В продолжение почта Кассандра , который прекрасно осветил проблему блокировки торрент-раздачи советской киноклассики на Руторе, а также изучил вопрос предоставления Мосфильмом фильмов широкой публике, я решил продолжить тему и углубился в область права и экономики, чтобы дать хабровцам более полное представление о том, почему это произошло, и почему так важно внести изменения в закон, чтобы освободить советское творческое наследие от авторских прав, чтобы оно могло перейти в общественное достояние.
Для меня это вполне ожидаемый результат «антипиратского закона».
Когда нам весной и летом говорили, что закон нужен для борьбы с предрелизными пиратскими копиями блокбастеров, мешающими получению дохода в кинотеатрах, было очевидно, что это полная чушь, и либо авторы закона были не осознавая, к чему это может привести, либо это результат откровенного корпоративного лобби, либо это вполне естественный курс на закручивание гаек режима.
И конечно, когда такой механизм будет принят, любой хозяйствующий субъект будет стремиться защитить свои права собственности всеми предусмотренными Законом способами, а некоторые даже не погнушаются заняться авторским рэкетом с целью набить кошельки владельцев сайтов от оскорбления, отправленные им под угрозой блокировки ресурса.
И такие примеры не раз попадались в моей практике, когда на плохом творческом контенте, который в принципе не может иметь хоть какой-то значимой культурной и экономической ценности, адвокаты авторов таким новаторским юридическим рэкетом зарабатывают себе деньги.
Конечно, после принятия абсурдного закона будут абсурдные практики.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Кино «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «Любовь и голуби» и «Иван Васильевич».
, шедевры советского кинематографа, со всем шлаком были включены в «черный список авторских прав» по антипиратскому закону.
Успех этих фильмов никогда не повторит ни один современный высокобюджетный блокбастер.
Однако как вообще понимать такой шаг «Мосфильма»? Два дня мне звонили с разных каналов с просьбой прокомментировать ситуацию.
Я ответил «Вестям» , что это очередной яркий пример работы идиотов, которые не понимают, к чему приводят принимаемые ими законы (разумеется, это не транслировалось).
Определение Мосгорсуда от 28 ноября 2013 г.
- это плод антинародного № 187-ФЗ и других положений закона об авторском праве.
Заблокируйте советские киношедевры от пиратов и заставьте всех зайти на портал «Мосфильма»! В этом блестящая бизнес-идея Шахназарова: как победить пиратство советских фильмов в Интернете? Или это очередной черный пиар нового портала ФГУП «мосфильм.
ру»? Давая указания своим адвокатам, Карен Георгиевич не мог искренне полагать, что тем самым победит нелицензионное распространение фильмов Гайдая и Меньшова в Интернете? Совершенно очевидно, что по решению МосГорСтампа ни один пользователь, желающий скачать эти фильмы онлайн, не будет испытывать дискомфорта при поиске бесплатных копий фильма в Интернете.
Простым поиском я легко нашел «Кавказскую пленницу» за 5 минут и дальше.
Рутрекере и дальше Открытый обмен , И в В контакте с а также на Фастторренте , Мегабол, Рапидзона, Стримзона и я уверен, что они найдутся на сотне, а то и на тысяче других ресурсов.
Легче посчитать сайты, ориентированные на видеоконтент, на которых нет этих фильмов.
Так что это заявление, вполне понятно, является отличной пиар-кампанией «Мосфильма» по увеличению посещаемости своего онлайн-сервиса.
Но эта кампания заставила многих еще раз настороженно отнестись к существующему законодательству РФ об авторском праве.
Это заставило меня копнуть глубже и дать всем ясную картину того, как «Мосфильм» приобрел фильмы великого советского режиссера и теперь выжимает из них последние соки.
Многие наивно полагают, что эти фильмы — часть общественного достояния, доставшегося нам в наследство от СССР, но это не так.
Советское культурное наследие — это самая темная часть прошлой приватизации, а поскольку фильмы и музыка советского периода по закону считаются «интеллектуальной собственностью», у этой собственности есть свой конкретный владелец.
КТО ЗАбрал ПРАВА НА СОВЕТСКУЮ КЛАССИКУ КИНО?
По отношению к кинофонду «Мосфильм» собственником является правопреемник в лице ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм», созданного в сентябре 2002 года.
Формально учредителем «Мосфильма» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Теперь об авторских правах.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
(в редакции 1974 г.
) установил, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР установлено, что авторское право организации действует бессрочно.
В случае его реорганизации принадлежащие ему авторские права переходят к его правопреемнику, а в случае ликвидации – к государству.
По сути, это положение устанавливало бессрочное авторское право, как это было в средневековой Англии до тех пор, пока младшая дочь короля Генриха не приняла первый Статут об авторском праве в 1709 году, который впервые ограничил период исключительных прав издателя.
