Итак, очередной пост о яркой и противоречивой истории советских кассетных магнитофонов.
На этот раз мы рассмотрим стационарные модели литовского завода «Вилма».
Сразу отмечу, что мы не будем затрагивать их все, а коснемся наиболее представительных и интересных экземпляров, ознаменовавших переход от одного поколения к другому, оставивших значительный след, являющихся предметом коллекционирования или представляющих собой оригинал.
техническая идея.
Известно, что, как и на Западе, в СССР портативные модели опережали стационарные, что неудивительно.
На заре своего существования компакт-кассеты, как следует из названия, разрабатывались, позиционировались и воспринимались как носитель портативных устройств.
Неожиданно для создателей формата его преимущества оценили не только журналисты и представители спецслужб, но и любители музыки.
Ниже под катом о том, какими были советские стационарные магнитофоны.
Пионер - глубокая модернизация и плагиат
Лидерство в разработке первых в СССР стационарных кассетных магнитофонов принадлежит Литовскому приборостроительному заводу «Вилма».Как и в других случаях с советскими инновациями, им предшествовало появление аналогов в капиталистических странах.
Так в 1970 году транснациональная корпорация голландского происхождения Philips, разработчик и пионер производства компактных кассет, выпустила Philips N 2400 — стационарную кассетную деку со встроенным усилителем и динамиками.
Через два года, упростив и немного изменив конструкцию (удалив «лишние» части стримера, выбросив счетчик ленты, отзеркалив расположение функциональных элементов), появился советский стационарный первенец под названием «Вильма-Стерео».
появился.
В дальнейшем магнитофон получит другое название, а именно «Вильма-302-стерео».
Переделке подвергся и усилитель, мощность которого упала в полтора раза (RMS Philips составляла 10 Вт, номинальная мощность советского изделия - 2 Вт - т.е.
среднеквадратическая мощность около 7 Вт).
Philips N 2400 модель 1971 года, в комплекте открытый динамик
"Вильма-302-стерео" обр.
1972 г.
, в комплекте открытый динамик.
Главным новшеством продукта является даже не стационарный форм-фактор, а усиление; главная особенность в другом - это первый кассетный стереофонический магнитофон массового производства.
Для 1972 года в СССР сегодня это эквивалентно выпуску аналога iPhone X в России.
Несмотря на то, что магнитофон стереофонический, стационарный, имеет динамики и другие особенности, он, как и его зеркальный прототип из Голландии, заимствует ряд особенностей от конструкции портативных моделей.
Вполне естественно, что устройство было изготовлено массово; для уменьшения его габаритов были использованы распространенные в то время германиевые транзисторы.
Ленточный накопитель — простая, одномоторная машина, надежная, но тщательно пережевывающая пленку даже после первых 10 месяцев эксплуатации.
Отдельного внимания заслуживает динамик, которым был оснащен стационарный первенец.
Это вполне подходящие для того времени двухполосные полочные колонки открытого акустического оформления, оснащенные двумя динамическими громкоговорителями: 4ГД-8Е и 1ГД-28. Они также были позаимствованы у оригинального Philips и тоже немного модифицированы.
Пионер стереофонии имел следующие технические характеристики:
- скорость протягивания ленты 4,76 см/сек;
- коэффициент детонации 0,4%;
- выходная номинальная мощность 2х1 Вт;
- диапазон рабочих частот 63.10000 Гц;
- уровень помех 40 дБ;
- вес 4 кг;
- цена магнитофона с акустикой составила 275 рублей (3 зарплаты молодого специалиста или полторы зарплаты менеджера среднего звена).
Инженеры того времени вспомнили и реализовали принцип: «чем больше динамиков, тем лучше»).
Один из вариантов магнитофона выпускался в урезанном моно варианте и назывался «Вильма-303».
Производство этого устройства началось в 1973 году.
Кропнутая версия появилась из-за необходимости недорогого стационарного магнитофона; они решили пожертвовать стереофонией.
Была использована методика снижения затрат, которая сегодня часто применяется при разработке смартфонов.
Они выпускают аппарат в корпусе, внешне неотличимом от флагмана, но с катастрофически урезанным функционалом.
Несмотря на относительный успех первого стационарного магнитофона, потребительские запросы продолжали расти.
Это стало причиной принятия управленческих решений, благодаря которым в СССР началось массовое производство стандартных магнитофонов.
