Это стенограмма восьмого выпуска подкаста Sound. В нем (09.04.2014) Дмитрий Кабанов обсуждает звуковую экосистему аудиоустройств, которые окружают нас в повседневной жизни, с Юрием Фоминым, инженером-конструктором акустики, основателем компании F-Lab, которая работает с продуктами высокого класса, включая Defender, Jetbalance, AVE и Arslab.
[ Послушайте этот выпуск ]
[ Подробнее о подкасте ] Другие выпуски подкаста
- [ читать ] [ слушать ] Кому может быть интересно развитие акустики;
- [ читать ] [ слушать ]Любители музыки, сетевых плееров и встроенной акустики;
- [ читать ] [ слушать ]Каждый инженер мечтает сделать С-90;
- [ читать ] [ слушать ] Простыми словами о наушниках и ЦАПах;
- [ читать ] [ слушать ] Говорящий винил: мифы, мнения и текущая ситуация;
- [ читать ] [ слушать ]Ответы на вопросы слушателей подкаста «Звук»;
- [ читать ] [ слушать ] Обсуждаем природу различных звуков акустики;
- [ читать ] [ слушать ] Акустика для фонового звука помещений;
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
- [ читать ] [ слушать ] Мы говорим о домашних кинотеатрах;
- [ читать ] [ слушать ] Интерьеры для звука;
- [ читать ] [ слушать ] Интерфейсы и кабели;
- [ читать ] [ слушать ] Простыми словами о цифровом и аналоговом аудио;
- [ читать ] [ слушать ] Домашняя акустика и ответы на вопросы;
- [ читать ] [ слушать ] Мнение инженера: Как создать собственную аудиоэкосистему;
- [ читать ] [ слушать ] Качество аудиосистем: Стоит ли доверять «красивым графикам» и отзывам в прессе;
- [ читать ] [ слушать ] Ответы на вопросы слушателей;
- [ читать ] [ слушать ] Бас словами музыканта;
- [ читать ] [ слушать ] Домашние аудиосистемы и домашние кинотеатры;
- [ читать ] [ слушать ] Аудиотехника для дома и мероприятий;
- [ читать ] [ слушать ] Цифро-аналоговые преобразователи;
- [ читать ] [ слушать ] Портативные аудиосистемы.
Наша жизнь просто кишит звуками.
Все, что нас окружает, — это пространство звука.
Было бы интересно поговорить о том, как этот звук создается, как и «из чего» он воспроизводится, какие технологии для этого существуют, чтобы понять, что такое звук для людей.
Юрий Фомин : Начну с того, что существуют «идеализированные» устройства, требующие определенных условий.
Они могут приблизиться к воспроизведению электрического сигнала, который поступает непосредственно в преобразователь электрическое в звук: громкоговоритель, наушники или домашнюю акустическую систему.
Все эти устройства несовершенны.
Идеального звука не существует ни в одной системе, ни за какие деньги, из-за наличия тех физических явлений, которые происходят в процессе преобразования.
Все эти устройства имеют массу излучающих поверхностей и соответственно имеют момент инерции, поэтому наивно ожидать, что устройства будут адекватно воспроизводить сигнал, поступающий на вход. Искажения обязательно будут. Насколько будут искажения, в какой гармонии они будут с окружающей средой? В соответствии с этим формируются предпочтения [слушателя].
Дмитрий: Может тогда стоит подойти к пониманию всех тонкостей с учетом того, что мы уже обсуждали с Тимофеем в предыдущих выпусках.
Мы говорили о том, что вам должен нравиться звук, вам должно нравиться то, как звучит ваше аудиооборудование.
Возможно, стоит рассмотреть эти предпочтения с точки зрения характеризующих их технических деталей, от источника питания до того, что мы слышим на выходе.
Юрий: Вы сейчас очень сжато описали работу целой отрасли.
Это очень важно и имеет серьезные последствия.
Но сколько здесь подводных камней? Как инженер, я попытаюсь объяснить некоторые очевидные процессы.
Например, мы понимаем негативное влияние наушников на слуховой аппарат. Об этом говорилось много раз, и все же я понимаю, почему молодежь ими пользуется.
Я как инженер, приобретая то или иное устройство, думаю о том, как человек будет жить с этим устройством.
Дмитрий: Какие проблемы может решить человек? Юрий: Да, например, если говорить о наушниках, человек решает две задачи: во-первых, эта вещь компактна, во-вторых, она обеспечивает максимальную изоляцию от окружающей среды, которая ему может не нравиться.
Сегодня наушники как воспроизводящее устройство максимально хороши: масса излучающих поверхностей незначительна.
Наушники высокого класса [могут быть] значительно более качественными по качеству звука, чем громкоговорители.
У них есть свои недостатки.
Но нельзя сказать, что эти недостатки уничтожают их превосходство.
