Наука возродила древнюю жажду
«Вампир живет и не может умереть из-за простого течения времени», — говорит своим коллегам Абрахам ван Хельсинг из «Дракулы».
«Он может пировать кровью живых.
И более того, как мы с вами заметили, он, может быть, даже молодеет." Великий готический роман не придумал идею омоложения посредством крови.
В его основе лежало мнение, сохранившееся со времен мифов Древней Греции, вплоть до времен раннего христианства – и, как ни странно, дошедшее до наших дней.
Ван Хельсинг, рассказывая свои методы поимки и уничтожения Дракулы, сообщает товарищам, что на их стороне особая сила, «сила, недоступная расе вампиров» — сила науки.
Удивительная ирония заключается в том, что за последнее десятилетие некоторые ученые встали на сторону вампиров и представили доказательства того, что кровь молодых людей, перелитая старикам, может повысить «жизненные способности» и замедлить старение.
Брэм Стокер писал в то время, когда наука стала противоречить общепринятым суевериям и религиозным верованиям.
В условиях современного возрождения интереса к омолаживающей силе крови работает ли наука так, как должна, или она делает шаг назад к привычным суевериям?
«Вампир», Филип Бёрн-Джонс, 1897 год.
Миф о крови, дарующей вечную жизнь, породил первые истории о вампирах, моралистические сборники, посвященные сексу и его последствиям.
Редьярд Киплинг, вдохновленный приведенной выше картиной, начинает свое стихотворение « Вампир 1897 год так: «Жил-был дурак.
Он серьезно молился» В каждом нашем теле содержится 4-5 литров крови, начиная от румяных щек и кончая голубоватыми венами, разветвляющимися по рукам.
Первыми, кто считал эту жидкость источником жизни, были древние греки.
Гиппократ, греческий врач 400 г.
до н.
э.
и отец современной медицины, считал, что нашим телом управляют четыре юмора, «гуморы» — кровь, слизь, черная желчь и желтая желчь.
Считалось, что юмор влияет на нашу личность, эмоции, поведение и возраст. Древние греки думали, что тепло ярко-красной крови настолько важно для жизни, что считали ее источником этой жизни.
римский поэт Овидий в 8 г.
н.
э.
опубликованы сведения о первом восстановительном переливании крови.
В своем стихотворении « Метаморфозы " ведьма Медея перерезал старику горло и обескровил его.
Затем она наполнила «древние вены богатым эликсиром», который оживил его.
Этот эликсир не был кровью – это была смесь корней, растений, семян, цветов и прочего.
Но смысл остался прежним: «новая кровь» дала ему «энергию радостной молодости».
Греки не отставали от Овидия[ автор имел в виду римлян - прим.
перевод ].
После гладиаторских боев зрители устремлялись на стадион в безумном желании испить кровь из ран бойцов, чтобы обрести силу и мужество, которые, вероятно, текли в их жилах.
В 77 году нашей эры.
Плиний Старший описывал, как эти одержимые зрители напоминали «диких зверей» на арене, спешащих «глотнуть теплую, живую кровь человека».
Они прижимались губами к ранам гладиатора, надеясь высосать лекарство прямо из его вен.
К 15 веку люди начали пробовать более прямые методы.
После других попыток уйти Папа Иннокентий VIII Не выйдя из ступора, тревожно неквалифицированный врач по имени Авраам Мейер привел к своей постели трех молодых пастухов десяти лет, выбранных в качестве жертв, по цене в один дукат каждый.
По легенде, он пытался перелить их кровь Папе Римскому, а кровь Папы им.
Все они вскоре умерли [Ээта легенда не имеет серьезных подтверждений, и некоторый Они считают это историей, сочиненной на почве антисемитизма – прим.
перевод].
Страшный, но реальный аппарат для переливания крови XIX века, которым пользовались врачи того времени.
Доктор Жозеф Руссель из Женевы писал в 1877 году: «Большая жизненная сила крови энергичного и здорового человека способна улучшить качество крови пациента».
И все же миф об омолаживающей крови не умер.
В конце XVI века немецкий врач Андреас Либави писал, что переливание крови молодого и здорового человека в вены больного старика может «дать ему источник жизни и отогнать усталость».
В начале 20-го века роль молодой крови как противоядия от старения пронизала философию.
Александра Богданова [настоящее имя Малиновский.
Он был российским учёным-энциклопедистом, революционным деятелем, врачом, мыслителем-утопистом, писателем-фантастом, одним из крупнейших идеологов социализма.
С 1926 г.
- организатор и директор первого в мире Института переливания крови; умер во время экспериментов на себе.
/ ок.
перевод].
Он относился к переливанию молодой крови почти как к метафизическому опыту.
Это была амброзия, способная оживить даже самый изношенный человеческий организм.