«Вильма 001» — магнитофон не для всех
Прошло время, и к началу восьмидесятых годов у потребителя вновь возникла потребность в современной кассетной деке высочайшего класса сложности.Традиционно первым в разработке устройств такого типа стал завод «Вилма» в Вильнюсе.
В 1982 году появились первые серийные образцы флагманской деки.
По некоторым данным, в большую серию устройства не пошли, но оставили неизгладимое впечатление на всех, кто с ними имел дело.
Считается, что конструкция и схемотехника этой разработки были оригинальными.
Несмотря на это распространенное суждение, хочу отметить, что схема компоновки, лентопротяжного устройства и реализация управления на интегральной схеме в 1982 году не были принципиально новыми решениями.
Дизайн устройства также не является чем-то новаторским для 1982 года; кассетные деки того времени от известных компаний AKAI, SONY, Matsushita Electric были очень похожи на советский флагман.
Интересно, что использовался лентопротяжной механизм производства и сборки компании Grundig, оснащенный двигателями SONY с кварцевой стабилизацией частоты, а также замкнутым трактом.
Характерной особенностью механизма также были два ведущих вала и целых 3 двигателя.
Тракт магнитофона был оснащен сразу тремя магнитными головками, что также было нетипично для других советских магнитофонов.
Удобство использования устройства серьезно улучшено за счет квазисенсорных кнопок.
Ленточный накопитель, в свою очередь, получил цифровое программное управление.
Также функциональным новшеством в советской индустрии кассетных магнитофонов стала автоматизация калибровки тока записи и смещения, которые отображались на специальном люминесцентном индикаторе.
Также принципиально новым и практически незнакомым советским пользователям стало оснащение устройства беспроводным пультом дистанционного управления.
Для подключения других устройств дека была оборудована двумя дополнительными розетками питания, которые, в свою очередь, были оснащены встроенным таймером.
Помимо минимально необходимых воспроизведения, записи, паузы и перемотки, Wilma 001 включала в себя функции, которые даже на Западе станут обыденностью лишь десятилетие спустя, а именно: просмотр трека, поиск по паузам.
Для отображения уровня сигнала, программ и текущего времени использовались газоразрядные индикаторы.
По некоторым данным, в 1982 году чудо-магнитофон продавался в московском магазине «Орбита» на Смоленской площади и стоил 1900 рублей, при среднемесячной зарплате в СССР около 150 рублей.
Один из пользователей вегалаба оценил стоимость магнитолы в 2 мотоцикла Ява с объемом двигателя 360 куб.
см.
Из-за редкости модели нам не удалось найти достоверные характеристики.
Учитывая класс сложности, могу предположить, что советские инженеры добились максимально возможных на тот момент характеристик.
Пожалуй, это первый советский магнитофон, сделанный не из сыпучих материалов, а на основе нескольких микросхем, что, возможно, добавляет ему культового статуса.
Сегодня эта модель пользуется спросом у коллекционеров, поскольку встречается сравнительно редко.
Говорим Вильнюс, подразумеваем Львов
1982 год порадовал советских меломанов еще одной стационарной декой, относившейся к высшему классу сложности, а именно «Вилма-010-стерео».Это тоже экспериментальный прибор, который также изначально производился Вильнюсским приборостроительным заводом.
Но в отличие от «001» он выпускался более крупной серией, а потому информации о нем гораздо больше.
Предшественником 010-й деки и ее практически полным конструктивным аналогом был магнитофон первого класса сложности «Вилма-102-стерео», производство которого началось в течение года, в 1981 году.
Эта дека была одним из первых советских магнитофонов.
использовать двухмоторный стример с закрытым трактом и квазисенсорным управлением.
Они стали визитной карточкой премиальных моделей советских кассетных дек.
В этой модели полностью отказались от громоздкости и построили электронику на основе специально разработанных кремниевых интегральных схем.
Комбинированная головка магнитной записи и воспроизведения предположительно была изготовлена в Японии.
Как и ультрапремиальная модель 001, «Вилма-102-стерео» была оснащена индикаторами среднего и квазипикового уровней сигнала, которые работают как во время записи, так и при воспроизведении.
Известно, что в этой и подобных ей моделях изначально использовался немецкий (ФРГ) ленточный накопитель фирмы Ernst Plank. Позже, по слухам, была разработана советская копия, которая, опять же по слухам, окончательно добила легендарную фирму Эрнст Планк, бесславно прекратившую свое существование в 1985 году.
