на ядре Samuel становится непонятно, меняли ли вообще что-нибудь в процессоре?.
TestCPU, как и WinBench99, тоже программа из конца 90-х, но она сумела найти преимущества при работе с памятью.
Это логично, имея на борту 400 МГц DDR2, и этот результат, кстати, повторяет тест памяти в AIDA.
Даже если вы перепутаете подписи, это почти не даст никакого эффекта!
В арифметическом подтесте SiSoft Sandra всё перепуталось.
Совершенно разные процессоры и платформы показывают плюс-минус одно и то же, и хотя Celeron все еще впереди, вот новый процессор на 500 МГц определенно быстрее, чем старые , причем зачастую даже с разницей в частоте.
Ну я даже не знаю, какие выводы сделать из мультимедийного теста Сандры, у меня нет столько фантазии.
Внезапно Celeron проигрывает по FPU и старым архитектурам все еще впереди , хотя Сандра знает SSE! Перейдем к трехмерным тестам, где также себя покажет интеграция от VIA. В 3DMark 2000, как и в 2001 году, результат хоть и хуже, чем у систем с GeForce 4 MX, но все же вполне сопоставим, а для интегрированной системы это уже вполне себе результат, тем более, что все эти тесты проходят без глюков рендеринга.
Похожую картину я получил в полуигровом тесте DroneZ, но показатель абсолютной скорости там уже настораживает - это уже не очки, это реальные 8 кадров в секунду .
А если вы, как и я, попытаетесь запустить Unreal Tournament в OpenGL, то у вас даже не отрисуется все меню.
Поиграй со мной! О, пожалуйста!
Однако удручающие результаты тестов не всегда являются смертным приговором для игр.В конце 90-х компания S3 все же сумела заявить о себе на рынке.
настоящие 3D-ускорители , так что будем ждать его активнее!
Не Quake RTX, конечно, но на самом деле неплохо!
Quake 1 в OpenGL прекрасен и очень плавен, по сравнению с программным рендерингом уж точно — 23 FPS против 15 FPS в 640х480. В итоге, когда этого уже не ждали, микрокомпьютер показал себя настоящей ретро-железкой, где, конечно, можно запускать игры в программном режиме, но быстро и красиво это будет только на ускорителе!
Даже если убрать движение с дорог, в Midtown Madness (1999) играть не получится.
Честно говоря, у меня не было сомнений в успехе запуска этой игры.
В свое время он даже однажды запускался на AMD K5 моего бывшего одноклассника.
Да, было 4-5 FPS, но если не гонять, то можно было в полной мере насладиться красотами виртуального Чикаго.
Почему здесь явно меньше 1 кадра в секунду я, честно говоря, не понимаю.
Система не поддерживает эту игру ни в каком режиме.
Давайте летать!
DOVE — космический скроллер с «уникальным» сюжетом, в котором инопланетяне атаковали Землю.
Как вам такой оригинальный поворот? Что ж, однако границы жанра надо соблюдать, и на самом деле игра от немецкого разработчика действительно неплоха и выделяется, кстати, отличным трекерным саундтреком, который настоятельно рекомендуется любому любителю ретро.
При типичном сюжете около семи уровней, разное оружие, апгрейды, Совершенно потрясающий дизайн врагов , и - совсем немного тормозит нашу систему.
Что такое «темно и страшно»? - 2 кадра в секунду.
The Thing — игра 2002 года, основанная на ремейке 1982 года фильма 1951 года по роману 1938 года.
А если вы запутались, то вы еще не видели локального геймплея, где вам нужно следить за настроением, доверием и вооружением участников вашей обреченной полярной экспедиции.
Да почти так же обречена, как игра, выдающая 2 кадра в секунду, и я ничего с этим поделать не смог.
Но, кстати, самая большая претензия к игре - это даже не тормоза - к ним я уже привык в своих обзорах! И на этот раз меня озадачил не однообразный коридор, протянувшийся на десяток уровней, а почти 5000 крошечных аудиофайлов в папке со звуком.
Копирование их при установке с быстрого внешнего жесткого диска на быструю внутреннюю флэшку заняло более двух часов.
Это не похоже на игру, а скорее на несмешанный аудиопроект. Как будто здесь серьезно работал только звукорежиссер.
Почему бы тогда не упаковать это все в один файл и не получить доступ к отдельным его элементам с помощью какого-нибудь хитрого внутреннего механизма, как это сделано в Quake?.
Ночь, дождь, печаль
Truckers-1 здесь относительно играбельна (в Direct3D), да и качество картинки, конечно, лучше, чем софтверное.
Мы уже можем говорить о физике машин.
О том, что режима на самом деле два - гонки и доставка товаров.
О том, что есть ЗИЛ и Камаз, и завод ЗИЛ на момент выхода игры был еще жив и здоров, а модель 4331 выпускалась всего 11 лет. Ну что, пахнет ретро? В свое время эту игру невзлюбили за упрощенный дизайн уровней, слабую графику и геймплей.
Но рядом с NFS3 она слабая, а по сравнению с Big Rigs, когда-то знаменитой AVGN, это просто пример заведомо отличной игры про грузовики.
По крайней мере, здесь можно проиграть.
В лучшем случае стоп-сигналы выглядят лучше, чем красные точки в Big Rigs. Знаете, что еще интересно и о чем Джеймс забыл нам рассказать в своем видео? У авторов Big Rigs все славянские имена, и эти мусорные разработчики просто не могли не знать о Truckers!