В 1908 году он написал научно-фантастическую тетралогию, описывающую утопическое коммунистическое общество на Марсе.
Его марсиане жили почти вдвое дольше людей на Земле, переливая себе молодую кровь и продлевая молодость.
Он придумал концепцию «братьев по крови», согласно которой все члены общества имели общую кровь.
В.
Ленин играет в шахматы с Богдановым во время визита к А.
М.
Горькому на Капри, Италия, в 1908 году.
К весне 1928 года Богданову сделали 11 переливаний крови, будучи уверенным, что они улучшают его когнитивные способности, зрение и обращают вспять облысение.
В том году, обменяв литр собственной крови на литр крови 21-летнего парня, Богданов умер от 12-го, последнего переливания [по данным Литературной энциклопедии, это было 11-е переливание - прим.
перевод].
В своем произведении «Фауст» Гете пишет, что «Кровь, надо знать, — это совершенно особенный сок» [Перевод: Борис Пастернак].
Однако на протяжении большей части его истории люди не подозревали о его истинной особенности.
Уже в 17 веке учёные начали понимать, что кровь состоит из отдельных компонентов, каждый из которых выполняет в организме определённую функцию.
Но нам пришлось дождаться прорыва в современной медицине, чтобы определить эти функции и то, как их можно использовать для переливания крови.
Если раскрутить кровь в центрифуге, она разделится на три слоя.
Нижний слой состоит из эритроцитов, которые переносят кислород из легких к органам тела.
Верхний слой, полупрозрачный бледно-желтый, представляет собой плазму, содержащую агенты свертывания крови, белки, переносящие витамины и минералы по всему организму, а также антитела, белки, которые взаимодействуют с иммунной системой для борьбы с инфекциями.
Без плазмы у других клеток не было бы жидкости, через которую можно было бы проходить.
Между ними находятся бледно-желтые тромбоциты и лейкоциты, которые помогают свертыванию крови и обеспечивают иммунную защиту соответственно.
И любой из этих элементов можно заменить при переливании.
После неуклюжих попыток предыдущих столетий переливать кровь собакам, ягнятам и, в конечном итоге, людям, 20-й век стал свидетелем революции в контроле, хранении и использовании крови в медицине.
В 1901 году австрийский врач Карл Ландштейнер открыл первые три группы крови: А (II), В (III) и С (I) (последняя позже стала называться 0), и получил за свою работу Нобелевскую премию.
Год спустя двое его коллег, Альфред фон Декастелло и Адриано Стурли, добавили четвертую группу крови — AB (IV).
Теперь вместо переливания крови от друзей, родственников и случайных людей врачи могли определять группу крови донора и сопоставлять ее с группой крови пациента.
Их открытия заложили основу для манипуляций и даже производства человеческой крови для переливания.
Современный интерес к обновлению крови появился в 1990-х годах.
Итак, Майкл и Ирина Конбой, исследователь и доцент кафедры биотехнологии Калифорнийского университета в Беркли, начали исследовать один из самых важных вопросов в изучении старения: почему органы и ткани тела стареют вместе с нами? «Первый вопрос, который возникает по этой теме, — что общего у всех тканей, и ответ — система кровообращения», — говорит Майкл Конбой.
Совокупность вен и артерий обеспечивает циркуляцию крови по всему телу.
Поскольку эта система доставляет все питательные вещества к тканям организма, не делает ли это кровь главным подозреваемым? «Мы решили — а что если взять мышь, откачать всю старую кровь и закачать новую кровьЭ» - он говорит. «Сделает ли это ее снова молодойЭ» По словам Конбоя, с возрастом организм становится более воспалительным, что обусловлено воспалительными сигналами в крови.
Еще одно важное возрастное изменение связано с клеточное старение , при котором клетки тела перестают делиться.
С возрастом стареющие клетки накапливаются в тканях и органах, что приводит к раку, другим заболеваниям и другим возрастным проблемам.
Чтобы проверить, можно ли обратить вспять эти негативные изменения, Конбои обратились к мышам.
В 2005 году, работая с группой исследователей из Стэнфорда, Конбои опубликовали в журнале Nature исследование, демонстрирующее последствия гетерохронного парабиоза — кровеносных систем двух мышей разного возраста, сшитых вместе.
Исследователи удалили кусочки кожи у молодых и старых мышей и сшили их вместе на манер сиамских близнецов.
Молодой мыши было 2-3 месяца, а старой мыши - 19-26 месяцев.
По человеческим меркам им было где-то 20 и 70 лет. Слившись вместе, мыши слили и свои кровеносные системы – и кровь одной свободно перетекала в другую.
В результате пожилые мыши смогли быстрее восстановиться после травмы и показали увеличение количества клеток в печени и гиппокампе – у старых мышей обычно наблюдается обратное.