Эта ситуация хорошо вписывалась в политику советской власти.
Вредное воздействие вечного авторского права не ограничивало общественное достояние в стране, где не было частной собственности, поскольку все по умолчанию принадлежало пролетариям.
Но все изменилось за несколько десятилетий.
Коллективная собственность народа канула в лету, появилась новая страна с новыми законами, а все, что имело хоть какую-то ценность, быстро было разделено между правопреемниками.
В 1993 году был принят Федеральный закон «Об авторском праве».
Затем, в 2006 году, был принят новый Гражданский кодекс, и в Федеральном законе Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О реализации части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлен период Срок защиты исключительных прав на советский репертуар был продлен задним числом.
Так, в отношении практически всех культурных ценностей советского прошлого было установлено правило, согласно которому, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенцией) не истек к 1 января 1993 г.
, то авторское право подлежало охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как установлено частью 4 ГК РФ).
А авторские права юридических лиц, возникшие до 3 августа 1993 г.
, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г.
N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращаются по истечении 70 лет со дня правомерного опубликования произведения, а если оно не было обнародовано, со дня создания произведения.
Эта статья Вводного закона к Гражданскому кодексу стала причиной того, что фильмы, считавшиеся в советский период общественным достоянием, внезапно оказались защищены авторским правом.
КОГДА СОВЕТСКАЯ КЛАССИКА КИНО СТАНЕТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ДОСТУПЕ?
Я обратился к кинопоиску, чтобы понять, когда фильмы Гайдая и Меньшова станут общественным достоянием.
И вот что произошло: Фильм - Премьера - Эксклюзивные права действительны до «Москва слезам не верит» — 1980. — 2050. «Кавказская пленница или новые приключения Шурика» — 1967 — 2037 гг.
«Любовь и голуби» — 1985 — 2055 гг.
«Иван Васильевич меняет профессию» — 1973 — 2043 гг.
Очевидно, ситуация могла бы быть совершенно иной, если бы в 2006 году, когда был принят вводный закон к Гражданскому кодексу, было установлено, что применяется советский срок охраны имущественных авторских прав на произведения, созданные до 1993 года, - весь срок службы.
автора + 25 лет после смерти (если авторские права принадлежат гражданам) и 25 лет со дня опубликования произведения (если авторские права принадлежат киностудии).
Тогда фильм «Кавказская пленница» как минимум попал бы под режим общественного достояния.
Что ж, другие произведения вскоре могут выйти из-под монополии авторского права и стать настоящей собственностью народа.
Хотя даже эти условия вряд ли покажутся справедливыми для общества, поскольку все эти фильмы создавались на деньги Госкино, которое финансировалось напрямую из госбюджета.
ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?! Что происходит? Советского Союза нет, Гайдай умер в 1993 году, права не принадлежат режиссёру Меньшову, как и никому из композиторов и сценаристов фильмов, а «Мосфильм» продолжает доить советскую авторскую корову.
При этом, очевидно, нынешний «Мосфильм» — это уже не тот «Мосфильм», который когда-то существовал в советской империи.
Там сидят другие люди, время от времени снимающие другие фильмы, и, если честно, они больше занимаются прокатным и сервисным бизнесом, чем самим производством фильмов.
Публичной отчетности ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» в открытом доступе в сети Интернет нам найти не удалось, поэтому мы не знаем, на что пошли доходы от продажи цифровых копий фильмов и предоставления эксклюзивных/неисключительных лицензий третьим лицам.
в бюджет РФ, которая является владельцем «Мосфильма», а значит, и всех фильмов, принадлежащих киноконцерну.
Нам также неизвестны гонорары авторам фильмов (режиссерам, сценаристам и авторам музыки).
Кстати, унитарные предприятия обычно считаются менее прозрачной формой по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних законом установлены процедуры корпоративного управления.
В отношении ФГУП предусмотрена ст. 27 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» регламентирует лишь то, что «унитарное предприятие обязано публиковать отчеты о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Однако ни на сайте «Мосфильма», ни в каких-либо других источниках найти этот репортаж не удалось.
А на днях мне довелось встретиться в прямом эфире с директором ООО «Мосфильм-Мастер» на телеканале «Подмосковье».
Нас пригласили туда обсудить этот вопрос.
Итак, согласно указанной цифре, Карен Георгиевич добровольно выплачивает наследникам авторов часть средств из полученных доходов.
Но опять-таки не названы конкретные цифры и получатели гонораров.
Поэтому нам остается только догадываться, о каких суммах идет речь и кто их получает. И эти выплаты, судя по рассказу сотрудника «Мосфильма», чисто добровольные.
Это значит, что если любезность Шахназарова вдруг закончится или его в кресле сменит менее добродушный начальник, то выплаты будут сорваны.
