ЛИСИПП: великий мастер древнегреческой скульптуры Лисипп (4 век до н.
э.
) был одним из самых выдающихся и влиятельных художников Древней Греции.
Его творчество, наряду с творчеством Скопаса, считается завершающим этапом эпохи древнегреческой скульптурной классики.
Лисипп родился в Сикионе на северо-востоке Пелопоннеса и достиг наибольшего расцвета своего искусства во времена правления Александра Великого (336–323 гг.
до н.
э.
), служа придворным художником самого Александра.
Известно, что Лисипп был мастером бронзовой скульптуры.
Он синтезировал достижения классического стиля, одновременно внося в него значительные новшества.
Лисипп стремился создать более легкие и динамичные фигуры, удлиняя пропорции тел и уменьшая размеры голов.
Его композиции имели более драматичный и насыщенный эффект, а фигуры и лица излучали более естественное и живое впечатление, сохраняя при этом возвышенный героизм.
По мнению Плиния Старшего, Лисипп изображал людей не такими, какие они есть, а такими, какими они кажутся нашим органам чувств.
Наиболее известные произведения Лисиппа дошли до нас лишь в виде римских копий.
Среди них, пожалуй, самой точной копией оригинала является скульптура «Апоксиомен» — изображение спортсмена, очищающего свое тело скребком после боя (ныне находится в Музеях Ватикана, Рим).
В этой работе Лисипп впервые развернул фигуру в пространстве, изобразив вытянутые вперед руки спортсмена.
Среди других известных произведений Лисиппа фигура победителя Агиаса (ок.
338-334 до н.
э.
, Археологический музей, Дельфы), скульптуры «Отдыхающий Геракл» и «Бой Геракла со львом».
Лисипп также создал несколько «колоссов», в том числе огромные фигуры Зевса и Геркулеса, установленные в городе Таренте (на юге Италии).
О них можно судить по миниатюрным репликам, сохранившимся на монетах.
Лисипп также создал многофигурные скульптурные группы, в том числе группу конных воинов Александра Македонского на памятнике в память битвы при Гранике (334 г.
до н.
э.
, не сохранилось).
Но, пожалуй, наиболее значительными работами Лисиппа являются его портреты, особенно Александра Македонского.
По преданию, Александр разрешил Лисиппу лишь изобразить свое лицо.
Среди известных копий этих портретов можно отметить голову Александра, находящуюся в Археологическом музее Стамбула, а также герму в Лувре.
Творчество Лисиппа оказало огромное влияние на последующие поколения скульпторов.
Его новаторский подход к пропорциям и выражению эмоций стал одной из главных характеристик эпохи художественного развития, известной как эллинистическая эпоха.
Несмотря на то, что оригиналы его произведений не сохранились до наших дней, наследие Лисиппа продолжает восхищать и вдохновлять искусствоведов и любителей искусства всего мира.
Его новаторский стиль и превосходное мастерство сделали его одним из величайших скульпторов Древней Греции и оставили неизгладимый след в истории искусства.
-
Берн-Джонс, Эдвард
19 Oct, 24 -
Васильева Елизавета Ивановна
19 Oct, 24 -
Гаварни, Пол
19 Oct, 24 -
Вы Говорите Мне?
19 Oct, 24