Эффекты старения, казалось, обратились вспять, хотя было неясно, была ли это вызвана только кровью.
Система кровообращения старой мыши имела доступ к органам молодой мыши, что могло помочь регулировать метаболизм старой мыши, помочь ей быстрее восстановиться и обеспечить ее необходимыми гормонами и питательными веществами.
Были и другие возможные непредвиденные обстоятельства такого сожительства.
Иногда молодая мышь таскала старую по клетке, заставляя ее больше тренироваться.
Нейробиолог из Стэнфорда Тони Вайс-Корей выступал на конференции TED 2015 года на фоне картины XVI века «Фонтан молодости».
Он заявил: «Я не думаю, что мы сможем жить вечно, но, возможно, мы обнаружили, что источник молодости находится внутри нас и что он просто иссяк».
В ноябре 2016 года Майкл и Ирина Конбой опубликовали в журнале Nature Communications исследование, описывающее эффекты однократного обмена крови у молодых и старых мышей путем смешивания равных частей их крови.
В этом случае мышей больше не сшивали вместе, как в 2005 году.
Конбои разработали новое устройство, которое могло объединять и разделять мышей по желанию и устранять эффект совместного использования органов.
По сути, это была технология однократного взаимного переливания крови.
В этом методе результаты должны показывать только эффект обмена крови, а не совместного использования системы кровообращения.
И снова у старых мышей наблюдалось немедленное улучшение регенерации мышц и состояния печени - жировые отложения почти исчезли, и орган стал выглядеть как молодой - но позже Конбои обнаружили, что подавление процессов старой кровью было более мощным, чем льготы, предоставляемые молодым.
Когда они смешали равные части старой и новой крови, результат не напоминал кровь среднего возраста.
«Он выглядел как старая кровь», — говорит Конбой.
Старая кровь мешала молодым мышам формировать клетки мозга, что приводило к увеличению жировых отложений в печени и ухудшению результатов в силовых тестах, в которых мышей подвешивали вверх ногами на проволочной сетке.
«Старые животные значительно улучшились, но нас больше интересовало, как ухудшалось здоровье молодых животных при воздействии старой крови», — говорит Конбой.
«После этого мы больше не были заинтересованы в использовании молодой крови для лечения.
Нам нужно было понять, что именно в старой крови оказывает такое вредное воздействие».
Конбой назначил одного из подозреваемых трансформирующий фактор роста бета (TGF-бета) — это семейство белков, которые помогают контролировать многие клеточные функции организма, включая сигналы роста, дифференциации и остановки роста клеток.
С возрастом количество белков TGF-бета в организме увеличивается, что приводит к появлению воспалительного сигнала, препятствующего заживлению и блокирующего распространение стволовые клетки.
Если бы мы могли дать клеткам правильный стимул для роста и преодоления негативного воздействия таких факторов, как TGF-бета, мы могли бы поддержать рост клеток и восстановить старые ткани.
«Мы наблюдали это в мышцах старой мыши после переливания; она смогла регенерировать так же хорошо, как и молодая женщина», — говорит Конбой.
«Если бы мы могли вмешаться и подать клеткам сигналы, соответствующие молодости, этого было бы вполне достаточно для омоложения».
Реальным результатом этих экспериментов может стать новое понимание вреда старой крови, а не причин введения молодой крови.
На картине Лукаса Кранаха Старшего XVI века «Фонтан молодости» иссохшие женщины лезут в текущие воды серого бассейна.
Они резвятся там, становясь нежнее, красивее, и выходят из другого конца с восстановленными в молодом состоянии телами.
Именно так новая группа медицинских предпринимателей рекламирует достоинства молодой крови.
Один из них — нейробиолог из Стэнфорда Тони Висс-Корей, который работает над выделением компонентов молодой крови, которые, по его словам, могут восстанавливать стареющие тела.
Он основал компанию Alkahest, целью которой было обратить вспять деградацию, вызванную болезнью Альцгеймера, путем введения пациентам небольшого количества плазмы крови молодых доноров.
«Я не думаю, что мы сможем жить вечно, но, возможно, мы обнаружили, что источник молодости находится внутри нас и что он просто иссяк», — сказал Вайс-Корэй во время своего выступления на TED. «Если мы сможем немного повернуть этот процесс вспять, мы сможем найти факторы, которые вызывают эти эффекты, воспроизвести их искусственно и лечить возрастные заболевания».
К счастью, грубые устройства для переливания крови, подобные изображенному на фотографии, остались в прошлом.
Некоторые эксперты говорят, что утверждения о свойствах крови против старения отражают старые истории.
«Об этом так много шумихи», — говорит один гематолог.
Никто не заработал на парабиозе столько денег, сколько Джесси Кармазин, врач и выпускник Стэнфордского университета — по крайней мере, судя по количеству статей о нем в СМИ.