Характер носит добровольный, а не обязательный характер, поскольку авторы не являются счастливыми обладателями исключительных прав в свете действующего законодательства.
После эфира я решил проверить аффилированность ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» и ООО «Мосфильм Мастерс», и тут наткнулся на следующую информацию из Счетной палаты:
«Коллегия также отметила, что при участии руководства «Мосфильма» создана коммерческая организация ООО «Мосфильм-Мастер», участие «Мосфильма» в уставном капитале которой не отражено в ее бухгалтерском учете.Очень хочется надеяться, что живые авторы (или их наследники) действительно получат хоть что-то за свой труд. Тогда это могло бы, по крайней мере, стать аргументом, объясняющим, почему «Мосфильму» понадобилось заблокировать торрент-раздачи на сайте rutor.org. А если это не так, то это, простите, элементарное быдло, которое с моей стороны никак не объяснимо.Услуги по основной деятельности компании оказываются на производственной базе «Мосфильма», что обеспечивает безубыточность деятельности компании и прибыль, которая в дальнейшем распределяется между сотрудниками управления «Мосфильма» как участниками компании.
Коллегия приняла решение направить представления в Минкульт и Фонд кино, информационные письма в Правительство РФ, ФНС России и Попечительский совет Фонда кино, а также обращение в прокуратуру.
Офис России (применительно к киноконцерну «Мосфильм»).
Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания».
Не имея никаких финансовых отчетов о доходах государственной компании по эксплуатации исключительных прав на советские фильмы, я могу сделать только один вывод: несмотря на то, что единственным владельцем является Российская Федерация, фактическим бенефициаром является г-н Шахназаров и компания.
.
«КОРОВА – ХОЗЯИНКА ГОСУДАРСТВА, И ВСЕ, ЧТО ОНА даёт – МОЛОКО ИЛИ ТЕЛЯТ – УЖЕ НАШЕ!»
Вот что сказал кот в известном мультфильме.
И, на самом деле, именно это и происходит. Конечно, глупо не доить корову, так как она дает молоко, и администрация совхоза дает вам исключительное право доить эту корову.
Вот и «Мосфильм», защищая свою корову, выжимает все соки из бессмертных фильмов, продавая права на показ и распространение, а также монетизируя фильмы для бесплатного просмотра через рекламу на YouTube, а также за счет продажи цифровых копий по ценам от 129 до 200 руб.
И так будет продолжаться до тех пор, пока советская авторская корова не вымрет окончательно.
Можно было бы хоть как-то понять политику «Мосфильма», если бы сами фильмы бесплатно показывали на YouTube всем желающим, поскольку они их еще и продают. Только непонятно для кого? Для тех, кто не знает, как пользоваться Видеограббер скачать видео с Youtube или поискать на поисковых сервисах и файлообменниках? После этого моего поста Мосфильм может обвинить меня в том, что я незаконно предоставляю неосведомленным пользователям информацию о том, как не платить деньги Мосфильму и создать себе пиратскую копию продукта с помощью сервиса YouTube. Но на что мне сослаться на этот раз? Что пиратство советских фильмов не стимулирует авторов продолжать создавать новые шедевры? Так, до этого они не имели права на какие-либо выплаты и получали гроши от общих сборов в рамках добровольной поддержки государством деятелей культуры.
Убежден, что любой пользователь, желающий посмотреть фильмы, заблокированные на роутере, легко найдет их в глобальной сети даже без портала «Мосфильма».
Но пример соседа может стать заразительным, и завтра, кто знает, возможно, в МосГорСтамп поступит еще ряд заявлений о принятии временных мер по блокировке всего списка сайтов в связи с тем, что исключительные права ФГУП Гостелерадиофонд и ФГУП нарушаются в нашем Интернете.
Единая государственная киносборник» для всех фильмов и мультфильмов, выпущенных на студиях «Союзмультфильм», «Центрнаучфильм», «Ленфильм», «Диафильм», «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им.
Горького и Свердловская киностудия.
И что? Де-факто это явное жлобство и лицемерие, но де-юре «Фильмофонд» имеет на это полное законное право, а ФГУП признается законом точно таким же участником гражданских правоотношений, как и другие хозяйствующие субъекты.
А пока ждем очередного искового заявления к основателю «Пиратской бухты» Готфриду Свартхольму от «Мосфильма», поскольку именно он установлен в предыдущих решениях МосГорСтамп в качестве администратора сайта rutor.org .
Теги: #Децентрализованные сети #авторское право #Авторское право #Московский городской суд #общественное достояние #советское кинонаследие #rutor.org
-
Вопрос Про Авангейт
19 Oct, 24 -
Liveandroid 0.3 Выпущен
19 Oct, 24