Значительным достижением можно считать собственную систему устранения помех при переключении.
режимов и использование компандерного шумоподавления «Dolby-B».
Среди редких в советской технике функций были также устройство автостопа, устройство отбора проб ленты и счетчик потребления.
Конструктивно в «Вильма-010-стерео» ничего не изменилось, но электронная часть устройства подверглась существенной модернизации.
Так, после установки более совершенной элементной базы характеристики устройства существенно улучшились.
В частности, был расширен частотный диапазон рабочих частот - 1,5.18000 Гц (в версии 102 верхний предел не превышал 14000), коэффициент детонации составил 0,15% против 0,17% у 102-й модели.
Имелись различия и в конструкции прижимного ролика заднего вала.
Несмотря на все эти почти уникальные для советской техники и редкие для западных особенностей, была толстая и большая ложка дегтя.
Большинство магнитофонов Вильнюсского завода моделей 010 и 102 страдали плохим качеством сборки и отдельных узлов.
В связи с этим пользователи, заплатившие за звуковоспроизводящие устройства несколько среднемесячных зарплат, испытывали гнев и недоумение, когда недавно купленную вещь приходилось долго и нудно ремонтировать.
Народные флагманы потребовали замены ремней всего через год эксплуатации; ролики в лентопротяжном устройстве, изготовленные из полимера, недостаточно устойчивого к механическим нагрузкам, развалились и деформировались.
Через некоторое время флагман начал жевать пленку и стандартная процедура чистки не всегда этому мешала.
Через два года после Вильнюса производство перспективной модели было освоено на Львовском производственном объединении им.
50-летие Октября.
Интересно, что инженеры украинского предприятия быстро выявили проблемы литовской конструкции и устранили ряд существенных недостатков.
Так, по отзывам меломанов советской эпохи, львовские деки, получившие название «Феникс-010-стерео» (поскольку последние планировалось использовать в стереосистемах «Феникс»), в отличие от своих литовских аналогов, имели очень надежные ремни.
Ролики, изготовленные из резины, также практически не подвергались износу и деформации.
И вообще, во Львове успешно разрешились все литовские детские болезни.
Несмотря на наполеоновские планы, ни «Вильмасы», ни «Фениксы» не пошли в крупное производство, были малочисленны и из-за высокой стоимости более не выпускались.
Со временем от них отказались; к 1986 году производство как в Украине, так и в Литве было свернуто.
Модель послужила основой для многих аналогов от «Вильмы» и других советских предприятий.
Нижняя граница
Отзывы тех, кто пользовался Вилмой в те годы, оставляют желать лучшего.Несмотря на это, анализ моделей, которые создавались на этом заводе в 70-80-е годы, позволяет предположить, что инженеры компании хорошо разбирались в современных технических тенденциях и шли, что называется, «в правильном направлении».
Литовские дизайнеры стремились создавать оригинальные модели, внедрять смелые и новаторские идеи и даже при копировании вносили авторские изменения.
Проблема «Вильмы» заключалась не в ошибках конструкции или плохом оснащении.
Мелочи, такие как материал роликов, свойства ремней, а также проблемы с контролем качества сборки, губительно сказались на качестве.
В то же время надо отдать должное разработчикам «Вильмы», а также львовским инженерам, воплотившим в жизнь некоторые свои разработки.
«Вильма – Феникс-010-стерео» если и не превосходила зарубежные аналоги, то смогла достичь их уровня, учитывая общее отставание СССР в этом виде развития.
Использованный фотоконтент: Retrotexnika.ru www.rw6ase.narod.r www.radiomuseum.org А также фотографии техники из коллекции Валерия Ерёмина.
Джинсы Мы торгуем электроника.
В наш каталог Представлен широкий ассортимент аудио- и видеотехники, аксессуаров и коммутации.
Теги: #Производство и разработка электроники #Звук #Гаджеты #производство #Старое железо #промышленность #СССР #история #история #винтаж #аудио #кассеты #кассеты #история электроники #магнитофон #кассетные магнитофоны #cccr #cccr #магнитная запись #стационарные магнитофоны #кассетные деки #советские магнитофоны
-
Как Правильно Подготовиться К Шад
19 Oct, 24 -
Умное Окно Samsung
19 Oct, 24 -
Mono Переносит C# На Iphone И Wii
19 Oct, 24 -
Принцип Замены Лискова И Контракты
19 Oct, 24