Кармазин запустил стартап под названием «Амброзия» — названный в честь еды богов — для тестирования эффектов введения крови молодых людей старикам.
В исследовании Ambrosia принимают участие люди в возрасте от 35 лет (из 100 пациентов самому младшему 39 лет, а самому старшему 92 года) в клиниках в Сан-Франциско и Тампе.
Пациенты платят за участие 8000 долларов, что покрывает расходы на плазму, переливание крови и анализы крови.
Эксперименты, финансируемые пациентами, не направлены на лечение конкретных заболеваний — Кармазин надеется вылечить множество болезней одновременно.
Некоторые участники страдают от таких заболеваний, как диабет, сердечная недостаточность и болезнь Альцгеймера.
«Большинство пациентов молоды и здоровы и хотят оставаться такими», — говорит Кармазин.
- Я думаю, это проще.
Теоретически должно быть легче сохранить здоровье человека, чем изменить течение болезни, но тесты показывают, что оба подхода имеют потенциал».
Кармазин говорит, что пациенты сообщают о немедленных результатах сразу после переливания.
Они говорят, что чувствуют себя сильнее, а морщины разглаживаются.
Сразу после лечения они возобновляют нормальную деятельность, некоторые сообщают об увеличении максимального веса, который они поднимают в тренажерном зале.
«Результаты пока предварительные, но изменения явно видны», — говорит Кармазин.
В анализах крови наблюдаются три основных изменения.
Уменьшение количества амилоид , которые способны образовывать бляшки, ответственные за болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Происходит снижение воспаления и уровня холестерина – признак здоровья сердечно-сосудистой системы.
Хотя результаты привлекают к тестам новых клиентов, Кармазин не использует плацебо или двойные слепые методы, которые являются стандартными в медицинских исследованиях.
Его исследования не рецензировались и не публиковались.
Поэтому ученые критикуют его работу.
Даже если окажется, что молодая кровь обладает восстанавливающими способностями, перевесят ли они риски ненужных переливаний? «Я сразу же забеспокоился бы о риске распространения болезни», — говорит Алан Маст, старший исследователь Института исследования крови Висконсинского центра крови и эксперт по переливанию крови в Американском союзе гематологов.
Маст говорит, что сегодня переливание крови безопаснее, чем когда-либо.
И все же: «С моей точки зрения, это риск.
Стоит ли оно того, если вам действительно не нужно это переливаниеЭ» Пожилые пациенты, подверженные риску застойной сердечной недостаточности, также подвергаются риску переливания крови, что может ухудшить их состояние.
Эпидемиологические исследования противоречат ранним сообщениям о пользе переливания крови.
Густав Дгрен, гематолог и доцент кафедры эпидемиологии Каролинского института в Швеции, изучил большую базу данных переливаний крови и доноров в Швеции и пришел к выводу, что возраст доноров не коррелирует со смертностью реципиентов - и если молодая кровь оказал антивозрастной эффект, можно было бы ожидать обратного.
Пациенты, которых изучали, получали переливание крови, чтобы выжить.
Одгрен считает, что методы Кармазина «неэтичны и потенциально очень опасны».
Без плацебо для сравнения «исследование не представляет научного интереса».
Он сомневается, что результаты Кармазина можно воспринимать всерьез, поскольку невозможно узнать, связаны ли преимущества, о которых сообщают люди, с возрастом доноров, переливанием плазмы или другими переменными, которые не контролировались в эксперименте.
Одгрен говорит, что сообщения о замедлении старения молодой крови преждевременны.
«Как врач, я считаю, что люди чаще умирают от болезней, чем от старости», — говорит он.
– Вокруг этого столько ажиотажа, но это не двигает эту область исследований.
Это не принесет ничего хорошего ни пациентам, ни нашему научному пониманию старения».
«Дгрен надеется, что будущие исследования смогут прийти к более точным выводам, более точно имитируя методы, использованные в исследованиях на мышах.
«Я не говорю, что подобный эффект молодой крови не может наблюдаться у людей, но чтобы проверить это, нам необходимо разработать исследования на людях, которые более точно воспроизведут модели на мышах».
Тем временем ученые продолжают покупать и продавать кровь миллениалы для инъекций старикам, полным надежды.
Мы не относимся к молодой крови как к недостижимой амброзии мифа, но после столетий научных прорывов удивительно видеть, насколько мы остаемся привязанными к одной и той же истории.
Теги: #Популярная наука #здоровье #Биотехнологии #старение #кровь #продление жизни #вечная молодость
-
Ясно: Оба; Или Нет?
19 Oct, 24 -
Google Apps Для Государственных Служб
19 Oct, 24 -
Какая Технология Победит: Rfid Или Qr-Код?
19 Oct, 24 -
Нейронные Сети: Лекция 2 (+Пример На Php).
19 Oct, 24