Готовы ли вы сыграть в игру на Pentium 100 с 16 МБ памяти и без 3D-ускорителя?
Еще интересно, что при таких, казалось бы, скромных системных требованиях «Дальнобойщики» тормозят на всем, что я пробовал — это разные 200-мегагерцевые системы, и сегодняшнего соперника, и даже мой Pentium II 400 в свое время было не очень весело его таскать.
Как же так! Зрители постарше лишь грустно улыбнутся, а для любознательной молодежи поясню – это особенность времен физических носителей.
Пишем на коробке с игрой заведомо низкие требования и наблюдаем, как игру сметают как владельцы быстрых машин, так и те, кто откладывает апгрейд на пять лет. И просто попробуйте его вернуть! Сама игра работает!
Need for Speed III рендерится без глюков практически на любом железе.
Браво, S3 EA! NFS3 — отличный тест. Ведь эта игра на DirectX 5, с одной стороны, отлично подходит для различных ретро-сборок, а с другой – требует от них максимальных возможностей.
Поэтому очень жаль, что счетчик кадров как-то плохо работает с видеокартой S3, ибо тормоза здесь явно есть, но сколько их не понятно.
КПП в порядке, а игра не в порядке.
( Halo здесь, в отличие от встроенного в ноут SiS (а ретро-ноуты для меня отдельная, большая тема!), все равно запускается, но это опять же чисто формальный запуск с двумя кадрами в секунду.
Здесь счетчик кадров бесполезен.
Сегодня почти все игры происходят в космосе.
Просто пасхалка от РетроПеКарья! Samorost — первая заметная игра от ныне известной студии Amanita Design. Да, это флеш игра, и я еще раз был уверен, что система ее отлично покажет, но нет - она еще и медленная.
К счастью, это созерцательная, медитативная игра без особой динамики.
Посмотрите, как элегантно можно сказать, что Flash здесь.
тоже замедляется ?
Неудачный выход на финиш
Эта система также прекрасно иллюстрирует парадокс экономного покупателя.В общем: либо вы переплатили за превышение скорости, либо компьютер медленный.
В тесте воспроизведения видео результат вращается со скоростью около 15 кадров в секунду, при не самом высоком разрешении видео.
Понятно, что фильмы в таком дерганом режиме смотреть никто не будет. И тем не менее, прямо сейчас процессор работает на 100% своих возможностей , никакие ресурсы не простаивают, переплаты за ненужные и лишние вещи здесь точно нет - радуйтесь, экономный пользователь.
Максимум ненаучные расчеты полезности ПК
Проверяя мультимедийные возможности eBox-4310, я также пробовал проигрывать трекерную музыку с помощью ModPlug Player - и здесь при включении MMX нагрузка на процессор уже снижается до нуля даже с 20 треками и максимальным качеством.
Цель престижа – автогол.
Система ни для чего другого не годится.
И что теперь?
От очередной симпатичной коробочки в моих руках впечатления, честно говоря, неоднозначные.С одной стороны, вот, наконец, есть 3D-ускоритель , но играть на нем практически невозможно.
Есть USB2.0 и возможность работы в Windows XP, но что конкретно работа Вы определенно не хотите этого делать.
Кстати, греется эта система даже немного сильнее, чем eBox-2300. И суть такова: наше любимое ничего , где мы можем только размышлять об этом чуде миниатюризации.
Под музыку – он все еще слушает музыку.
Объективно говоря, главная проблема здесь, конечно же, абсолютно непригодный к использованию процессор.
Ведь он проигрывает даже совсем допотопному Сэмюэлю.
Как это произошло? Предположу, что начиная с архитектуры Nehemiah, когда конвейер удлинился, вся конструкция процессора была ориентирована на относительно высокие частоты — в районе гигагерца.
А после внедрения высокоскоростных шин и контроллера памяти оптимальная частота вообще сместилась в сторону 1,5-2 ГГц.
Это хорошо видно в линейке процессоров C7. Но когда частоту понизили, что-то пошло не так.
Системная шина, похоже, недогружена; от высокоскоростной памяти остались только задержки.
А кэш хоть и увеличен, но все равно слишком мал для таких неоптимальных условий.
Интересно, меня забанят за сценарную деятельность в Википедии, «свободной энциклопедии»?
И наконец, о цене.
В конце 2000-х такая коробка стоила более 300 долларов , и по понятным причинам не стал суперпопулярным.
Кое-чему можно было бы поучиться из успешного запуска Windows 98, которая все же легче XP и была бы гораздо удобнее для ретро-игр, но принципиально это мало что изменило бы.
Кстати, звуковых драйверов для DOS нет. Ну вот и все на сегодня.
Это был долгий тест, потому что очень хотелось найти этому ящику применение, но, как говорится, не в этот раз! Всем хорошего ретро и до скорой встречи! Просто вторая публикация на хабре! Приветствую критику по делу и для развлечения! ) Видеоверсия этого материала: Теги: #Процессоры #История ИТ #ретрокомпьютеры #Старое оборудование #ретро-ПК #ретрогейминг #ретрокомпьютер #ретро-игры #форм-фактор #промышленный компьютер #промышленный ПК
-
Что Такое Управление Знаниями?
19 Oct, 24 -
Самодельный 3D-Принтер На Механике Scara, V3
19 Oct, 24 -
Google Developer Days Приезжает В Европу
19 Oct, 24 -
Каким Вы Видите Ит-Образование?
19 Oct, 24