НЬЯЯ-БХАШЬЯ: Философская глубина изучения Ньяя-сутр.
Ньяя-бхашья, первый дошедший до нас комментарий к Ньяя-сутрам, представляет собой значительный и важный труд индийской философии.
Этот комментарий, составленный Пакшиласвамином Ватьяной в IV и V веках, представляет собой уникальный труд, расширяющий и углубляющий понимание основных понятий Ньяя-сутр и уточняющий их смысл.
Автор Ньяя-бхашьи, хотя о нем мало что известно, был высокообразованным брахманом, глубоко знающим грамматическую традицию.
Ватсияяна устанавливает связи между отдельными единицами текста Ньяя Сутры, вносит уточнения и пояснения, классифицирует текст для облегчения его понимания и использования для обучения.
Он также представляет новые доктрины и применяет исходный материал сутр для создания новых философских конструкций.
Важным аспектом ньяя-бхашьи является классификация философских категорий, отличающих философию ньяя как научную дисциплину познания от других философских традиций.
Ватсьяяна исходит из идеи 16 канонических единиц ньяи, которые становятся основой распределения существования.
Эти категории разделены на две основные группы: источники знаний и объекты знаний, а также 14 вспомогательных категорий.
Они являются ключевыми определяющими факторами философии ньяи и ее методологии.
В Ньяя-бхашье Ватсьяяна также вступает в полемику с представителями других философских традиций, в том числе материалистами, буддистами, мимамсаками, санкхьяиками и ведантистами.
Он вводит доктрины ньяи в контекст паниндийского «философского симпозиума» и предлагает свои собственные интерпретации и аргументы.
Важно отметить, что Ньяя-бхашья была только началом богатой традиции комментариев наяков.
Последующие поколения философов продолжали развивать и расширять идеи Ватьяяны.
В VII веке была написана «Ньяяварттика Уддьотакары», а завершением этой традиции является «Ньяяварттика-татпарьятика» Вачаспати Мишры.
Каждое поколение комментаторов вносило свой вклад и поддерживало дебаты с представителями других философских школ.
Таким образом, «Ньяя-бхашья» представляет собой важный философский текст, предлагающий углубленное и систематическое изучение Ньяя-сутры и развивающий ее концепции.
Он представляет собой ценный ресурс для понимания и изучения философии ньяи и ее места в индийской философской традиции.
-
Росов Виктор Сергеевич.
19 Oct, 24 -
Кардуччи, Жозе
19 Oct, 24 -
Весниный
19 Oct, 24 -
Влияние На Ямайский Язык Патуа
19 Oct, 24 -
Самборский Александр Викторович, Москва
19 Oct, 24