Я понимаю необходимость [молодых людей] иметь ряд различных устройств.
Наше общество движется к построению «умного дома», но зачем он нужен? Я о себе говорю: я не смогу этим воспользоваться - он не настолько "поумнеет".
Дмитрий: .
вести с ним диалог.
Юрий: Да, поэтому мне это не особо интересно.
Но молодым людям еще нужно это понять, ведь через какое-то время у них появится семья, их взгляды на многие вещи изменятся.
Дмитрий: В целях безопасности, здоровья.
Юрий: Несомненно.
Перед ними встанут те задачи, которые стояли перед их родителями.
Возвращаясь к вопросу о среде обитания, расскажу, как я, человек, хорошо разбирающийся в звуке, решаю вопросы звуковой среды дома.
Все эти вещи мешают моей жене убирать квартиру.
Она говорит, что не хочет «гробов», ей тяжело их передвигать.
К тому же они портят интерьер.
Именно эту проблему мне приходится решать в те моменты, когда я начинаю слушать ту или иную программу, стерео, достаточного качества.
Для тех, кто также предпочитает иметь дома компактную акустическую систему, есть полочные колонки.
Арслаб Эмошн 1 SE (разработка акустических систем Arslab ведется в Лаборатории Юрия Фомина - компания F-lab) Дмитрий: Компромисс в качестве.
Юрий: Компромисс в моем понимании и, с другой стороны, не раздражающий мою жену.
Она тоже уважает звук и тоже находится в этой среде.
Но для нее в силу возраста и некоторых других обстоятельств важнее практические вещи.
Мы даже не знаем, как мы определяем, скажем, важность приобретения того или иного устройства или прибора для дома.
Дмитрий: Конечно, мы не записываем на листе группу задач, которые хотим решить.
Юрий: Решаем интуитивно, видим красивую блузку и покупаем ее.
Нужна она нам или нет – неважно, десятая она или двадцатая – мы берем ее, потому что она красивая.
Покупаем сапоги и теплые варежки.
Все это важно в нашей жизни.
Мы никак не можем отличить эту [аудио] технику от привычной нам среды обитания.
Мне бы хотелось, чтобы наше общество было культурным в области восприятия звука.
Мы должны хорошо слышать и западную, и нашу музыку, которая является исторической.
И наши дети должны быть воспитаны на одном уровне.
Детям не следует давать старые магнитофоны по остаточному принципу, потому что тогда у них разовьется тот же вкус.
Мои дети с раннего возраста слушали музыку через профессиональные студийные наушники, которые на тот момент были «топовыми» и самыми крутыми.
Они содержали множество медицинских показаний; Я выбрала то, что можно подарить ребенку.
Они начали это очень хорошо понимать.
Один сейчас является экспертом в области оценки аудиотехники, другой очень близок к этому.
Я ничего не делал, я просто создал среду.
Если человек осознает, что он не покупает оборудование лично для своего близкого человека, а создает среду обитания, у него появляется мера достаточности и возможности.
Хорошая техника не может быть дешевой априори, как не может быть и дешевый iPhone, которым все активно пользуются.
Дмитрий: Как и любой качественный товар.
Юрий: Как бы Samsung ни старался удешевить его, если он хочет сделать то же самое, что и iPhone. Дмитрий: Вам придется потратить деньги! Юрий: Есть определенные оценки, которые человек может дать только сам, например, определив главный критерий: «Нравится – Не нравится».
Иногда человеку нравится то, что он не может купить.
Он живет жизнью и умирает вместе с ней.
Я предлагаю такой подход: расти вместе с окружающей средой, то есть покупать то, что вы можете себе позволить, чтобы это оборудование удовлетворяло вашим «сценическим» задачам, и иметь дело с продуктом, который «сопровождается», то есть растет вместе с вами.
Пример простой: тот же iPhone, тот же Apple. Они предоставляют новые программные продукты, которые позволяют вам делать то, что не позволяли предыдущие версии.
Дмитрий: Само оборудование не меняется.
Юрий: Да.
Я подхожу к нашим примерам дизайна в соответствии с правилами Стива Джобса: дизайн — это то, как вещь работает. Мы делаем продукт, не [ставя в приоритет желание] выделиться.
Мы не делаем [обычный] «черный Мерседес» [чтобы показать:] «Я крутой».
[Мы делаем наши продукты для того, чтобы люди] имели возможность слушать качественно и выбирать стилистические решения: вам не нужен большой динамик — у нас есть маленький, который хорошо работает. Дмитрий: Стоит сконцентрироваться не на раздражающих факторах, как вы заметили про «черный Мерседес».
[Для других] это раздражитель.
Юрий: Нам нужно найти гармонию в этой жизни и занять свою нишу.
Если вас устраивает внешний вид системы, если вас устраивает звучание системы на данном этапе, то это то, что вам нужно, и мы будем работать над тем, чтобы она вам понравилась.
Появление этой акустики отчасти было навеяно ностальгией по прошлому – поэтому ей и дали такое название.
Арслаб, старая школа, превосходно 90 В чем сейчас состоит работа инженеров? У нас есть дипломированный физик, человек, хорошо разбирающийся в музыке, и бывший музыкант. Он много работает над вопросами этнических особенностей восприятия музыки в зависимости от территориального расположения тех или иных народов.
Дмитрий: Именно с этого мы и начали: культурная осведомленность, образование и рост. Юрий: Да, культурное восприятие.
Я пришел к выводу, что территория, на которой мы живем, имеет свой культурный, ментальный уровень восприятия.
И мы всегда будем это учитывать при поиске компонентов и при разработке, чтобы удовлетворить потребности пользователей.
С другой стороны, нам очень хочется, чтобы эта техника была неэлитной.
Постоянно слышишь: «Я бы хотел, чтобы «АвтоВАЗ» был таким же, как, скажем, «Киа».
Дмитрий: Я хочу обеспечить каждого качественным продуктом.
Юрий: Я хочу это предоставить, но на каком уровне? Все говорят о Тойоте, но я не слышал, чтобы молодежь говорила, что автомобили Тойоты разрабатывает российский конструктор.
Что мы понимаем лучше? Дмитрий: Оказывается, мы понимаем историю брендов.
Юрий: Да, без попыток залезть внутрь и оценить эти бренды.
Мы пытаемся посмотреть на историю, прикинуть, как мы будем адекватно выглядеть в обществе [имея тот или иной бренд].
Например, нужен ли человеку «Мерседес», чтобы переехать из Чертаново в Свиблово? Сколько проблем возникнет у его владельца, если «Мерседес» будет припаркован за окном? Дмитрий: Вопрос достаточной необходимости.
Юрий: Да, вполне необходимая вещь.
Наш подход прост – мы делаем достаточно звука, чтобы максимально эффективно реализовать возможности любого носителя.
Мы хотим, чтобы это было доступно более широкой аудитории.
Дмитрий: Это очень интересно.
Мы начали говорить о культурном развитии.
Если поставить вопрос о достаточности, то получается, что мы должны понимать: «Мы сейчас не можем позволить себе то, что нам действительно нравится, поэтому выбираем компромиссный вариант».
Как воспитать себя [и иметь такое же отношение к покупкам, в том числе аудиотехники]? Как мы можем вырастить культуру понимания всего этого, чтобы идти по этой лестнице [а не выбирать между крайностями]? Юрий: Я считаю, что нужно брать устройства, которые бы нравились человеку и которые он хотел бы освоить.
У моей жены пенсионного возраста около десятка гаджетов: Apple и дорогие компьютеры.
Она стала всем этим активно пользоваться.
Она хочет жить.
Ей помогает внук, но приборов у него меньше.
У нее все это есть, потому что ей это нравится и она этого хочет, и она может себе это позволить.
Какую проблему решает молодой человек? Ищет хорошие наушники, чтобы локализоваться в жизни и слушать музыку на хороших плеерах.
В своем окружении вам необходимо создать одинаковые условия для себя и других, например, своей семьи.
Только конкретный человек может сказать, что ему нравится или не нравится тот или иной звук.
Никто ему никогда не скажет [что именно выбрать].
Вы можете подсказать путь.
Если человек хочет очень хорошо понимать звук, он должен учиться.
У нас был такой опыт: через год экспертами становились просто умные ребята, любящие музыку.
Дмитрий: Потребовалось время, чтобы научить их учиться.
Юрий: Да, они узнали позже.
Что такое экспертиза? Экспертиза базируется на какой-то основе знаний, например, невозможно быть математиком и не знать, что дважды два равно четыре.
Нам нужно начать с основ.
Когда основы соединяются.
Дмитрий: Тогда из этих «кубиков» можно собрать дом! Юрий: Да, вы сами отвечаете на свои вопросы.
Я просто помогаю.
Дмитрий: Скорее помогаю и интересуюсь.
Юрий: Да, действительно, спасибо! У меня редко появляется возможность поговорить с вашим поколением, потому что чаще всего мы вступаем в спор о том, нужно ли это? Дмитрий: Мне кажется, интереснее вести диалог! Юрий: Да, и спросите друг друга, о чем мы думаем, на что обращаем внимание.
Дмитрий: Раз уж мы заговорили о поколениях, то не буду врать и скажу, что мое поколение, как ни странно, очень волнуют вопросы безопасности и здоровья.
И когда дело доходит до выбора устройств, если речь идет о наушниках, часто возникает вопрос, не принесут ли наушники вреда? Людей моего поколения часто беспокоит противоречие их выбора окружающей их среде, зачастую агрессивной по отношению к ним.
Юрий: Проводит агрессивную рекламу.
Дмитрий: Не просто реклама: в среде, в которой они перемещаются, звуковая нагрузка весьма значительна.
Акустика Арслаб Эмошн 3 SE спроектирован с учетом пространства, в котором его будет использовать современный городской житель.
Несмотря на то, что данная система напольная, она достаточно компактна и хорошо будет звучать в небольшой квартире.
Юрий: Да, безусловно.
Людей, которые сейчас начинают воспитывать детей, эти вопросы уже очень волнуют. С точки зрения воспитания наушники имеют существенный недостаток – вы не можете контролировать, что слушает ребенок, какую информацию он получает, полезна она или нет. Когда мы говорим, что надеваем наушники, сами включаем магнитофон, знаем, как именно это звучит – это одно… Дмитрий: Да, но между чужим ухом и мозгом не поместишься! Юрий: Мы должны быть реалистами.
Предлагаю подумать об обстановке, в которой ребенок будет слушать музыку из акустической системы.
Тогда вы будете знать, что он прислушивается к тому, что вы считаете разумным.
Когда ваш ребенок надевает наушники, найдите время, чтобы посмотреть, какой материал находится на его плеере.
Люди начинают жонглировать терминологией, например, с такими терминами, как психоакустика, не понимая сути этой науки.
Сегодня это явление трудно описать с точки зрения физики; это коррелирует с нашим восприятием акустики и психическим состоянием.
Это наука, из которой возникли субъективные обоснованные критерии оценки.
Дмитрий: Специфическая наука, позволяющая описывать причину и следствие [в мире звука и звуковых предпочтений].
Юрий: Да, но [этими знаниями нужно пользоваться осторожно] — звуковой материал может нанести серьёзный вред психике человека.
Для этого читаем медицинские труды.
Они помогают нам принимать решения, позволяющие не перегружать [звуковую картину], чтобы человеческое сознание не отвергло ее.
Есть диапазоны частот, явления, которые человек мысленно отвергает, например, не случайно детский плач звучит на определенной частоте – так, чтобы мать могла услышать его за два километра! Но это всегда раздражает. У человека акустическая система не ассоциируется с плачем ребенка; это не должно его раздражать, [даже если мы говорим об одной и той же частоте].
Необходимо учитывать диапазоны негативного влияния при субъективной оценке того или иного продукта.
Некоторые люди считают, что система звучит жестко.
Что они хотели услышать? Теперь я точно знаю, что мой голос отвратительный.
Почему? Потому что однажды я слушал неисправленный звук.
До этого я много пел, и на записи исправленный звук был очень хорош.
А неисправленный был просто ужасен.
Дмитрий: В режиме разговора он не такой противный.
Юрий: Это то, что я пытаюсь сделать.
Дмитрий: Интересно, что вы предлагаете людям не быть эгоистами и посмотреть на коллективный, компромиссный вариант и использовать семейную точку зрения при выборе аудиотехники.
Юрий: Конечно, иначе среду создать невозможно.
Мы всегда пытаемся отделить каждое поколение друг от друга.
Дети, мама и папа, бабушки и дедушки.
Но гармония нам нужна, когда мы можем слушать одну и ту же хорошую музыку.
Каждое поколение передает лучшее следующему поколению.
Это путь, который позволит нам снова стать цивилизованной страной.
Опять же, с момента перелома 90-х годов 20 века, когда родители перестали уделять внимание своим детям, появилось поколение сирот. Образованием никто не занимался.
Люди решали проблему, как выжить.
Но войны не было.
Когда мы слышим слова: «Мы воюем сами с собой», это правда.
Если родили детей, не имевших отцовской ласки, то воспитали то, что воспитывали.
Дети были предоставлены сами себе.
И вот они уже отцы и матери.
Мы должны это учитывать и поощрять их к созданию объединяющей среды обитания.
Например, каждый может вместе слушать хорошую музыку на хорошей аппаратуре.
Дмитрий: Какой мне нравится! Юрий: Желательно, чтобы оно понравилось всем.
Остальное — проблема роста, во всех нишах она уже решена: «Забери старый смартфон — получи новый»! Трейд-ин – это будущее трейдинга.
Дмитрий: Именно это поможет нам двигаться с шага на шаг, и мы сможем позволить себе что-то лучшее.
Теги: #Звук #Работа с видео #Гаджеты #Периферия #звук и музыка #аудиотехника
-
Настольная Издательская Деятельность 101
19 Oct, 24 -
Компьютеры Приближаются К Здравому Смыслу
19 Oct, 24 -
Автоматизация В Дата-Центрах
19 Oct, 24 -
Опубликовано Руководство По Дизайну Web 2.0
19 Oct, 24 -
Атрибут Устарел В C++14
19 Oct, 24